Резолютивная часть решения оглашена 19.05.2022 г.
Комиссия Владимирского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
председателя Комиссии:
_.. заместителя руководителя управления - начальника отдела,
членов Комиссии:
__ заместителя начальника отдела,
_.. главного специалиста-эксперта,
на основании части 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок) и Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент) рассмотрела жалобу ООО "Элеком" (г. Москва) на действия заказчика при проведении электронного аукциона на закупку "Система рентгеновская диагностическая стационарная общего назначения, цифровая, ввод в эксплуатацию медицинского изделия, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия для нужд ГБУЗ ВО "Камешковская центральная районная больница" в 2022 году" (N закупки 0128200000122001985), в открытом заседании, в присутствии:
представителя уполномоченного органа - департамента имущественных и земельных отношений администрации Владимирской области (далее - департамент, уполномоченный орган): __ (доверенность от 30.12.2021 г. N 81),
представителя заказчика - государственного бюджетного учреждения здравоохранения Владимирской области "Камешковская центральная районная больница": __ (доверенность от 19.11.2022 г. б/н),
представителей заявителя - ООО "Элеком": __ (доверенность от 17.05.2022 г. N32).
18.05.2022 г. в соответствии с пунктом 3.32 Административного регламента и частью 3 статьи 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок в рамках рассмотрения дела о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок Комиссией объявлен перерыв до 19.05.2022 г.
В ходе рассмотрения дела N 033/06/14-324/2022, Комиссия
УСТАНОВИЛА:
12 мая 2022 г. во Владимирское УФАС России поступила жалоба ООО "Элеком" (далее - заявитель, общество) на действия заказчика при проведении электронного аукциона на закупку "Система рентгеновская диагностическая стационарная общего назначения, цифровая, ввод в эксплуатацию медицинского изделия, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия для нужд ГБУЗ ВО "Камешковская центральная районная больница" в 2022 году" (N закупки 0128200000122001985).
В жалобе Заявитель изложил следующее.
Заказчиком в данной закупке установлено ограничение допуска согласно Постановлению Правительства РФ N 878 от 10.07.2019 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации".
Использование КТРУ при описании объекта закупки является обязательным для Заказчика.
Заявитель считает, что заказчик, осуществляя закупку, нарушил пункт 4 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N145 не использовав при описании объекта закупки КТРУ и пункт 5 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N145 использовав дополнительные характеристики, не включенные в КТРУ.
Заказчик, в свою очередь, пояснил следующее по доводам жалобы.
Система рентгеновская диагностическая стационарная общего назначения относится к коду общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (далее - ОКПД2) - 26.60.11.113 "Аппараты рентгенографические".
При этом аппараты рентгенографические с кодом ОКПД2 26.60.11.113 включены в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 N 878 (далее - Перечень радиоэлектронной продукции).
Соответственно, при осуществлении закупки данных аппаратов требуется установить ограничение на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств.
При описании объекта закупки - медицинского оборудования заказчик, прежде всего, руководствуется своими потребностями как учреждение здравоохранения в целях оказания качественной медицинской помощи пациентам.
В ходе проведенного анализа выявлено несоответствие характеристик, установленных в КТРУ, потребности заказчиков: В КТРУ не указаны характеристики излучателя, рентгеновского питающего устройства, отсутствует описание типа приемника рентгеновского изображения. При этом заказчикам к поставке необходим только полноформатный цифровой приемник рентгеновского изображения. При обзорном снимке органов грудной клетки крупного пациента легкие не поместятся на снимок целиком - обрежутся синусы, в связи с этим необходимо значение рабочего поля от 35x43 см и более.
Таким образом, на основании пункта 7 Правил использования КТРУ и ввиду того, что в КТРУ отсутствуют позиции, которые в полной мере удовлетворяют потребностям заказчиков, описание объекта закупки на поставку аппарата рентгеновского на два рабочих места подготовлено в соответствии с положениями статьи 33 Закона N 44-ФЗ и содержит характеристики аппарата рентгеновского согласно требованиям ГОСТ Р 55772-2021.
На основании вышеизложенного, заказчик считает доводы жалобы заявителя необоснованными.
Представитель уполномоченного органа пояснил следующее.
