Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС)
при участии представителей ГБУ СШОР Приморского района Санкт-Петербурга (далее - Заказчик), ООО "Столичные поставки" (далее - Заявитель), уведомленных о времени и месте заседания Комиссии УФАС,
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 12980-ЭП/22 от 16.05.2022) на действия Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на поставку кресла массажного (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении аукциона размещено 16.03.2022 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372200099922000011. Начальная (максимальная) цена контракта - 1 711 667, 00 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Заказчика, нарушающие, по мнению Заявителя, требования Закона о контрактной системе, и которые выразились в нарушении правил описания объекта закупки в части установления требований, свойственных для товара, производимого конкретным изготовителем.
Ознакомившись с представленными документами и сведениями, Комиссия УФАС приходит к следующим выводам.
1. Согласно ч. 1 ст. 49 Закона о контрактной системе, электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки.
В силу п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе, извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Частью 2 ст. 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Таким образом, по смыслу ст. 33 Закона о контрактной системе,при формировании Технического задания Заказчику в рамках Закона о контрактной системе предоставлены полномочия по самостоятельному определению размера лота, а также спецификации и параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение услуги именно с такими характеристиками, которые ему необходимы.
В соответствии с ч. 2 ст. 19 Закона о контрактной системе,под требованиями к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам понимаются требования к количеству, потребительским свойствам (в том числе характеристикам качества) и иным характеристикам товаров, работ, услуг, позволяющие обеспечить государственные и муниципальные нужды, но не приводящие к закупкам товаров, работ, услуг, которые имеют избыточные потребительские свойства или являются предметами роскоши в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В своей жалобе Заявитель указывает на то, что в спецификации на приобретение кресла массажного Заказчиком указаны конкретные показатели технических характеристик либо диапазон,в совокупности с остальными требованиями описания и ценовым диапазоном, установленным НМЦК, соответствуют только модель Yamaguchi XI, а аппараты с наилучшими характеристиками не могут пройти по описанию. Также данные функции не влияют на функциональность массажного кресла и являются маркетинговым ходом, чтобы выделить данный бренд.
Комиссия УФАС отмечает, что 05.04.2022 и 22.04.2022 Комиссией
Санкт-Петербургского УФАС России Заказчику, аукционной комиссии и оператору электронной торговой площадки были выданы предписания по делам N 44-1020/22 и N 44-1197/22 соответственно об устранении нарушения ч. 2 ст. 42 (п. 1 ч. 1 ст. 33) Закона о контрактной системе путем совершения следующих действий:
- в 14-дневный срок со дня размещения настоящего предписания на официальном сайте отменить все протоколы, составленные в ходе проведения аукциона с номером извещения 0372200099922000011;
- внести изменения в извещение о закупке, приведя его в соответствие с требованиями законодательства о контрактной системе, руководствуясь мотивировочной частью решения, указанного в преамбуле настоящего предписания;
- продлить срок подачи заявок в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе;
- провести процедуры закупки с номером извещения 0372200099922000011 в соответствии с законодательством о контрактной системе.
12.04.2022 Заказчиком были внесены изменения в извещение о проведении закупки в части описания объекта закупки. В частности, Заказчиком были удалены требования, прямо указывающие на товар конкретной торговой марки.
Комиссия УФАС констатирует, что требования к функциональным. техническим и качественным характеристикам закупаемого товара установлены Заказчиком в Приложении N 1 к извещению о проведении аукциона (Приложение N1 к описанию объекта закупки).
