Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере государственного оборонного заказа (далее - Комиссия) в составе:
при участии посредством системы видео-конференц-связи представителей ООО "Айти-Трейд" по доверенности, начальника ФКУ "Центр инженерно-технического обеспечения и вооружения управления федеральной службы исполнения наказаний по Вологодской области", действующего на основании устава, рассмотрев с использованием видео-конференц-связи жалобу ООО "Айти-Трейд" (далее - Заявитель) на действия ФКУ "Центр инженерно-технического обеспечения и вооружения управления федеральной службы исполнения наказаний по Вологодской области" (далее - Заказчик) на действия Заказчика при утверждении Заказчиком документации электронного аукциона на поставку радиостанций в соответствии с техническим заданием в рамках государственного оборонного заказа (извещение N0307100019922000003) (далее - Аукцион), и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Санкт-Петербургское УФАС России поступила жалоба Заявителя, перенаправленная ФАС России, на действия Заказчика при утверждении Заказчиком документации Аукциона.
В своей жалобе Заявитель указал, что извещение о проведении закупки N0307100019922000003 составлено с нарушением положений норм действующего законодательства.
Представители Заказчика с доводами, изложенными в жалобе не согласились, просили признать ее необоснованной.
Жалоба рассмотрена в порядке, предусмотренном статьей 106 Закона о контрактной системе. Проведя анализ представленных материалов на рассмотрение жалобы, Комиссия пришла к следующим выводам.
17.03.2022 г. На официальном сайте опубликовано извещение о проведении электронного аукциона N0307100019922000003 на поставку радиостанций в соответствии с техническим заданием в рамках государственного оборонного заказа.
Начальная (максимальная) цена контракта - 3 945 100,00 руб.
1. В соответствии с ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В силу ч. 1 ст. 49 Закона о контрактной системе электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки.
В соответствии с п. 12 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с чч. 2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст. 31 Закона о контрактной системе, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с ч. 1.1 ст. 31 Закона о контрактной системе (при наличии такого требования).
В силу пп. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе.
Согласно п.п. 1 и 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
При описании в документации о закупке объекта закупки заказчики обязаны использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 2 ст. 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Описание требований к товарам установлено Заказчиком в Техническом задании радиостанции "Техническое задание на поставку радиостанций в рамках государственного оборонного заказа".
Не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена Законом о контрактной системе (ч. 3 ст. 33 Закона о контрактной системе).
При формировании Технического задания Заказчику в рамках Закона о контрактной системе предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в ч. 1 ст. 1 Закона о контрактной системе. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
В соответствии с ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции. В силу ч. 2 ст. 17 Закона о защите конкуренции наряду с установленными ч. 1 ст. 17 запретами при проведении торгов, если организаторами или заказчиками торгов являются федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, а также при проведении торгов на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах.
В силу ч. 3 ст. 17 Закона о защите конкуренции наряду с установленными ч.ч. 1 и 2 настоящей статьи запретами при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов, участниками запроса котировок, участниками запроса предложений путем включения в состав лотов товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов, запроса котировок, запроса предложений.
Исходя из буквального и смыслового толкования нормативных положений ст. 17 Закона о защите конкуренции, запрещаются любые действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции при проведении торгов, поскольку перечень запретов, перечисленных в ст. 17 Закона о защите конкуренции, не является исчерпывающим.
Объектом закупки является поставка радиостанций.
В частности, Заявителем указано, что описание объекта закупки, с установленными требованиями к "программируемая выходная мощность передатчика в диапазоне (Вт): минимальная не более 0,5 Вт, максимальная не менее 10 Вт" ограничивают круг потенциальных участников закупки. В подтверждение своей позиции Заявитель приводит Решение Государственная комиссия по радиочастотам (гкрч) от 28.04.2009 N 09-03-01-1 "О выделении полосы радиочастот 146-174 МГц для использования радиоэлектронными средствами подвижной и фиксированной служб гражданского назначения" в приложении N 1 устанавливает разрешенную для эксплуатации мощность для портативной (носимой) станции не более 2 Вт. Также Заявитель указывает, что Заказчиком установлено соответствие ГОСТ 12252-86, где в таблице 2 максимальная мощность для носимой радиостанции устанавливается в 2 Вт.
По словам Заявителя 99 % всех производимых в Мире радиостанций, и все 100 % радиостанций, находящихся в эксплуатации у Заказчика, имеют режимы мощности 1-2\5 ватт, где 5 ватт программно закрыты от эксплуатации, те требование минимальной мощности в 0.5 Вт не имеет практического смысла, а лишь ограничивает конкуренцию.
Также следует учесть, что мощность зависит от уровня заряда батареи и частоты работы радиостанции, эффективности антенны, и поэтому всегда изменяется в разные стороны на 20-25%, поэтому если номинальная мощность у радиостанции указывается 2 Вт, то фактическая находится в диапазоне 1-2 Вт, что также делает бессмысленным требование минимальной мощности не более 0.5 Вт, кроме как в случае когда требуется ограничить конкуренцию.
