Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области по контролю законодательства о контрактной системе в сфере закупок, рассмотрению информации о включении в реестр недобросовестных поставщиков (далее - Комиссия Томского УФАС России) в составе: председателя комиссии: | |
|
Заместителя руководителя управления; |
членов комиссии:
|
Ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок; специалиста 1 разряда отдела контроля закупок, |
при участии представителей Уполномоченного органа Областного государственного казенного учреждения "Центр государственных закупок Томской области" (далее - Уполномоченный орган) Козюкова Романа Феликсовича (доверенность N 9 от 10.01.2022), Сорокожердева Александра Игоревича (доверенность N 5 от 10.01.2022), при участии представителей заказчика Областного государственного казенного учреждения "Управление автомобильных дорог Томской области" (далее - Заказчик, ОГКУ "ЦГЗ ТО") Мочалова Валерия Ивановича, (доверенность N 60 от 17.05.2022), Чураева Дениса Викторовича (доверенность N 61 от 17.05.2022) без участия заявителя (ИМ Меньшикова Р.А.) в установленном порядке извещен о времени и месте рассмотрения жалобы,
рассмотрев жалобу ИП Меньшикова Р.А. на действия ОГКУ "ЦГЗ ТО" при осуществлении закупки в форме аукциона в электронной форме "Выполнение работ по строительству линий электроосвещения на автомобильных дорогах общего пользования Томской области. Автомобильная дорога Михайловка-Александровское -Итатка на участке км 30+861 - км 33+410 (с.Александровское) в Томской области" (извещение N 0865200000322000725) (далее - Аукцион), и проведя внеплановую проверку в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон 44-ФЗ),
УСТАНОВИЛА:
В Томское УФАС России обратился Заявитель с жалобой, поданной в срок и соответствующей статье 105 Закона 44-ФЗ, на действия Заказчика при осуществлении закупки в форме аукциона в электронной форме "Выполнение работ по строительству линий электроосвещения на автомобильных дорогах общего пользования Томской области. Автомобильная дорога Михайловка-Александровское -Итатка на участке км 30+861 - км 33+410 (с.Александровское) в Томской области" (извещение N 0865200000322000725), нарушающие, по мнению Заявителя, законодательство о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Из жалобы Заявителя следует, что его права и законные интересы нарушены действиями аукционной комиссии, а именно ненадлежащим образом установлены дополнительные требования к участникам закупки.
Заявитель просит, признать жалобу обоснованной, аукционную комиссию нарушившей требования Закона о контрактной системе, выдать предписание об устранении нарушений.
Учреждение в письменных пояснениях (приобщенных к материалам дела) указало, что Заказчиком, верно, идентифицированы работы, относящиеся к объекту закупки, как работы по строительству линейного объекта, поскольку результатом их выполнения - новые сети электроснабжения, предназначенные для освещения, которые относятся к линейным объектам. Следовательно, установленные в извещении о закупке (N извещения 0865200000322000725) дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с пунктом 8 приложения к постановлению Правительства РФ от 29 декабря 2021 г. N 2571 "О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее Постановление N 2471), соответствует положениям законодательства о контрактной системе.
Представитель Заказчика в письменных пояснениях (приложенные к материалам дела) с жалобой не согласен, считает, что в извещении о проведении закупки (N извещения 0865200000322000725) правильно установлены требования к участникам закупки в соответствии спунктом 8 Постановления N 2571.
На заседании Комиссии Томского УФАС России представители Заказчика и Учреждения поддержали позицию, изложенную в письменных пояснениях.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки, Комиссия Томского УФАС России установила следующее.
Извещение о проведении аукциона в электронной форме N извещения 0865200000322000725 размещено на Официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее - Официальный сайт, ЕИС) - 20.04.2022.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 20 493 956,00 руб.
Объект закупки - "Выполнение работ по строительству линий электроосвещения на автомобильных дорогах общего пользования Томской области. Автомобильная дорога Михайловка-Александровское -Итатка на участке км 30+861 - км 33+410 (с.Александровское) в Томской области".
Для участия в аукционе извещение N 0865200000322000725 поступило 2 заявки. На момент рассмотрения жалобы Контракт не заключен.
Согласно части 3 статьи 7 Закона 44-ФЗ информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Согласно пункту 12 части 1 статьи 42 Закона 44-ФЗ при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию: требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
В соответствии с частью 2 статьи 31 Закона 44-ФЗ Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
В соответствии с частью 4 статьи 31 Закона 44-ФЗ в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Постановление Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 "О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N2571) устанавливает дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно подпункту а) пункта 3 Постановления N 2571 пунктов 6 - 13, 17 и 18 приложения применяются в случае, если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей, для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд - 5 млн. рублей.
Согласно извещению N0865200000322000725 о проведении электронного аукциона Заказчик установил соответствии с пунктом 8 Постановления N 2571 дополнительные требования к участникам закупки:
наличие у участника закупки следующего опыта выполнения работ:
1) опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции линейного объекта, за исключением автомобильной дороги;
2) опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции линейного объекта, за исключением автомобильной дороги.
