Резолютивная часть решения оглашена 24.05.2022.
Решение в полном объеме изготовлено 26.05.2022.
На основании ст.99 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), постановления Правительства РФ от 01.10.2020 N1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений", приказа Липецкого УФАС России от 17.05.2022 N229, Комиссией Липецкого УФАС России,
проведена проверка соблюдения заказчиком - ФКУ "ЦХиСО УМВД России по Липецкой области" требований Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при проведении электронного аукциона на капитальный ремонт кровли (реестровый номер 0846100000522000011) (далее - электронный аукцион).
Проверка начата 18.05.2022, окончена 24.05.2022.
Место проведения проверки: г.Липецк, пл.Плеханова, д.1.
Внеплановая проверка проведена Липецким УФАС России на основании пункта 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе.
Так, в Липецкое УФАС России 11.05.2022 от гражданина _.. (далее также- заявитель) поступила жалоба на действия заказчика - ФКУ "ЦХиСО УМВД России по Липецкой области" (далее также - заказчик) при проведении вышеуказанного электронного аукциона.
Проанализировав жалобу заявителя, антимонопольный орган принял решение об отказе в рассмотрении поданной им жалобы в порядке, предусмотренном ст.105 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, поскольку из содержания доводов жалобы заявителя усматриваются признаки нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, при проведении заказчиком электронного аукциона, Липецким УФАС России было принято решение о проведении настоящей внеплановой проверки.
В результате анализа документов и сведений о проведении электронного аукциона установлено следующее.
Извещение о проведении электронного аукциона на капитальный ремонт кровли (реестровый номер 0846100000522000011) и приложения к нему размещены 08.04.2022 в Единой информационной системе в сфере закупок (далее- ЕИС).
Начальная (максимальная) цена контракта - 4 977 901,20 руб.
Дата и время начала срока подачи заявок - 08.04.2022 16:24,
Дата и время окончания срока подачи заявок - 18.04.2022 10:00,
Дата проведения процедуры подачи предложений о цене контракта - 18.04.2022,
Дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - 20.04.2022.
Объектом закупки является выполнение работ по капитальному ремонту кровли.
По итогам проведения электронного аукциона на капитальный ремонт кровли (реестровый номер 0846100000522000011) единственным участником закупки, заявка которого признана соответствующей требованиям извещения о проведении электронного аукциона определено ООО "ИНЖКОМСЕТЬ" (протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 20.04.2022 NИЭА1). В связи с чем, заказчиком принято решение о заключении государственного контракта с данным участником закупки.
Согласно ч.1 ст.34 Закона о контрактной системе, контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение, документация о закупке, заявка не предусмотрены. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, контракт должен содержать порядок определения количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги на основании заявок заказчика.
В силу ч.2 данной нормы Закона, при заключении и исполнении контракта изменение его существенных условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
При этом, в соответствии с п.1 ч.13 ст.34 Закона о контрактной системе, в контракт включаются обязательные условия: о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, в том числе с учетом положений части 13 статьи 37 настоящего Федерального закона, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, о порядке и сроках оформления результатов такой приемки, а также о порядке и сроке предоставления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обеспечения гарантийных обязательств в случае установления в соответствии со статьей 96 настоящего Федерального закона требования обеспечения гарантийных обязательств. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, контракт должен содержать условие о том, что оплата поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги осуществляется по цене единицы товара, работы, услуги исходя из количества поставленного товара, объема фактически выполненной работы или оказанной услуги, но в размере, не превышающем максимального значения цены контракта. В случае, если контрактом предусмотрены его поэтапное исполнение и выплата аванса, в контракт включается условие о размере аванса в отношении каждого этапа исполнения контракта в виде процента от размера цены соответствующего этапа.
Между тем, необходимо отметить, что согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 432 ГК РФ, существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Так, порядок оплаты работ является существенными условиями государственного контракта на выполнение подрядных работ. Изменение порядок оплаты работ при заключении контракта является существенным изменением его условий.
Как установлено из анализа проекта государственного контракта, являющегося приложением к извещению о проведении рассматриваемой закупки, п.2.6-2.7 содержит следующие условия:
"2.6. Оплата по настоящему Контракту осуществляется по безналичному расчету платежными поручениями путем перечисления Заказчиком денежных средств на расчетный счет Подрядчика, указанный в настоящем Контракте, в течение 7 (семи) рабочих дней с даты подписания Заказчиком документа о приемке выполненных работ с использованием функционала единой информационной системы и предоставления Подрядчиком надлежащим образом оформленных документов, необходимых для оплаты.
В случае изменения расчетного счета Подрядчик обязан в течение 3 (трех) рабочих дней с момента изменения расчетного счета в письменной форме сообщить об этом Заказчику, указав новые реквизиты расчетного счета. В противном случае все риски, связанные с перечислением Заказчиком денежных средств на указанный в настоящем Контракте расчётный счёт несёт Подрядчик.
Данный пункт не включается в текст Контракта в случае если Контракт заключается по результатам электронного аукциона, который проводился на право заключения Контракта в соответствии с п.9 ч.3 ст.49 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ.
2.7. Датой оплаты является дата списания денежных средств с расчетного счета Заказчика.
Данный пункт не включается в текст Контракта в случае если Контракт заключается по результатам электронного аукциона, который проводился на право заключения Контракта в соответствии с п.9 ч.3 ст.49 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ".
Таким образом, вышеуказанными положениями проекта государственного контракта не предусмотрена выплата заказчиком аванса исполнителю по контракту.
Порядок заключения контракта по итогам электронного аукциона установлен статьей 51 Закона о контрактной системе.
