Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия (далее - Мордовское УФАС России, Управление) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
члены комиссии:
в присутствии представителя:
ФГБОУ ВО "Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева" - _, действующего на основании доверенности N 01-06-04/136 от 19.11.2021 года;
в отсутствии представителей ООО "М_" надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела N 013/06/42-334/2022 (уведомление от 19.05.2022 г. N 347).
рассмотрев 24 мая 2022 года жалобу общества с ограниченной ответственностью "М_" (далее - Заявитель, ООО "М_") на действия ФГБОУ ВО "Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева" (далее - Заказчик), при проведении электронного аукциона N 0309100006122000002 на оказание услуг по комплексной уборке зданий и санитарно-гигиеническому содержанию помещений (далее - Аукцион), и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.30 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Мордовское УФАС России 17 мая 2022 года посредством функционала сайта единой информационной системы в сфере закупок: http://zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) поступила жалоба от Заявителя на действия Заказчика.
Уведомлением Мордовского УФАС России от 19.05.2022 года N 347 рассмотрение жалобы назначено на 23.05.2022 года в 15 часов 30 минут.
В адреса подателя жалобы, заказчика и оператора электронной площадки было направлено уведомление о содержании жалобы с информацией о месте и времени ее рассмотрения.
Кроме того, уведомление от 19.05.2022 года N 347 о назначении дела N 013/06/42-334/2022 к рассмотрению размещено в единой информационной системе в сфере закупок в сети интернет по адресу: http://zakupki.gov.ru и доступно для всеобщего ознакомления.
23.05.2022 года для выяснения обстоятельств, имеющих значение для принятия решения, руководствуясь пунктом 3.32 Административного регламента, в процессе заседания Комиссией Мордовского УФАС России объявлялся перерыв. В 14 часов 30 минут 24.05.2022 года рассмотрение жалобы продолжилось.
Изучив материалы дела, проанализировав содержание жалобы Заявителя, возражение Заказчика, исследовав имеющиеся в деле доказательства, в результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки, Комиссия установила следующее.
Извещение N 0309100006122000002 о проведении Аукциона размещено Заказчиком на официальном сайте ЕИС - 10.05.2022 г.
Начальная (максимальная) цена контракта: 14 002 589,24 рублей.
Дата и время окончания срока подачи заявок: 18.05.2022 10:00.
Дата проведения процедуры подачи предложений о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги: 18.05.2022.
Дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя): 19.05.2022.
В соответствии с частью 1 статьи 105 Закона о контрактной системе при проведении конкурентных способов, при осуществлении закупки товара у единственного поставщика в электронной форме на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 настоящего Федерального закона, участник закупки в соответствии с законодательством Российской Федерации имеет право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) субъекта (субъектов) контроля, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
В силу пункта 1 части 2 статьи 105 Закона о контрактной системе жалоба на положения извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) может быть подана до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. При этом участник закупки вправе подать только одну жалобу на положения извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
По мнению Заявителя Заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона не установлены дополнительные требования к участникам закупки, в соответствии с пунктом 36 Приложения к постановлению Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 "О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - постановление Правительства N 2571), что влечет за собой возможность заключения контракта с лицом, которое не может выступать исполнителем работ.
Заказчиком в соответствии с частью 1 статьи 106 Закона о контрактной системе представлены письменные возражения по доводам жалобы Заявителя, которые приобщены к материалам настоящего дела (вх.N3906 от 23.05.2022 года).
Проанализировав содержание жалобы Заявителя, возражений Заказчика, исследовав имеющиеся в деле доказательства, Комиссия Мордовского УФАС России приходит к следующему.
Согласно части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования, в том числе к наличию: 1) финансовых ресурсов для исполнения контракта; 2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта; 3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации; 4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
В силу части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Согласно части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке (в случае, если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке).
В соответствии с пунктом 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе (при наличии такого требования).
В соответствии с частью 1 постановления Правительства N 2571 к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг предъявляются дополнительные требования согласно приложению. Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается информацией и документами, предусмотренными приложением к данному постановлению.
Подпунктом "а" пункта 3 постановления Правительства N 2571 установлено, что положения данного постановления применяются при проведении конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), при этом: позиции 14, 15 и 36 приложения применяются в случае, если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта превышает 1 млн. рублей.