Мощность 0.5 Вт решением ГКРЧ в Российской Федерации устанавливается для любительский радиостанций работающих на частотах 446,000-446,200 МГц, имеющих не съемную антенну.
У заказчика же диапазон рабочих частот указывается 136 - 174 МГц и антенна идет отдельной позицией в поставке, те по определению является съемной.
Комиссия УФАС отмечает, что если у Заказчика имеются определенные обоснованные потребности в получении тех или иных товаров, он в праве устанавливать соответствующие требования к товарам в аукционной документации, но таким образом, чтобы такие требования не ограничивали количество участников закупки, и в составе одного лота не закупались наряду с товарами, производимыми неограниченным кругом производителей уникальные товары единственного производителя для приобретения которых необходимо заключать определенные договоры и соглашения с производителем изделий.
В силу ч. 1 ст. 106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
Представителем Заказчика даны пояснения, согласно которым:
- возможность программирования небольшой выходной мощности (не более 0,5 Вт.) обусловлено потребностью осуществлять радиосвязь на небольших расстояниях между определенной группой сотрудников уголовно-исполнительной системы Российской Федерации (например, при заседании Оперативного штаба между участниками; между бойцами отряда специального назначения при групповом (скученном) передвижении). При программируемой незначительной выходной мощности уменьшаются риски перехвата данного сигнала радиосвязи. Возможность сотрудникам ФКУ ЦИТОВ УФСИН России по Вологодской области самостоятельно программировать входную мощность позволяет применять закупаемые носимые радиостанции при различных условиях и потребностях службы делая носимые радиостанции более универсальными и применимыми в широком спектре задач (как в штатном режиме работы, так и при внештатных ситуациях (бунты, проведение специальных операций и иное);
- Решение ГКРЧ от 28.04.2009 N 09-03-01-1 "О выделении полосы радиочастот 146-174 МГц для использования радиоэлектронными средствами подвижной и фиксированной служб гражданского назначения" не приемлемо для заказчика, поскольку сфера применения радиостанций - служебная, а не гражданского назначения;
- на день рассмотрения жалобы Заказчику известно о значительном количестве радиостанций полностью, подпадающих под заявленные Заказчиком технические характеристики, в том числе в отношении параметров выходной мощности, например: КОМБАТ Т-34, МИЛИТАРИ, Терек РК-401, DMR Волна 33.061 П 23, Байкал-100 ВСТДР и иные;
- указание подателем жалобы тезиса о том, что "заказчик сам устанавливает соответствие ГОСТ 12252-86" противоречит действительности, поскольку в техническом задании отсутствует указание, что закупаемые радиостанции должны соответствовать ГОСТ 12252-86;
- установление требований к выходной мощности радиостанций является потребностью заказчика. Заказчик вправе определять какие требования к функциональным, техническим, качественным, эксплуатационным характеристикам объекта закупки, которые соответствуют его потребностям с учетом специфики его деятельности и обеспечивают эффективное использование бюджетных средств, при этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки, уточнить его характеристики, поскольку потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении соответствующих требований. Установление спорного требования обусловлено необходимостью обеспечения радиосвязи на территориях исправительных учреждений заказчика в сложных условиях и наличия в зоне развертывания радиосети множества железобетонных, металлических конструкций и ограждений.
Как установлено Комиссией Санкт-Петербургского УФАС России, довод жалобы в части неправомерного установления Заказчиком минимальной выходной мощности передатчика - не более 0,5 Вт, установление данного требования, как пояснили представители Заказчика, является потребностью Заказчика. Заказчик вправе определять какие требования к функциональным, техническим, качественным, эксплуатационным характеристикам объекта закупки, которые соответствуют его потребностям с учетом специфики его деятельности и обеспечивают эффективное использование бюджетных средств, при этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки, уточнить его характеристики, поскольку потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении соответствующих требований. Установление спорного требования обусловлено необходимостью обеспечения радиосвязи на небольших расстояниях между определенной группой сотрудников уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, уменьшения риска перехвата данного сигнала радиосвязи. Довод жалобы в этой части необоснован.
Относительно довода жалобы в части неправомерного установления заказчиком максимальной выходной мощности передатчика - не более 10 Вт, то установление данного требования, как пояснили представители заказчика, является потребностью заказчика. Заказчик вправе определять такие требования к функциональным, техническим, качественным, эксплуатационным характеристикам объекта закупки, которые соответствуют его потребностям с учетом специфики его деятельности и обеспечивают эффективное использование бюджетных средств, при этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки, уточнить его характеристики, поскольку потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении соответствующих требований. Установление спорного требования обусловлено необходимостью обеспечения радиосвязи на территориях исправительных учреждений заказчика в условиях наличия в зоне развертывания радиосети множества металлических конструкций и ограждений.
Вместе с тем, как установлено Комиссией Санкт-Петербургского УФАС России, Заказчик в п. 6.1 контракта (соответствие стандартам и сертификация в техническом задании) устанавливает соответствие качества поставляемого товара требованиям ГОСТ 12252-86 "Радиостанции с угловой модуляцией сухопутной подвижной службы", где в таблице 2 указанного ГОСТ максимальная мощность для носимой радиостанции устанавливается не более 2 Вт.
