Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
ФКУЗ МСЧ-78 ФСИН России (далее - Заказчик): по доверенности;
ИП Андрусяка Ильи Михайловича (далее - Участник): по доверенности, Сычевой М.В. по доверенности,
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 13053-ЭП/22 от 16.05.2022) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на поставку расходного медицинского имущества (извещение N 0872100000122000021),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 08.02.2022 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) размещено извещение о проведении электронного аукциона на поставку расходного медицинского имущества (извещение N 0872100000122000021) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 399 000,00 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 18.02.2022 N ИЭА1 победителем Аукциона признан ИП Андрусяк И.М.
По результатам закупки Заказчиком с ИП Андрусяком И.М. заключен государственный контракт N 30 от 01.03.2022 на сумму 309 225,00 (далее - Контракт).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
В силу ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктами 3.2.5, 12.3 Контракта предусмотрено право Заказчика отказаться от исполнения контракта в одностороннем порядке.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила,что 21.03.2022 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с ИП Андрусяком И.М. в связи с неисполнением обязательств по Контракту.
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему Участник обязался осуществить поставку расходного медицинского имущества (далее - Товар) с момента заключения Контракта по 20.03.2022 (п. 6.2.1 Контракта).
Срок поставки Товара истек 20.03.2022, Товар Участником поставлен не был.
21.03.2022 от Участника поступило письмо-обращение о невозможности исполнения Контракта и предложении расторгнуть контракт по соглашению сторон (исх. N 01-01/032022 от 21.03.2022). Заказчик направил ответ на указанное обращение, в котором сообщил, что оснований для такого расторжения не имеется.
По состоянию на 21.03.2022 обязательства по Контракту не были исполнены Участником, ввиду чего Заказчик принял решение об одностороннем расторжении контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 6 ст. 8 Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" с 1 января до 1 июля 2022 года:
1) положения ч.ч. 12.1 и 14.1, п. 1 ч. 17.2, ч.ч. 20.1 и 22.1 ст. 95 Закона о контрактной системе (в редакции настоящего Федерального закона) не применяются;
2) заключение контракта в случае, предусмотренном ч. 17.1 ст. 95 Закона о контрактной системе (в редакции настоящего Федерального закона), осуществляется в порядке, установленном п. 2 ч. 17.2 указанной статьи;
3) в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения открытого конкурса в электронной форме, открытого аукциона в электронной форме, запроса котировок в электронной форме, закупки товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную ч. 12 ст. 93 Закона о контрактной системе (в редакции настоящего Федерального закона) (далее также - электронные процедуры), закрытого конкурса в электронной форме, закрытого аукциона в электронной форме (далее также - закрытые электронные процедуры), заказчик:
а) направляет такое решение поставщику (подрядчику, исполнителю) в порядке, установленном ч. 12.2 ст. 95 Закона о контрактной системе (в редакции настоящего Федерального закона);
б) не позднее дня направления решения (в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта) размещает такое решение в единой информационной системе в сфере закупок по правилам, действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона;
в) в случае неполучения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, направленного в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта, либо информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, датой надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта считается день по истечении пятнадцати дней, считая с даты размещения в единой информационной системе в сфере закупок решения в соответствии с подпунктом "б" настоящего пункта;
Заказчик представил документы и сведения, согласно которым, 21.03.2022 он направил решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу Участника (вручено 29.03.2022).
На Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено Заказчиком 21.03.2022 в разделе "Дополнительная информация о закупках, контрактах".
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 11.04.2022.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
На заседании Комиссии УФАС представитель Участника пояснил следующее.
Принимая участие в закупке (в период с 08.02.2022 по 16.02.2022) ИП Андрусяк И.М. руководствовался коммерческими предложениями и прайс-листами производителя АО "КРИЗ", в связи с чем к поставке был предложен товар (перчатки смотровые и процедурные из латекса гевеи, неопудренные, нестерильные), страной происхождения которого является Российская Федерация.
Однако, после 24.02.2022 отгрузки соответствующего Товара (в т.ч. аналогов) со складов производителей были фактически приостановлены. Производитель АО "КРИЗ" приостановку отгрузок не обосновал, подтверждение не представил. Вместе с тем, указанные обстоятельства (в части приостановки отгрузок Товара) подтверждаются письмами и прайс-листами иных производителей/дистрибьюторов (письмо ЗАО НПО "Гарант" от 02.03.2022, прайс-лист ООО "ФАРМ-ГЛОБАЛ" от 05.03.2022, письма ООО "ФАРМ-ГЛОБАЛ" от 09.03.2022, от 11.03.2022).