Согласно позиции 36 приложения к постановлению Правительства N 2571 к участникам закупки услуг по уборке зданий, сооружений, прилегающих к ним территорий предъявляются дополнительные требования о наличии опыта исполнения участником закупки договора, предусматривающего оказание услуг по уборке зданий, сооружений, прилегающих к ним территорий. Цена оказанных услуг по договору должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
В соответствии с Извещением о проведении электронного аукциона Заказчиком установлены следующие требования:
"1. Единые требования к участникам закупок в соответствии с ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ;
2. Требования к участникам закупок в соответствии с частью 1.1 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ".
Принимая во внимание объект рассматриваемой закупки, начальную (максимальную) цену контракта, следует вывод об обязанности Заказчика установить к участникам закупки дополнительные требования в соответствии с постановлением Правительства N 2571.
Однако, Комиссией Мордовского УФАС России установлено, что извещение о проведении электронного аукциона не содержит дополнительные требования к участникам электронного аукциона, предусмотренные частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, Комиссия Мордовского УФАС России приходит к выводу, что Заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона не установлены дополнительные требования в соответствии с постановлением Правительства N 2571, что нарушает требования части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
В связи с вышеизложенным, довод Заявителя признан обоснованным.
1. Вместе с тем, в ходе проведения внеплановой проверки Комиссией Мордовского УФАС России установлено следующее.
В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать проект контракта.
Согласно части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение, документация о закупке, заявка не предусмотрены.
В силу части 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
В случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустоек (штрафов, пеней) (часть 6 статьи 34 Закона о контрактной системе).
В соответствии с частью 8 статьи 34 Закона о контрактной системе штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления штрафов.
Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 года N 1042 (далее - Правила).
Согласно пункту 4 Правил за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заключенным по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон), за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в размере 1 процента цены контракта (этапа), но не более 5 тыс. рублей и не менее 1 тыс. рублей.
Заказчиком в Извещение о проведении электронного аукциона в соответствии с частью 3 статьи 30 Закона о контрактной системе установлено преимущество участникам закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации.
Раздел 5 проекта государственного контракта регулирует ответственность сторон по контракту. Вместе с тем, Комиссией Мордовского УФАС России установлено, что положения пункта 4 Правил не нашли отражение в проекте контракта, являющегося приложением к Извещению о проведении электронного аукциона.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего в проекте контракта ответственность в соответствии с пунктом 4 Правил, нарушают требование частей 4, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе, образуют признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.
2. Согласно ч. 1 ст. 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен использовать при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В силу ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Закона о закупках, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Кроме того, при установлении требований к качественным, техническим и функциональным показателям Заказчик также руководствуется собственными потребностями и не обязан обосновывать установленные требования. При этом данные требования не должны приводить к ограничению количества участников закупки.
Согласно Приложению 1. Описания объекта закупки Извещения о проведении электронного аукциона, исполнитель должен оказывать услуги по комплексной уборке и санитарно-гигиеническому содержанию помещений, по поддержанию чистоты входной группы и холла 1 этажа, зоны перед лифтами, а также по дезинфекции помещений.
Комиссия Мордовского УФАС России проанализировав объект закупки приходит к выводу, что работы по комплексной уборке помещений и по дезинфекции помещений функционально и технологически не связаны между собой, поскольку вышеуказанные услуги осуществляются на разных рынках услуг и такое объединение приводит к необоснованному ограничению количества участников закупки и, как следствие, к ограничению конкуренции.
При этом, Заказчиком на заседании Комиссии Мордовского УФАС России не представлено сведений, подтверждающих, что указанные услуги функционально и (или) технологически взаимосвязаны между собой.
Кроме того, Комиссией Мордовского УФАС России установлено, что комплексная уборка помещений подпадает под позицию 36 приложения к постановлению Правительства N 2571, по которому Заказчикам необходимо устанавливать дополнительные требования, тогда как к оказанию услуг по дезинфекции данное постановление не применимо.
Таким образом, Заказчик, в данном конкретном случае, с учетом наименования объекта закупки, объединив в один Аукцион услуги несвязанные технологически и функционально, нарушил требование п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе. Указанные действия Заказчика содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.1 ст. 7.30 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 2, частью 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе Комиссия Мордовского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "М_" на действия ФГБОУ ВО "Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева" при проведении электронного аукциона N 0309100006122000002 на оказание услуг по комплексной уборке зданий и санитарно-гигиеническому содержанию помещений обоснованной.
2. Признать действия Заказчика нарушением ч. 4 ст. 31, ч. 4, 8 ст. 34, п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе.
3. Выдать обязательное для исполнения предписание об аннулировании Аукциона.
4. Передать материалы дела должностному лицу для решения вопроса о возбуждении производства об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия от 24 мая 2022 г. N 013/06/42-334/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.05.2022