В частности, Заказчиком в новой редакции извещения определены следующие требования к закупаемому товару:
N п/п |
Наименование товара |
Товарный знак (его словесное обозначение), знак обслуживания, фирменное наименование, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя товара |
N показателя |
Показатель (характеристика) товара |
Требования к значениям показателей (характеристик) товара, или эквивалентности предлагаемого к поставке товара, товара используемого для выполнения работы, оказания услуги, позволяющие определить соответствие потребностям заказчика |
|||||
Минимальное значение показателя и/или максимальное значение показателя (вид показателя 1) |
Показатели (характеристики), для которых указаны варианты значений (вид показателя 2) |
Показатели (характеристики), которые определяются диапазоном значений (вид показателя 3) |
Показатели, (характеристики) значения которых не могут изменяться (вид показателя 4) |
|||||||
Минимальное значение показателя |
Максимальное значение показателя |
Нижняя граница диапазона значений |
Верхняя граница диапазона значений |
|||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
1 |
Массажное кресло |
Yamaguchi Xi или эквивалент |
8 |
Цвет массажного кресла |
x |
x |
х |
х |
х |
бежевый |
9 |
Материал массажного кресла |
x |
x |
х |
х |
х |
Арпатек. В отличие от кожзаменителя и кожи, материал устойчив к внешним воздействиям и не вытягивается даже при жесткой интенсивной эксплуатации. На изделиях из арпатека не образуется пузырей и складок |
|||
12 |
Максимальная разрешенная нагрузка (вес пользователя), за счет усиления несущей рамы кресла, (кг) |
х |
не более 120 |
х |
х |
х |
х |
|||
13 |
Вес пользователя |
х |
х |
х |
30 |
120 |
х |
|||
14 |
Габариты в сложенном виде, см (ДхШхВ) |
от 153х84х122 |
до 170х92х126 |
х |
х |
х |
х |
|||
15 |
Габариты в разложенном виде, см (ДхШхВ) |
от 180х85х92 |
до 205х92х105 |
х |
х |
х |
х |
|||
16 |
Вес массажного без коробки, нетто, (кг) |
от 155 |
до 165 |
х |
х |
х |
х |
|||
20 |
Количество режимов нулевой гравитации |
не менее 2 |
х |
х |
х |
х |
х |
|||
21 |
Двойной роликовый массажный механизм |
х |
х |
х |
х |
х |
В наличии. |
|||
Одновременный массаж области ягодиц и шейно-воротниковой зоны. Массаж происходит эффективнее, снижается время, затрачиваемое на процедуру массажа. Два массажных устройства двигаются по каретке массажного кресла независимо друг от друга. | ||||||||||
24 |
Верхний массажный механизм |
х |
х |
х |
х |
х |
в наличии. Движение роликов осуществляется до 63 см по длине и до 21,3 см по ширине, массаж от шеи и плеч до подлопаточной области спины |
|||
25 |
Нижний массажный механизм |
х |
х |
х |
х |
х |
в наличии. Движение роликов осуществляется до 88 см по длине и до 20.8 см по ширине, массаж от поясничной области спины до зоны бедер. |
|||
29 |
Количество массажных роликов для массажа стоп, (шт.) |
не менее 6 |
х |
х |
х |
х |
х |
|||
30 |
Количество уровней регулировка роликов по ширине |
не менее 3 |
х |
х |
х |
х |
х |
|||
31 |
Количество уровней интенсивности воздушной компрессии, |
не менее 5 |
х |
х |
х |
х |
х |
|||
32 |
Количество уровней скорости разминания роликами |
не менее 3 |
х |
х |
х |
х |
х |
|||
33 |
Функция прогрева |
х |
х |
х |
х |
х |
в наличии. |
|||
Спина, икры, 3 уровня | ||||||||||
35 |
Возможность установки кресла вплотную к стене, см |
не более 10 |
х |
х |
х |
х |
х |
|||
36 |
Сенсорный пульт управления |
х |
х |
х |
х |
х |
в наличии |
В своей жалобе Заявитель указывает на то, что повторно установленная Заказчиком совокупность требований указывает на товар конкретного производителя Yamaguchi.
Также Заказчиком был представлен ответ на запрос разъяснений положений извещения об осуществлении закупки от 13.05.2022 NРИ2 от Заявителя:
"Цвет выбран согласно гармоничному сочетанию цвета кресла и цвета стен в помещении. Допускается возможность предоставить другие варианты цветовых исполнений кресла.
Что касается остальных характеристик, Заказчик изучил рынок России, на предмет наличия желаемых функций в массажных креслах разных фирм и моделей для дальнейшего приобретения массажного кресла, и на основании своих собственных потребностей, а также существующих на рынке массажных кресел сформировал ТЗ."
Комиссия УФАС отмечает, что в случае, если при закупке товаров среди требуемых к поставке позиций присутствует хотя бы один товар, требования к характеристикам которого установлены таким образом, что совокупности таких требований отвечает только товар единственного производителя,то положения документации о такой закупке имеют признаки ограничения количества участников закупки, так как закупить и поставить уникальный товар имеет возможность только ограниченный круг лиц, имеющий с производителем такого товара партнерские отношения и/или иные договоры о сотрудничестве.
