Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
СПб ГБСУСО "Психоневрологический интернат N 2" (далее - Заказчик): по доверенности;
ИП Сахарчук Оксаны Павловны (далее - Участник): по доверенности,
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 13046-ЭП/22 от 16.05.2022) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на поставку мягкого инвентаря (куртки, перчатки) (извещение N 0372200080821000147),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в ред. от 30.12.2021) (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 18.11.2021 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) размещено извещение о проведении электронного аукциона на поставку мягкого инвентаря (куртки, перчатки) (извещение N 0372200080821000147) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 2 169 850,35 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов электронного аукциона от 09.12.2021 N 0372200080821000147-3 победителем Аукциона признана ИП Сахарчук О.П., предложившая цену контракта ниже начальной (максимальной) цены контракта на 44,5 %.
По результатам закупки Заказчиком с ИП Сахарчук О.П. заключен государственный контракт N 31-12/2021 от 23.12.2021 на сумму 1 204 267,04 рублей (далее - Контракт).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе).
Пунктом 9.2 Контракта предусмотрено право Заказчика расторгнуть Контракт в одностороннем порядке по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств:
9.2.1. в случае неоднократного нарушения Поставщиком сроков поставки товаров (п. 2 ст. 523 Гражданского кодекса Российской Федерации);
9.2.2. в случае отказа Поставщика передать Заказчику товар, принадлежности или документы, относящиеся к товару (п. 1 ст. 463, абз. вт. ст. 464 Гражданского кодекса Российской Федерации);
9.2.3. в случае существенного нарушения Поставщиком требований к качеству товара, а именно обнаружения неустранимых недостатков, недостатков, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляются неоднократно, либо проявляются вновь после их устранения, и других подобных недостатков (п. 2 ст. 475 Гражданского кодекса Российской Федерации);
9.2.4. в случае невыполнения Поставщиком в разумный срок требования Заказчика о доукомплектовании товара (п. 1 ст. 480 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 17.03.2022 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с ИП Сахарчук О.П.
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему Участник обязался осуществить поставку мягкого инвентаря (куртки, перчатки) (далее - Товар) в течение 15 рабочих дней с даты заключения Контракта, но не ранее 10.01.2022 по адресу: г. Санкт-Петербург, г. Петергоф, Санкт-Петербургское шоссе, д. 130, с 9-00 до 13-00 час. и с 14-00 до 16-00 час. по рабочим дням (п. 4.1 Контракта).
Срок поставки истек 28.01.2022, Товар Участником поставлен не был, в связи с чем Заказчик направил в адрес Участника требование об осуществлении поставки Товара в срок до 14.03.2022. Однако Товар Участником поставлен не был.
Из информационного письма Участника N 34 от 14.03.2022 Заказчик сделал вывод, что Участник не может осуществить поставку Товара по причине тяжелой экономической ситуации в стране.
Учитывая вышеизложенное, в связи с неисполнением Участником обязательств по Контракту, руководствуясь ч. 2 ст. 523 ГК РФ, ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе и п. 9.2.1 Контракта Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 6 ст. 8 Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" с 1 января до 1 июля 2022 года:
1) положения ч.ч. 12.1 и 14.1, п. 1 ч. 17.2, ч.ч. 20.1 и 22.1 ст. 95 Закона о контрактной системе (в редакции настоящего Федерального закона) не применяются;
2) заключение контракта в случае, предусмотренном ч. 17.1 ст. 95 Закона о контрактной системе (в редакции настоящего Федерального закона), осуществляется в порядке, установленном п. 2 ч. 17.2 указанной статьи;
3) в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения открытого конкурса в электронной форме, открытого аукциона в электронной форме, запроса котировок в электронной форме, закупки товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную ч. 12 ст. 93 Закона о контрактной системе (в редакции настоящего Федерального закона) (далее также - электронные процедуры), закрытого конкурса в электронной форме, закрытого аукциона в электронной форме (далее также - закрытые электронные процедуры), заказчик:
а) направляет такое решение поставщику (подрядчику, исполнителю) в порядке, установленном ч. 12.2 ст. 95 Закона о контрактной системе (в редакции настоящего Федерального закона);
б) не позднее дня направления решения (в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта) размещает такое решение в единой информационной системе в сфере закупок по правилам, действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона;
в) в случае неполучения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, направленного в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта, либо информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, датой надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта считается день по истечении пятнадцати дней, считая с даты размещения в единой информационной системе в сфере закупок решения в соответствии с подпунктом "б" настоящего пункта.
На Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено Заказчиком 18.03.2022 в разделе "Дополнительная информация о закупках, контрактах".
Заказчик представил документы и сведения, согласно которым 19.03.2022 он направил решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу Участника (вручено 26.03.2022).
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
Нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия Заказчиком Решения, ИП Сахарчук О.П. устранены не были.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 16.05.2022.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
На заседании Комиссии УФАС представитель Участника пояснил, что не согласен с Решением Заказчика в силу следующего.
14.03.2022 Участник направил в адрес Заказчика письмо исх. N 34, в котором сообщил, что не может надлежащим образом исполнить свои обязательства по Контракту, в связи с действиями недружественных стран, поскольку нарушилась цепочка поставок материалов, даже производимых в России.
В соответствии с п. 10.1 Контракта стороны освобождаются от ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств по Контракту, если такое неисполнение или ненадлежащее исполнение вызвано обстоятельствами непреодолимой силы, то есть чрезвычайными и непредвиденными обстоятельствами.
В п. 10.2 Контракта закреплено, что в рамках исполнения Контракта чрезвычайными и непредвиденными для Сторон обстоятельствами являются: землетрясения; наводнения; пожары, при условии отсутствия в них вины Стороны Контракта; войны и военные действия; иные обстоятельства, наступление или прекращение которых не обусловлено волей Сторон и препятствующих исполнению или надлежащему исполнению обязательств Сторон по Контракту.
Из анализа указанных выше пунктов Контракта представитель Участника пришел к выводу, что ИП Сахарчук О.П. должна была быть освобождена от ответственности за неисполнение Контракта в срок, в связи с проведением Российской Федерацией военных действии на территории Украины и соответственно действий недружественных стран в отношении Российской Федерации.
По словам представителя Участника, на указанное письмо ИП Сахарчук О.П. Заказчик никак не отреагировал.
21.03.2022 Участник направил в адрес Заказчика извещение N 35 о готовности поставки Товара по Контракту.
По словам представителя Участника, на указанное письмо Участника Заказчик не отреагировал.
Вместе с тем, Заказчик на заседание Комиссии УФАС представил ответ на письмо Участника N 35 от 21.03.2022, в котором сообщал о том, что готов принять Товар, соответствующий требованиям Контракта.
04.04.2022 Участник направил в адрес Заказчика информационное письмо исх. N 45, в котором просил получить поставку Товара. В указанном информационном письме Участник сообщил ориентировочную дату поставки - 06.04.2022.
06.04.2022 Заказчиком составлен акт от 06.04.2022, в котором было указано, что Товар не принят Заказчиком, поскольку водитель транспортной компании отказался распаковывать и предъявлять товар для осуществления приемки.
При этом, представитель Участника отметил, что Контрактом (а именно разделом N 2 "Права и обязанности сторон", а также разделом N 4 "Порядок и сроки поставки товара") не закреплена обязанность Поставщика распаковывать и предъявлять Товар для осуществления приемки.
Вместе с тем, п.п. 5.1 и 5.2 Контракта установлено, что приемка товара осуществляется Заказчиком в день его поставки. При приемке товара Заказчик проверяет соответствие сведений, указанных в Спецификации (Приложение N 1 к Контракту), сведениям, указанным в транспортных и сопроводительных документах по наименованию, ассортименту, количеству, качеству товара, сроку поставки товара, а также соблюдение требований к маркировке, упаковке, иных требований, предъявляемых к товарам подобного рода. Приемка товара Заказчиком осуществляется только в присутствии представителя Поставщика, имеющего при себе паспорт и соответствующую доверенность. В случае отсутствия представителя Поставщика либо отсутствия у последнего документов, подтверждающих его полномочия, Заказчик имеет право отказаться от приемки товара, при этом, в случае нарушения сроков поставки, данное нарушение будет находиться в зоне ответственности Поставщика.
07.04.2022 Участник направил в адрес Заказчика информационное письмо исх. N 46, в котором повторно просил получить поставку, указав на то, что не возражает чтобы Товар был принят Заказчиком без присутствия представителя ИП Сахарчук О.П. По словам представителя Участника, на указанное письмо Поставщика Заказчик никак не отреагировал.