Цена выполненных работ по договору, предусмотренному пунктом 1 настоящей графы настоящей позиции, цена выполненных работ, предусмотренных пунктом 2 настоящей графы настоящей позиции, должна составлять:
не менее 50 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя), если начальная (максимальная) цена контракта не превышает 100 млн. рублей;
не менее 40 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя), если начальная (максимальная) цена контракта составляет или превышает 100 млн. рублей, но не превышает 500 млн. рублей;
не менее 30 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя), если начальная (максимальная) цена контракта составляет или превышает 500 млн. рублей
Информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требования:
в случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 1 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции:
1) исполненный договор;
2) акт приемки объекта капитального строительства, а также акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ, если акт приемки объекта капитального строительства не содержит цену выполненных работ;
3) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых такое разрешение не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности) или решение о технической готовности линейного объекта инфраструктуры к временной эксплуатации.
В случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 2 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции:
1) раздел 11 "Смета на строительство объектов капитального строительства" проектной документации;
2) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию или решение о технической готовности линейного объекта инфраструктуры к временной эксплуатации.
Согласно части 1 статьи 2 Закона 44-ФЗ законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" закон регулирует отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог, в том числе на платной основе, и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации (далее - дорожная деятельность).
Объектом рассматриваемой закупки является работ по строительству линий электроосвещения на автомобильных дорогах общего пользования Томской области. Автомобильная дорога Михайловка-Александровское -Итатка на участке км 30+861 - км 33+410 (с.Александровское) в Томской области.
В силу пунктов 1,5 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации":
автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог;
элементы обустройства автомобильных дорог - сооружения, к которым относятся дорожные знаки, дорожные ограждения, светофоры, устройства для регулирования дорожного движения, работающие в автоматическом режиме специальные технические средства, имеющие функции фото- и киносъемки, видеозаписи для фиксации нарушений правил дорожного движения, сохранности автомобильных дорог и сбора платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, места отдыха, остановочные пункты, объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог, пешеходные дорожки, пункты весового и габаритного контроля транспортных средств, пункты взимания платы, стоянки (парковки) транспортных средств, сооружения, предназначенные для охраны автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений, тротуары, другие предназначенные для обеспечения дорожного движения, в том числе его безопасности, сооружения, за исключением объектов дорожного сервиса.
Таким образом, исходя из вышеизложенного, уличное освещение является элементом обустройства автомобильных дорог.
Согласно разделу 1 ГОСТ Р 52765-2007 "Национальный стандарт Российской Федерации, Дороги автомобильные общего пользования . Элементы обустройства. Классификация" (далее - ГОСТ Р 52762-2007), утвержден приказом Ростехрегулирования от 23.10.2007 N 269-ст настоящий стандарт распространяется на элементы обустройства существующих и проектируемых автомобильных дорог общего пользования и устанавливает их техническую квалификацию.
Исходя из пункта 3.1 ГОСТ Р 52762-2007 элементы обустройства автомобильной дороги: Комплекс зданий и сооружений обслуживания движения, технических средств и устройств, предназначенных для организации и обеспечения безопасности дорожного движения.
К техническим средствам и устройствам организации и обеспечения безопасности дорожного движения настоящего стандарта относится:
дорожный знак, табло с изменяющейся информацией, дорожная разметка, дорожный светофор, направляющие устройства, искусственные неровности, шумовые полосы, аварийный съезд, дорожное ограждение, акустический экран, противоослепляющий экран, снегозащитные устройства, тротуар, пешеходная дорожка, пешеходный переход, велосипедная дорожка, стационарное электрическое освещение: Искусственное освещение, обеспечивающее в темное время суток видимость дороги и дорожных сооружений для их эффективного использования и предотвращения дорожно-транспортных происшествий.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 30.09.2004 N 504 "О перечне имущества, относящегося к федеральным автомобильным дорогам общего пользования, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов" под имуществом, относящимся к федеральным автомобильным дорогам общего пользования, а также сооружениями, являющиеся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, помимо прочего, понимаются: комплекс электроснабжения - инженерные коммуникации для территории линейной дорожной службы, а также федеральных автомобильных дорог общего пользования: линии электропередач воздушные и кабельные, пункты электрические распределительные, трансформаторные подстанции, трансформаторы электрические, комплексы электроснабжения, включающие опоры и светильники ( на федеральных автомобильных дорогах опоры и светильники устанавливаются вдоль трассы, на транспортных развязках и пересечениях, включая путепроводы, автодорожных мостах, виадуках, автобусных остановках, стационарных постах ГИБДД и ДПС, пунктах весового контроля, площадках отдыха и стоянки автотранспорта, паромных и понтонных переправах, железнодорожных переездах).
