Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителя ГБОУ лицей N 101 Выборгского района Санкт-Петербург (далее - Заказчик):
в отсутствие представителей ООО "Реконструкция" (далее - Заявитель), уведомленного о времени и месте заседания Комиссии УФАС,
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 13149-ЭП/22 от 17.05.2022) на действия Заказчика при определении поставщика путем проведения запроса котировок в электронной форме на выполнение работ по ремонту помещений по плану ПИБ NN 118, 137 в здании ГБОУ лицей N 101 Выборгского района (далее - запрос котировок), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013
N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении запроса котировок размещено 11.05.2022 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372200168722000002. Начальная (максимальная) цена контракта - 2 999 995, 98 рублей.
В жалобе ООО "Реконструкция" указало на неправомерные действия Заказчика, выразившиеся, по мнению Заявителя, в нарушении порядка формирования лота закупки: предметом одного контракта являются товары, указанные в приложении Приказа Минфина от 04.06.2018
N 126н и не указанные в нем; в извещении о проведении запроса котировок не установлены условия допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд согласно Приказу Минфина России от 04.06.2018 N 126н (далее - Приказ 126н); а также в нарушении порядка описания объекта закупки.
Заказчик с доводами жалобы не согласен.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения Заказчика, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства.
1. В силу п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе, извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование
Частью 2 ст. 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Таким образом, по смыслу ст. 33 Закона о контрактной системе, при формировании Технического задания Заказчику в рамках Закона о контрактной системе предоставлены полномочия по самостоятельному определению размера лота, а также спецификации и параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение услуги именно с такими характеристиками, которые ему необходимы с другой стороны описание объекта закупки не должно необоснованно ограничивать количество участников закупки.
Комиссия УФАС констатирует, что в Приложении N 1 к Техническому заданию извещения Заказчиком определены требования к товарам, поставляемым при выполнении закупаемых работ (товары передаются Заказчику по товарной накладной, принимается к бухгалтерскому учету Заказчиком), позволяющие определить соответствие потребностям Заказчика. Данная часть документации содержит описание требований к конкретным показателям таких товаров, как, например, Блок оконный тип 1, с ОКПД 2: 22.23.14.120, Выключатель тип 1, с ОКПД 2: 27.33.11.140, Розетка тип 1,с ОКПД 2: 27.33.13.110, Смеситель в комплекте, с ОКПД 2: 28.14.12.110.
По мнению Комиссии УФАС, Заказчик при проведении закупки работ, услуг не вправе требовать предоставления в составе заявки конкретных показателей товара, соответствующих значениям, установленным в документации о закупке, указание на товарный знак (при наличии), если:
1) товар не передается заказчику по товарной накладной или акту передачи;
2) товар не принимается к бухгалтерскому учету заказчика в соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете";
3) товаром являются строительные и расходные материалы, моющие средства и т.п., используемые при выполнении работ, оказании услуг, без которых невозможно выполнить (оказать) такую работу (услугу).
В соответствии с п. 3 ст. 421 Гражданского кодекса Российской Федерации, стороны могут заключить договор, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами (смешанный договор). К отношениям сторон по смешанному договору применяются в соответствующих частях правила о договорах, элементы которых содержатся в смешанном договоре, если иное не вытекает из соглашения сторон или существа смешанного договора.
В силу п. 1 ст. 432 Гражданского кодекса Российской Федерации, договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению любой из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Согласно п. 3 ст. 455 Гражданского кодекса Российской Федерации, условие договора купли-продажи о товаре считается согласованным, если договор позволяет определить наименование и количество товара.
В связи с тем, что договор поставки представляет собой частный случай договора купли-продажи, Комиссией УФАС установлено следующее.
В соответствии со ст. 506 Гражданского кодекса Российской Федерации, по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые, или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.
Положения ст. 506 Гражданского кодекса Российской Федерации не устанавливают каких-либо требований к существенным условиям договора поставки, соответственно, в силу п. 3 ст. 455 Гражданского кодекса Российской Федерации условия договора поставки товара считаются согласованными, если договор позволяет определить наименование и количество товара.
Из содержания проекта контракта, являющегося частью извещения, а также технического задания однозначно следует, что в рамках исполнения контракта Исполнитель выполняет работы и поставляет товары в соответствии с Техническим заданием. Данные товары передаются подрядчиком Заказчику самостоятельно вне рамок сдачи-приемки выполненных работ.
Учитывая изложенное, в рассматриваемом случае контракт носит смешанный характер и предусматривает поставку товаров.