Кроме того, при наличии у Заказчика обоснованной потребности в поставке именно таких товаров, характеристики которых указаны в извещении, Заказчику необходимо удостовериться в несовместимости оборудования установленного на объекте Заказчика с оборудованием иных производителей, а также определить, каким образом требуемый товар наилучшим образом удовлетворяет потребность Заказчика, а также, в чем такой товар превосходит по характеристикам аналогичные товары, представленные на рынке, и в связи с чем в работе учреждения не могут быть использованы эквивалентные товары, в противном случае, пренебрежение указанными действиями указывает на избыточность потребительских свойств товара, что не допустимо ст. 19 Закона о контрактной системе.
При этом, Заказчику требуется обладать документальным подтверждением такой несовместимости или обоснованием потребности, но не руководствоваться предположениями. На основании вышеизложенного, в случае невозможности участников закупки закупить и поставить требуемый Заказчику товар, обладающий уникальными потребительскими свойствами наряду с иными характеристиками, указанная закупка будет проведена только для тех лиц, имеющих договорные отношения с определенным производителем товара, что непосредственно является ограничением круга потенциальных участников закупки, что напрямую запрещается нормами ст. 33 Закона о контрактной системе.
На заседании Комиссии УФАС Заказчик не представил доказательств, опровергающих довод Заявителя о том, что описанный им товар содержит характеристики, характерные для массажного оборудования производимого единственным производителем, также Заказчиком не приведено обоснования необходимости приобретения товара, именно с теми, конкретными характеристиками, которые были указаны им при описании объекта закупки без возможности предложить к поставке товар с улучшенными потребительскими свойствами и функционалом.
Кроме того, установление требований к товару, ограничивающих количество участников закупки, косвенно подтверждается содержанием протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 21.04.2022 NИЭА2, согласно которому на участие в рассматриваемой закупки была подана только одна заявка, из содержания которой следует, что единственным участником закупки предлагается к поставке товар под торговой маркой Yamaguchi.
Таким образом, Комиссия УФАС приходит к выводу о том, что установив вышеуказанные требования, Заказчик допустил нарушения п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе. Выявленные в действиях Заказчика нарушения законодательства о контрактной системе являются существенными, что дало основания для выдачи обязательного для исполнения предписания об их устранении.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 2, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1 Признать жалобу ООО "Столичные поставки" обоснованной.
1 Признать в действиях Заказчика нарушения п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
2 Выдать Заказчику, его аукционной комиссии и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
3 Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
ГБУ СШОР Приморского района Санкт-Петербурга
пр. Королева, д. 23, лит. А,
Санкт-Петербург, 197349
АО "Сбербанк - Автоматизированная
система торгов"
Большой Саввинский пер., д. 12, стр. 9,
Москва, 119435
факс: (495) 787-29-98
ООО "Столичные поставки"
ул. Заречная, д. 31, г. Балашиха, Московская обл., 143915
ПРЕДПИСАНИЕ
по делу N 44-1504/22 об устранении нарушений законодательства о закупках
20.05.2022 Санкт-Петербург
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС)
на основании своего решения по делу N 44-1504/22 о нарушении законодательства о закупках, руководствуясь ст. ст. 2, 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Заказчику - ГБУ СШОР Приморского района Санкт-Петербурга, аукционной комиссии в 14-дневный срок с момента публикации настоящего предписания на официальном сайте для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг устранить нарушения п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе и с этой целью:
- в 14-дневный срок со дня размещения настоящего предписания на официальном сайте отменить все протоколы, составленные в ходе проведения аукциона с номером извещения 0372200099922000011;
- внести изменения в извещение о закупке, приведя его в соответствие с требованиями законодательства о контрактной системе, руководствуясь мотивировочной частью решения, указанного в преамбуле настоящего предписания;
- продлить срок подачи заявок в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе;
- провести процедуры закупки с номером извещения 0372200099922000011 в соответствии с законодательством о контрактной системе.
2. Заказчику и аукционной комиссии в срок до 27.06.2022 представить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу документальные доказательства исполнения пункта 1 данного предписания.
3. Оператору электронной площадки - АО "Сбербанк - Автоматизированная система торгов":
- обеспечить Заказчику, аукционной комиссии техническую возможность для исполнения п. 1 настоящего предписания;
- прекратить блокирование операций по счетам для проведения операций по обеспечению участия в открытых аукционах в электронной форме, открытых участникам закупки, подавшим заявки на участие в аукционе, в отношении денежных средств в размере обеспечения заявки на участие в аукционе.
Предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Примечание. За невыполнение должностным лицом заказчика, членом комиссии по осуществлению закупок, оператором электронной площадки, специализированной организацией в установленный срок законного предписания, требования органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок ч. 7 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 20 мая 2022 г. N 44-1504/22
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.05.2022