Согласно постановлению Администрации Томской области от 04.07.2017 N 252а "О Перечне имущества, относящегося к автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения Томской области, и сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью" под имуществом, относящегося к автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения Томской области, и сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью, согласно приложению к настоящему постановлению понимаются: Комплекс электроснабжения - инженерные коммуникации для освещения автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения: линии электропередачи воздушные и кабельные, пункты электрические распределительные, трансформаторные подстанции, трансформаторы электрические, комплексы электроснабжения, включающие опоры и светильники (на автомобильных дорогах опоры и светильники устанавливаются вдоль трассы, на транспортных развязках и пересечениях, включая путепроводы, автодорожных мостах, автобусных остановках, стационарных постах ГИБДД и ДПС, пунктах весового контроля, площадках отдыха и стоянки автотранспорта, паромных и понтонных переправах, железнодорожных переездах)
Таким образом, объектом закупки N извещения 0865200000322000725 являются работы по строительству линий электроосвещения на автомобильных дорогах общего пользования Томской области. Следовательно, требования к участникам закупки устанавливаются исходя из пункта 17 Постановления N 2571.
Исходя из пунктом 17 Постановления N 2571 установлены дополнительные требования к участникам закупок на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильной дороги, а именно:
наличие у участника закупки следующего опыта выполнения работ:
1) опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции автомобильной дороги;
2) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по капитальному ремонту автомобильной дороги;
3) опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильной дороги.
Цена выполненных работ по договорам, предусмотренным пунктами 1 и 2 настоящей графы настоящей позиции, цена выполненных работ, предусмотренных пунктом 3 настоящей графы настоящей позиции, должна составлять: не менее 50 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя), если начальная (максимальная) цена контракта не превышает 100 млн. рублей;
не менее 40 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя), если начальная (максимальная) цена контракта составляет или превышает 100 млн. рублей, но не превышает 500 млн. рублей;
не менее 30 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя), если начальная (максимальная) цена контракта составляет или превышает 500 млн. рублей.
ГОСТ Р 52766-2007 "Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования" (далее - ГОСТ Р 52766-2007) распространяется на элементы обустройства автомобильных дорог общего пользования, предназначенные для повышения удобства и безопасности дорожного движения и устанавливает основные параметры и технические требования к элементам обустройства автомобильных дорог.
В соответствии с п. 4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 стационарное электрическое освещение на автомобильных дорогах предусматривают на автобусных остановках, пешеходных переходах, велосипедных дорожках, на участках концентрации дорожно-транспортных происшествий в темное время суток, у расположенных вблизи от дороги клубов, кинотеатров и других мест сосредоточения пешеходов в населенных пунктах, где нет уличного освещения, при расстоянии до мест возможного подключения к распределительным сетям не более 500 м.
Таким образом, исходя из изложенного, руководствуясь извещением о проведении электронного аукциона для закупки N извещения 0865200000322000725 объектом закупки включает в себя работы по строительству линий электроосвещения на автомобильных дорогах общего пользования Томской области
Исходя из пункта 17 Постановления N 2571 установлены дополнительные требования к участникам закупок на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильной дороги, а именно:
наличие у участника закупки следующего опыта выполнения работ:
1) опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции автомобильной дороги;
2) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по капитальному ремонту автомобильной дороги;
3) опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильной дороги.
Цена выполненных работ по договорам, предусмотренным пунктами 1 и 2 настоящей графы настоящей позиции, цена выполненных работ, предусмотренных пунктом 3 настоящей графы настоящей позиции, должна составлять: не менее 50 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя), если начальная (максимальная) цена контракта не превышает 100 млн. рублей;
не менее 40 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя), если начальная (максимальная) цена контракта составляет или превышает 100 млн. рублей, но не превышает 500 млн. рублей;
не менее 30 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя), если начальная (максимальная) цена контракта составляет или превышает 500 млн. рублей.
В соответствии с частью 4 статьи 31 Закона 44-ФЗ в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Согласно части 5 статьи 31 Закона 44-ФЗ информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
На основании ч. 6 ст. 31 Закона о закупках Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
Таким образом, Заказчик с учетом работ входящих в объект закупки (N извещения 0865200000322000725) установив требования к участникам закупки в соответствии с пунктом 8 Постановления N 2571 нарушил часть 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Принимая во внимание вышеизложенное, и руководствуясь частью 6 статьи 31, статьей 105, статьей 106 Закона 44-ФЗ, Комиссия Томского УФАС России,
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ИП Меньшикова Р.А. на действия Областного государственного казенного учреждения "Управление автомобильных дорог Томской области" при осуществлении закупки в форме аукциона в электронной форме "Выполнение работ по строительству линий электроосвещения на автомобильных дорогах общего пользования Томской области. Автомобильная дорога Михайловка-Александровское -Итатка на участке км 30+861 - км 33+410 (с.Александровское) в Томской области" (извещение N 0865200000322000725) обоснованной.
2.Признать в действиях Заказчика нарушение части 6 статьи 31 Закона о контрактной системы.
3. Выдать предписание об устранении нарушений.
4.Передать материалы настоящего дела уполномоченному должностному лицу для привлечения лиц, виновных в нарушении Закона о контрактной системе, к административной ответственности.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Председатель комиссии
Члены комиссии |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области от 18 мая 2022 г. N 070/06/106-300/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.05.2022