Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии, заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Золиной Г.В.,
Членов комиссии:
Врио начальника отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Соколова Е. А.,
Врио заместителя начальника отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Лыкова И. Г.,
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Рошевского С. И.,
в присутствии представителей:
от заказчика - Антонов В. Ю., Лебедева М. Ю., Смолина А. А., Чумачков В. Ю.,
от ООО "Домострой" - Курбанов Н. М., Дубовец А. В., Хутов А. Г.,
УСТАНОВИЛА:
В Ставропольское УФАС России из Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края поступили сведения о включении в реестр недобросовестных поставщиков участника закупки - ООО "Домострой" по факту осуществления закупки путём проведения аукциона в электронной форме N 0121200004720001145 "Выполнение подрядных работ по объекту "Берегоукрепительные работы на р. Мокрый Карамык в районе автомобильного моста по ул. Тифлисской протяженностью 0,8 км в г. Зеленокумске Советского района Ставропольского края" для обеспечения государственных нужд Ставропольского края".
Заказчик указывает, что расторг контракт в одностороннем порядке.
В порядке части 7 статьи 104 Закона N 44-ФЗ Ставропольским УФАС России в целях, всестороннего, полного и объективного рассмотрения вопроса о включении (не включении) сведений в отношении ООО "Домострой" в реестр недобросовестных поставщиков назначено время и место осуществления проверки сведений, поступивших от заказчика, о чем в адрес сторон были направлены соответствующие уведомления.
Комиссия Ставропольского УФАС России, выслушав пояснения сторон, проанализировав представленные материалы, установила следующее:
Закон о контрактной системе является специальным законом и подлежит применению к отношениям, связанным с осуществлением закупок на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, исполнение и соблюдение норм которого носит обязательный характер для всех участников процесса.
Из материалов дела, а также решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта заказчика следует:
"Между министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края, выступающим от имени Ставропольского края (далее - Заказчик), и обществом с ограниченной ответственностью "Домострой" (далее - Подрядчик) заключен государственный контракт от 11.11.2020 N 100 на выполнение подрядных работ по объекту "Берегоукрепительные работы на реке Мокрый Карамык в районе автомобильного моста по улице Тифлисской протяженностью 0,8 км в городе Зеленокумске Советского района Ставропольского края" для обеспечения государственных нужд Ставропольского края (далее - Контракт).
В соответствии с пунктом 1.1. Контракта Подрядчик в установленные сроки обязуется выполнить все предусмотренные проектной документацией строительно-монтажные работы и иные предусмотренные Контрактом мероприятия по строительству объекта капитального строительства, указанного в пункте 1.2. Контракта (далее - работы, Объект), и передать Объект Заказчику, а Заказчик обязуется принять Объект и уплатить определенную Контрактом цену.
В соответствии с пунктом 4.1.1. Контракта Подрядчик обязан принять на себя обязательства выполнить работы по строительству (реконструкции) объекта капитального строительства "Берегоукрепительные работы на р. Мокрый Карамык в районе автомобильного моста по ул. Тифлисской протяженностью 0,8 км в г. Зеленокумске Советского района Ставропольского края" в сроки, предусмотренные контрактом в соответствии с Графиком выполнения строительно-монтажных работ, который является Приложением N 3 к Контракту и его неотъемлемой частью.
По результатам проведенных проверок (еженедельных, внеочередных выездных) в период с 25.03.2022 по 18.04.2022 с привлечением уполномоченных представителей Подрядчика, общества с ограниченной ответственностью "ГидроТехПроект", осуществляющего авторский надзор за Объектом, администрации Советского городского округа Ставропольского края, специалистов государственного казенного учреждения Ставропольского края "Управление строительного контроля и строительства сооружений природоохранного назначения", были составлены протоколы и акты обследования (наблюдения) строительства объектов капитального строительства, в соответствии с которыми Подрядчику неоднократно предписано срочное возобновление работ.
Однако, в нарушение установленных сроков, Подрядчиком работы не возобновлены, календарный график производства работ на апрель 2022 года, представленный Подрядчиком, не выполняется. В виду бездействия Подрядчика создается угроза здоровью местных жителей, проживающих в непосредственной близости от места выполнения работ по причине возможного обрушения берегов, а также создается угроза повреждения частной собственности.
Кроме того, бездействие со стороны Подрядчика ставит под угрозу срыва окончательный срок выполнения подрядных работ по Объекту (пункт 9.1. Контракта, Приложение N 3 к Контракту в редакции дополнительного соглашения к Контракту N 4 от 16.12.2021), что недопустимо в силу необходимости исполнения бюджетных обязательств, в том числе принятых в рамках выделения субсидий федерального бюджета, предоставляемых на софинансирование капитальных вложений в объекты капитального строительства.
25 апреля 2022 года Заказчиком была направлена претензия с требованием принять меры для недопущения срыва сроков, установленных Контрактом, во избежание наступления оснований для выставления законных санкций, представить отчет об исполнении вышеуказанного требования Заказчику в срок до 28.04.2022. Подрядчиком претензия была получена 27 апреля 2022 года (согласно отчету об отслеживании отправления с почтовым идентификатором N ЕD203314318RU). По состоянию на 29 апреля 2022 года отчет не представлен.