Исходя из сложившихся обстоятельств Участник был вынужден обратиться к Заказчику письмом N 01-01/032022 от 21.03.2022 с просьбой рассмотреть возможность расторжения Контракта по соглашению сторон в соответствии с ч. 8 ст. 95 Закона о контрактной системе, п. 1 ст. 450 ГК РФ, п. 12.2. Контракта. Ответа на указанное обращение от Заказчика не последовало.
После возобновления отгрузок, 01.04.2022, во исполнение обязательств по Контракту Участником был приобретен Товар (перчатки медицинские диагностические одноразовые нестерильные латексные неопудренные) в количестве 15 000 пар (50% от общего объема поставки Товара согласно Контракту) у ООО "МЕДИКОСМ", что подтверждается счетами N 0032374 от 01.04.2022, N 0032375 от 01.04.2022, платежными поручениями N 171 от 01.04.2022, N 172 от 01.04.2022, а также универсальными передаточными документами (УПД) N 3506 от 05.04.2022, N 3507 от 05.04.2022.
В связи с ошибкой ответственного менеджера ИП Андрусяка И.М. был закуплен Товар иностранного происхождения (предполагалась замена Товара по улучшенным характеристикам на основании ч. 7 ст. 95 Закона о контрактной системе).
Вместе с тем, согласно ч. 7 ст. 95 Закона о контрактной системе при исполнении контракта (за исключением случаев, которые предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частью 6 статьи 14 настоящего Федерального закона) по согласованию заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) допускается поставка товара, выполнение работы или оказание услуги, качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) которых являются улучшенными по сравнению с качеством и соответствующими техническими и функциональными характеристиками, указанными в контракте.
Согласно п. 10 Постановления Правительства РФ от 30.04.2020 N 617 "Об ограничениях допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также Постановления Правительства РФ от 30.04.2020 N 617) при исполнении контракта, при заключении которого были отклонены заявки в соответствии с ограничениями, установленными настоящим постановлением, замена отдельного вида промышленного товара на промышленный товар, страной происхождения которого не является государство - член Евразийского экономического союза, не допускается.
При заключении Контракта в соответствии с ограничениями, установленными Постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 N 617, заявки были отклонены (данный факт не был учтен ответственным менеджером, в связи с чем и была допущена ошибка при закупке и попытке поставки Товара иностранного происхождения).
В то же время производителями отгрузки Товара, страной происхождения которого является Российская Федерация, на указанную дату не возобновлялись.
Дополнительно следует отметить, что отсутствие Товара, страной происхождения которого является Российская Федерация, подтверждается и тем обстоятельством, что при проведении Заказчиком новой закупки (извещение N 0872100000122000028) по соответствующему объекту, заявки участников с предложением к поставке товара российского происхождения отсутствовали (Протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) N 0872100000122000028 от 28.04.2022). При этом, победителем указанного электронного аукциона явилось ООО "МП-ГАРАНТ" (Контракт N 67 от 11.05.2022), входящее в одну группу лиц (согласно ст. 9 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции") с ЗАО НПО "Гарант", письмо которого о приостановке отгрузок в марте 2022 года указано выше.
Вышеизложенное свидетельствует о невозможности исполнения обязательств по Контракту по обстоятельствам, независящим от ИП Андрусяка И.М.
Вместе с тем добросовестность ИП Андрусяка И.М. подтверждается контрактами, исполненными без применения штрафных санкций, информация о которых размещена в реестре контрактов на Официальном сайте.
На основании изложенного, представитель Участника ходатайствовал о не включении ИП Андрусяка И.М. в реестр недобросовестных поставщиков, поскольку полагает, что ИП Андрусяк И.М. не имел намерения уклониться от исполнения Контракта, умысел подобного характера в рамках рассматриваемого дела отсутствует, равно как и отсутствует направленность действий ИП Андрусяка И.М. на уклонение от исполнения Контракта, ИП Андрусяком И.М. приняты все необходимые возможные меры для надлежащего исполнения условий Контракта.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав представителей Заказчика и Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что включение ИП Андрусяка И.М. в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Участником деяния.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком, в отношении ИП Андрусяка Ильи Михайловича (ИНН: 784809217847) в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Заместитель председателя Комиссии
Члены Комиссии
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 20 мая 2022 г. N РНП-78-579/22
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.05.2022