14.04.2022 Участник направил в адрес Заказчика информационное письмо исх. N 51, в котором в очередной раз просил Заказчика получить поставку.
15.04.2022 Заказчик направил в адрес Участника письмо N 397, в котором указал на то, что водитель транспортной компании отказывается предъявлять к досмотру товар и что Заказчик лишен возможности осуществить необходимые действия по приемке Товара.
18.04.2022 Участник направил в адрес Заказчика информационное письмо исх. N 52, в котором просил предоставить мотивированный письменный отказ от приемки партии Товара по Контракту.
21.04.2022 Заказчик представил письмо исх. N 428, в котором сообщил, что отказ от приемки Товара осуществлен в связи с тем, что фактически поставленное количество Товара не соответствует Спецификации к Контракту.
При этом представитель Участника сообщил, что Контракт (а именно раздел N 2 "Права и обязанности сторон", а также раздел N 4 "Порядок и сроки поставки товара") не содержит условие о том, что Товар не может быть поставлен партиями.
Исходя из вышеизложенного представитель Участника пришел к выводу, что действия Заказчика привели к нарушению права ИП Сахарчук О.П. исполнить свои обязанности по Контракту надлежащим образом.
На основании изложенного представитель Участника ходатайствовал о не включении ИП Сахарчук О.П. в реестр недобросовестных поставщиков.
Вместе с тем, Комиссией УФАС установлено, что после принятия Заказчиком решения об одностороннем расторжении контракта Участник в нарушение п. 5.2 Контракта отправил Товар Заказчику и не направил своих представителей для осуществления приемки Товара Заказчиком.
Соответственно, недобросовестное поведение Участника и невыполнение им в данном случае требований Закона о контрактной системе нарушило права Заказчика относительно условий исполнения Контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств в предусмотренном бюджетным законодательством порядке, а также публичные интересы Заказчика, которые обеспечиваются единой и обязательной процедурой размещения заказов.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Гражданского Кодекса РФ гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Действуя в рамках заключения контракта, участник закупки должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию публичных финансов (в данном случае расходованию финансов федерального бюджета), что требует от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей.
Лицо, принимая решение об участии в процедуре размещения государственного и муниципального заказа, подавая соответствующую заявку и заключая контракт, несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям этого Закона.
Вина участника размещения заказа может выражаться не только в умысле (при совершении противоправных действий - участник предвидел возможность наступления общественно опасных последствий, желал их наступления или не желал, но сознательно допускал негативные последствия либо относился к ним безразлично), но и в неосторожности, т.е. при совершении действий участник предвидел возможность наступления негативных последствий, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывал на их предотвращение либо вообще их не предвидел, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должен был и мог предвидеть эти последствия.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что сведения в отношении Участника подлежат включению в Реестр недобросовестных поставщиков.
Следует также отметить, что при рассмотрении вопроса о включении в реестр сведений о недобросовестных поставщиках Комиссия УФАС России не разрешает гражданско-правовой спор между участниками сделки, а оценивает поведение исполнителя на предмет его добросовестности и направленности действий на фактическое исполнение контракта.
В рассматриваемом случае оценив в совокупности представленные документы, Комиссия УФАС усмотрела в действиях Участника признаки недобросовестного поведения и основания для включения его в реестр.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
1. Сведения, представленные Заказчиком в отношении ИП Сахарчук Оксаны Павловны, ИНН: 371501593067, включить в Реестр сроком на 2 (два) года.
2. Датой включения сведений в отношении ИП Сахарчук Оксаны Павловны в Реестр считать дату размещения указанных сведений в единой информационной системе в сфере закупок.
Дата события |
I раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения заказчика |
II раздел |
III раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (I + II + III разделы) |
||||||
Регламентированная дата направления заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления заказчиком сведений |
Итого просрочка в днях по |
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
Итого просрочка в днях по |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Фактическая дата изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Итого просрочка в днях по III разделу |
|||
16.05.22 |
19.05.22 |
16.05.22 |
0 |
16.05.22 |
23.05.22 |
20.05.22 |
0 |
25.05.22 |
25.05.22 |
0 |
0 |
Заместитель председателя Комиссии
Члены Комиссии
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 20 мая 2022 г. N РНП-78-575/22
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.05.2022