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России, приходит к выводу, что вышеуказанное требование извещения об осуществлении закупки не соответствует п. 2 ч. 1 ст. 33, п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе, а довод жалобы в этой части является обоснованным.
2. Согласно доводам жалобы, Заказчиком установлено требование "конструкция радиостанции должна обеспечивать уровень защиты оболочки по пылевлагозащите не менее IР-67", при этом специфика работы пенитенциарных учреждений не предполагает кратковременные погружения под воду и подачу воды под напором в несколько атмосфер. По мнению заявителя, полную защиту от пыли и дождя обеспечивает класс IP-64.
Установленная Заказчиком в техническом задании характеристика "уровень защиты оболочки по пылевлагозащите - не ниже IР-67" обусловлена тем, что данный уровень защиты обеспечивает пыленепроницаемость на производственных объектах заказчика, а также защиту от воздействия воды при длительном погружении на глубину 1 м длительностью не более 30 минут. Ключевую роль в этом вопросе имеет износ оборудования. Во время интенсивной эксплуатации даже самые высокие стандарты защиты теряют свои первоначальные характеристики. Например, при реализации стандарта IР-67 путем изоляции деталей резиновыми подкладками, после износа подкладок снизится и уровень защиты. Также на снижение уровня защиты могут повлиять механические повреждения: при падении устройства или повреждении корпуса. Установление требования к конструкции радиостанции по обеспечению уровня защиты оболочки по пылевлагозащите - не менее IР-67 связано со спецификой работы сотрудников пенитенциарных учреждений, которая предполагает эксплуатацию носимых радиостанций под дождём и в зимнее время года при чрезвычайно низких температурах. Радиостанции применяются в случаях преследования при побеге осужденного на открытой территории а также на водоёмах, в экстремальных условиях в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций.
Таким образом, требование к конструкции радиостанции по обеспечению уровня защиты оболочки по пылевлагозащите - не менее IP-67 является потребностью заказчика и обусловлено необходимостью обеспечить работоспособность и сохранение качественных характеристик радиостанций на протяжении длительного времени при условиях интенсивной эксплуатации. Довод жалобы в этой части необоснован.
3. Согласно доводам жалобы заказчиком в Описании объекта закупки установлено требование "Тип разъема для подключения гарнитуры M 4 (13-pin gp)". По мнению Заявителя М4 (13-pin gp) является фирменным наименование компании Моторола, обозначающую, только одну конкретную модель разъема гарнитуры, предусматривающие конкретные модели радиостанций производства американской компании Моторола. Буквы gp в требовании как раз обозначают серию радиостанций GP. Которые в свою очередь уже 10 лет как сняты с производства, а компании Моторола в режиме санкций запретила ввоз своих изделий на территорию РФ. Также Заявитель указывает, что закупаемые радиостанции являются аналоговыми, и для подключения гарнитуры требуют не более 5 пинов (точек контакта), те требование 13 пинов является избыточным, и обязывает закупать только модели конкретной радиостанции, конкретного производителя.
Заказчик обуславливает установление требования "Тип разъема для подключения гарнитуры M 4 (13-pin gp)" тем, что при указанном подключении гарнитуры нивелируется вероятность отсоединения гарнитуры от радиостанции, что является жизненно важным в полевых условиях. Также на момент рассмотрения жалобы в УФСИН России по Вологодской области и в подведомственных учреждениях состоят на вооружении значительное количество радиостанций ТАКТ, в которых используется тип разъема для подключения гарнитуры М 4 (13-pin gp), что позволяет закупаемые радиостанции и гарнитуры к ним соединять и эксплуатировать с уже имеющимся вооружением.
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России приходит к выводу о том, что данный довод жалобы является необоснованным.
4. Согласно доводам жалобы, по совокупности характеристик, ни одна из радиостанций, существующих в продаже, не подходит под требования в Описании объекта закупки.
Однако, Заказчиком предоставлены предложения свидетельствующие о том, что на рынке имеется товар соответствующий требованиям, установленным в Техническом задании:
- КОМБАТ Т-34 МИЛИТАРИ;
- Терек РК-401;
- DMR Волна 33.061 П 23;
- Байкал-100 ВСТДР.
Доказательств обратного, которые бы опровергали соответствие вышеназванных товаров требованиям технического задания извещения N 0307100019922000003, представителем Заявителя в адрес Комиссии Санкт-Петербургского УФАС России не представлено.
В связи с изложенным, данный довод был признан Комиссией Санкт-Петербургского УФАС России необоснованным.
Руководствуясь ст. 8, 48, 49, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "АЙТИ-ТРЕЙД" частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 2 ч. 1 ст. 33, п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем что Заказчиком заключен контракт, предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок не выдавать.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностных лиц Заказчика.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 26 апреля 2022 г. N 078/06/106-614/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.05.2022