Согласно Акту обследования (наблюдения) строительства объектов капитального строительства о возобновлении работ ген. подрядной организацией ООО "Домострой" по государственным контрактам N 99 и N 100 в г. Зеленокумск от 29 апреля 2022 года, подготовленного государственным казенным учреждением Ставропольского края "Управление строительного контроля и строительства сооружений природоохранного назначения", работы по-прежнему не возобновлены, предоставленный директором ООО "Домострой" календарный график производства работ на апрель 2022 года не выполняется.
В соответствии с пунктом 14.7 Контракта, Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта. Основания для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 715 Гражданского кодекса Российской Федерации:
- если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
На основании пункта 14.7 Контракта, в силу пункта 2 статьи 715 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.".
При этом, Комиссией Ставропольского УФАС России установлено следующее:
Согласно статьям 309, 310 Гражданского Кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться сторонами надлежащим образом, в соответствии с условиями контракта, требованиями закона.
Частью 8 статьи 95 Закона о закупках расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о закупках заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно части 12 статьи 95 Закона о закупках - решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.
Согласно п. 13 ст. 95 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения Контракта вступает в силу, и Контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления Заказчиком Подрядчика об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
Далее, согласно ст. 15 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации":
Орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Из материалов дела следует, что ООО "Домострой" приступило к исполнению контракта и выполняло работы в рамках заключенного контракта.
Также необходимо отметить следующее:
Между заказчиком и ООО "Домострой" в рамках заключенного контракта от 11.11.2020 N 100 - 16 декабря 2021 г. было заключено дополнительное соглашение N 4, пунктом 2 которого установлено следующее:
Изложить п. 9.1 контракта в следующей редакции:
Начало выполнения работ - с момента заключения Контракта.
Окончание работ - 30 сентября 2022 года.
Из вышеуказанного, что ООО "Домострой" в соответствии с заключенным дополнительным соглашением имело право выполнять работы по контракту по 30 сентября 2022 года, однако заказчиком 29.04.2022 г. было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
При этом, из вышеуказанного следует, что у ООО "Домострой" имелся достаточный срок для выполнения работ по контракту. Вместе с тем, заказчиком каких-либо доказательств, сведений о невозможности выполнения ООО "Домострой" работ к 30 сентября 2022 года в материалы дела не представлено.
Также, согласно пункту 3 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.
Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения.
Следовательно, исходя из презумпции добросовестности и разумности участников гражданских правоотношений и общего принципа доказывания лицо, от которого требуются разумность или добросовестность при осуществлении права, признается действующим разумно и добросовестно, пока не доказано обратное.
Далее, в соответствии с частью 2 статьи 104 ФЗ "О контрактной системе", в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Размещение сведений об участнике закупки в реестре недобросовестных поставщиков осуществляется лишь в случае, если антимонопольный орган в результате проведенной проверки установит факт недобросовестного поведения поставщика при исполнении контракта, выявит обстоятельства, свидетельствующие о намерении участника закупки отказаться от заключения контракта, о направленности его действий на несоблюдение условий контракта.
Исходя из положений статьи 104 ФЗ "О контрактной системе" реестр недобросовестных поставщиков с одной стороны является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом обязательств, принятых в рамках осуществления закупки. При этом одним из последствий включения в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в закупках в течение установленного срока (часть 9 статьи 104 ФЗ "О контрактной системе").
Административный процесс рассмотрения обращений Заказчиков о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков не обязывает Комиссию Ставропольского УФАС России устанавливать те факты, которые умалчиваются участниками процесса.
Вышеуказанные обстоятельства могут свидетельствовать об отсутствии виновного поведения общества при исполнении контракта, однако разрешение споров, связанных с исполнением контракта, регулируются нормами гражданского законодательства Российской Федерации.
Комиссия Ставропольского УФАС России, в силу своей компетенции проверив действия заказчика и Общества на предмет соблюдения процедуры расторжения контракта, предусмотренной ФЗ "О контрактной системе", в данном случае не уполномочена давать правовую оценку действиям сторон при исполнении контракта с позиции применения гражданского законодательства и подменять при этом компетенцию суда.
Таким образом, Комиссия Ставропольского УФАС России, проведя оценку действий ООО "Домострой", приходит к выводу о совершении Исполнителем необходимых действий, направленных на исполнение обязательств по Контракту, сведения в отношении ООО "Домострой" включению в реестр недобросовестных поставщиков не подлежат.
Принимая во внимание вышеуказанные обстоятельства, оценив в совокупности имеющиеся доказательства, у Комиссии отсутствуют основания для включения ООО "Домострой" в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании изложенного, руководствуясь частью 2, 8 статьи 104, статьей 70 Закона N 44-ФЗ и частью 12 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), Комиссия,
РЕШИЛА:
Сведения в отношении ООО "Домострой" в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии Г. В. Золина
Е. А. Соколов
Члены комиссии
И. Г. Лыков
С. И. Рошевский
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 20 мая 2022 г. N РНП-26-1795
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.05.2022