Согласно п. 15 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе,при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
Согласно ч. 4 ст. 14 Закона о контрактной системе, Федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
Приказом Минфина России от 04.06.2018 N 126н "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд" установлены условия допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, допускаемых на территорию Российской Федерации для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд, указанных в приложении к настоящему приказу (далее - Приложение).
Комиссия УФАС отмечает, что товарная позиция "Смеситель в комплекте" с ОКПД 2: 28.14.12.110, указанная Заказчиком в Приложении N 1 к Техническому заданию, включена в перечень товаров, поименованных в Приложении к Приказу 126н.
Таким образом, в отношении ряда закупаемых в рамках рассматриваемой закупки товаров распространяются условия допуска в соответствии с Приказом.
В свою очередь, извещение о проведении запроса котировок не содержит сведений об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства, что нарушает требование п. 15 ч. 1 ст. 42, ч. 4 ст. 14 Закона о контрактной системе, а довод жалобы является обоснованным.
Кроме того, Комиссия УФАС отмечает, что в силу п. 3.1 Приказа Минфина России от 04.06.2018 N 126н, для целей применения настоящего приказа не могут быть предметом одного контракта (одного лота) товары, указанные в приложении N 2 и закупаемые при реализации национальных проектов (программ) и не указанные в нем.
При этом, товар с кодом ОКПД 2: 28.14.12.110 включен в перечень товаров, содержащихся в Приложении N 2 к Приказу Минфина России от 04.06.2018 N 126н.
Вместе с тем, в рассматриваемом случае Заказчиком в объект закупки, помимо указанной товарной позиций, включены товары, которые, в свою очередь, не включены в указанный перечень товаров, предусмотренный Приложением N 2 к Приказу Минфина России от 04.06.2018 N 126н.
Таким образом, в рассматриваемом случае Заказчиком в предмет одной закупки включены товары, указанные в Приложении к Приказу 126н и не указанные в нем, что также свидетельствует о нарушении положений ч. 4 ст. 14 Закона о контрактной системе.
2. В соответствии с ч. 2 ст. 19 Закона о контрактной системе,под требованиями к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам понимаются требования к количеству, потребительским свойствам (в том числе характеристикам качества) и иным характеристикам товаров, работ, услуг, позволяющие обеспечить государственные и муниципальные нужды, но не приводящие к закупкам товаров, работ, услуг, которые имеют избыточные потребительские свойства или являются предметами роскоши в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Комиссия УФАС констатирует, что описание закупаемых товаров приведено Заказчиком в Приложении N 1 к Техническому заданию извещения.
В жалобе Заявитель полагает, что значения указанных им в жалобе показателей становятся известны только по результатам проведения испытаний и не могут быть указаны в заявке участником закупки, не имеющим соответствующие товары в наличии.
Вместе с тем, Комиссия УФАС констатирует, что в рассматриваемом случае подателем жалобы не приведено доказательств, подтверждающих утверждение Заявителя, в том числе, им не приведены ссылки на соответствующие требования национальной системы стандартизации, указывающие на то, что значения показателей характеристик товаров, указанных Заявителем в жалобе, не определяются на этапе производства и не раскрываются производителем в сопроводительной документации на соответствующий товар.
Комиссия УФАС отмечает, что частью 4 ст. 106 Закона о контрактной системе предусмотрено, участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы. В день рассмотрения жалобы по существу участник закупки, подавший жалобу, вправе ее отозвать непосредственно при рассмотрении.
Следовательно, бремя доказывания при рассмотрении жалобы в контрольном органе в сфере закупок Законом о контрактной системе возлагается на лицо, подавшее жалобу на соответствующие действия Заказчика в порядке Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, подателем жалобы не представлено доказательств, подтверждающих доводы Заявителя о том, что указанные в извещении требования не обусловлены необходимостью удовлетворения потребности Заказчика и приведут к закупкам товаров, которые имеют избыточные потребительские свойства.
При указанных обстоятельствах Комиссия УФАС не находит достаточных оснований для признания в указанных Заявителем действиях Заказчика нарушений Закона о контрактной системе.
3. Выявленные в действиях Заказчика нарушения являются существенными, что дает основания для выдачи обязательного для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 2, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1 Признать жалобу ООО "Реконструкция" частично обоснованной.
2 Признать в действиях Заказчика нарушения п. 15 ч. 1 ст. 42,ч. 4 ст. 14 Закона о контрактной системе.
3 Выдать Заказчику, котировочной комиссии Заказчика, оператору электронной торговой площадки предписание об устранении выявленных нарушений.
4 Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении виновных лиц Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 23 мая 2022 г. N 44-1516/22
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.05.2022