Так, в силу п.п.а) п.1 ч.2 ст.51 Закона о контрактной системе, не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения в единой информационной системе протоколов, указанных в части 1 настоящей статьи заказчик формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта, указанный в пункте 5 части 2 статьи 42 настоящего Федерального закона, который должен содержать: информацию, предусмотренную частью 6 статьи 30, пунктами 1, 2, 5 - 8, 10, 17, 18 и 20 части 1 статьи 42 настоящего Федерального закона.
Таким образом, данной нормой Закона о контрактной системе установлено, что заказчик формирует и размещает в ЕИС (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта, который должен, в числе прочего, содержать информацию, предусмотренную пунктом 10 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе (а именно: размер аванса (если предусмотрена выплата аванса)).
В рассматриваемом случае, поскольку извещением о проведении рассматриваемой закупки, а также проектом государственного контракта, являющемся приложением к нему, не предусмотрена выплата аванса, то размещаемый заказчиком в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта для подписания его обществом, не должен содержать информацию о размере аванса.
Как установлено, заказчик разместил в ЕИС проект контракта, не содержащий информацию о размере аванса - 22.04.2022.
28.04.2022 ООО "ИНЖКОМСЕТЬ" направлен протокол разногласий по условиям проекта контракта.
В соответствии с п.2 ч.4 ст.51 Закона о контрактной системе, не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения участником закупки, с которым заключается контракт, информации и документов в соответствии с ч.3 настоящей статьи, заказчик формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта с учетом информации, содержащейся в протоколе разногласий, размещенном участником закупки, с которым заключается контракт, в соответствии с п.2 ч.3 настоящей статьи.
Комиссией Липецкого УФАС России установлено, что заказчик 29.04.2022 в ответ на размещенный обществом протокол разногласий, разместил в соответствии с п.2 ч.4 ст.51 Закона о контрактной системе, без своей подписи, в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы проект контракта, содержащий в п.2.6-2.8 иные от объявленных в извещении о проведении закупки условия определения поставщика (подрядчика, исполнителя): "2.6. Оплата по настоящему Контракту осуществляется по безналичному расчету платежными поручениями путем перечисления Заказчиком денежных средств на расчетный счет Подрядчика, указанный в разделе 15 настоящего Контракта.
Заказчик производит авансовый платеж в размере 49% от цены Контракта, что составляет 2 426 975 (Два миллиона четыреста двадцать шесть тысяч девятьсот семьдесят пять) рублей 73 копейки, в том числе НДС в размере 20%, что составляет 485 395 (Четыреста восемьдесят пять тысяч триста девяносто пять) рублей 15 копеек, в пределах доведенных Заказчику лимитов бюджетных обязательств, в течении 5 (пяти) рабочих дней с момента заключения Контракта.
После выполнения работ оплата по настоящему Контракту производится в российских рублях в течение 7 (семи) рабочих дней с даты подписания Заказчиком документа о приемке выполненных работ с использованием функционала единой информационной системы и предоставления Подрядчиком надлежащим образом оформленных документов, необходимых для оплаты. Оплата производится в размере, не превышающем разницу между стоимостью фактически выполненной работы и общей суммой ранее выплаченного авансового платежа.
Неизрасходованные к сроку окончания выполнения работ по Контракту авансовые платежи подлежат возврату Подрядчиком Заказчику.
В случае изменения расчетного счета Подрядчик обязан в течение 3 (трех) рабочих дней с момента изменения расчетного счета в письменной форме сообщить об этом Заказчику, указав новые реквизиты расчетного счета. В противном случае все риски, связанные с перечислением Заказчиком денежных средств на указанный в настоящем Контракте расчётный счёт несёт Подрядчик.
2.7. В случае расторжения Контракта:
2.7.1. По инициативе Подрядчика или в связи с неисполнением Подрядчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, аванс (или его соответствующая часть) подлежит возврату Заказчику с момента заключения соглашения о расторжении Контракта или вступления в силу соответствующего решения суда о расторжении Контракта. В этом случае подлежат начислению проценты за пользование чужими денежными средствами в соответствии со ст. 395 Гражданского кодекса Российской Федерации. Проценты начисляются начиная со дня, следующего после дня получения аванса (или его соответствующей части), по день поступления денежных средств на счет Заказчика.
2.7.2. По инициативе Заказчика аванс (или его соответствующая часть) подлежит возврату Заказчику в течение 5 (пяти) рабочих дней с момента заключения соглашения о расторжении Контракта. В этом случае подлежат начислению проценты за пользование чужими денежными средствами в соответствии со ст. 395 Гражданского кодекса Российской Федерации. Проценты начисляются со дня, следующего после истечения 5 (пяти) рабочих дней с момента заключения соглашения о расторжении Контракта, по день поступления денежных средств на счет Заказчика.
2.8. Датой оплаты является дата списания денежных средств с расчетного счета Заказчика".
Таким образом, заказчиком, при направлении 29.04.2022 проекта контракта обществу, были нарушены требования ч.1 ст.34, п.п.а) п.1 ч.2 ст.51 Закона о контрактной системе.
Установленные нарушения ч.1 ст.34, п.п.а) п.1 ч.2 ст.51 Закона о контрактной системе содержат признаки совершения административного правонарушения, предусмотренного ч.1.4 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Руководствуясь ст.99 Закона о контрактной системе, постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений", Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. В действиях заказчика - ФКУ "ЦХиСО УМВД России по Липецкой области" при проведении электронного аукциона на капитальный ремонт кровли (реестровый номер 0846100000522000011) установлены нарушения ч.1 ст.34, п.п.а) п.1 ч.2 ст.51 Закона о контрактной системе.
2. Предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе не выдавать, ввиду заключенного контракта.
3. Передать материалы проверки должностному лицу Липецкого УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение 3 месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области от 24 мая 2022 г. N 048/06/99-473/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.05.2022