Извещение о проведении данного электронного аукциона утверждено приказом главного врача ГБУЗВО "Камешковская центральная районная больница" от 03.03.2022 N 51 (с изм. приказ от 29.04.2022 N 110).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 11 000 000,00 руб.
Таким образом, нарушений законодательства со стороны департамента при осуществлении данной закупки не допущено.
Изучив представленные документы, исследовав доказательства сторон в рамках внеплановой проверки, проведенной в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия пришла к следующим выводам.
22.04.2022 г. на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок было размещено извещение проведении электронного аукциона на закупку "Система рентгеновская диагностическая стационарная общего назначения, цифровая, ввод в эксплуатацию медицинского изделия, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия для нужд ГБУЗ ВО "Камешковская центральная районная больница" в 2022 году" (N закупки 0128200000122001985).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 11 000 000,00 руб.
В силу пункта 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее наименование объекта закупки, информацию (при наличии), предусмотренную правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
В соответствии с частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе в сфере закупок порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг (далее - КТРУ) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 утверждены Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила).
Согласно документации электронного аукциона N 0128200000122001985 закупке подлежит "Система рентгеновская диагностическая стационарная общего назначения, цифровая".
В приложении N2 к извещению заказчиком указан Код по КТРУ или код (ы) по классификатору ОКПД2 (ОК 034-2014) 26.60.11.113.
Установлено, что в данной закупке были установлены ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств согласно Постановлению Правительства РФ N 878 от 10.07.2019 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации".
В соответствии с подпунктом "а" пункта 5 Правил N145 заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в пункты 25(1) - 25(7) перечня промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, предусмотренного приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства", при условии установления в соответствии с указанным постановлением запрета на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, а также осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств.
Из системного толкования пунктов 2, 4 Правил N 145 следует, что при закупке товаров, работ, услуг, в отношении которых в каталоге присутствуют соответствующие позиции, заказчики обязаны применять информацию, которая включена в такие позиции каталога, в том числе при описании объекта закупки.
При этом в силу частей 5, 6 Правил N 145 заказчики вправе указывать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе (далее - Дополнительная информация). В таком случае в описание товара, работы, услуги заказчикам надлежит включить обоснование необходимости использования Дополнительной информации.
Однако пункты 5а и 5б Правил N 145 ограничивают вышеуказанное право заказчиков.
Так, из буквального толкования пункта 5 Правил N 145 следует безусловная невозможность заказчиков при осуществлении закупки радиоэлектронной продукции, указание на которую представлено в пункте 5а Правил N 145, указывать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке Дополнительную информацию, которая не предусмотрена в соответствующей позиции каталога.
Таким образом, если закупаемые товары, работы, услуги, в том числе закупаемые для целей реализации национальных проектов не попадают под ограничения, установленные пунктами 5а, 5б Правил N 145, то заказчик правомочен включать в описание объекта закупки Дополнительную информацию с обоснованием необходимости ее включения. В иных случаях законодатель не наделяет заказчиков такими правами.
Как подтверждается материалами дела, в КТРУ содержится перечень товаров, работ, услуг, сформированный на основе ОКПД2-26.60.11.113, в связи с чем в извещении об осуществлении закупки заказчики обязаны применить характеристики, предусмотренные КТРУ.
Вместе с тем, как следует из открытой части ЕИС, заказчиками при описании объекта закупки N 0128200000122001985, не применена информация в соответствии с КТРУ.
Учитывая изложенное, как подтверждается материалами дела, заказчиками при описании объекта закупки в извещении об осуществлении закупки N 0128200000122001985, не применены положения КТРУ, как то предусмотрено п. 4 Правил.
При таких обстоятельствах, заказчик не применил КТРУ при описании объекта закупки в извещении об осуществлении закупки N 0128200000122001985, чем нарушили положения часть 6 статьи 23 Закона о контрактной системе в сфере закупок, п. п. 4, 5 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145.
При таких обстоятельствах довод жалобы является обоснованным.
На основании изложенного, руководствуясь частями 8 статьи 106, пунктом 3 частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Владимирского УФАС России.
РЕШИЛА:
1. Признать ООО "Элеком" (г. Москва) на действия заказчика при проведении электронного аукциона на закупку "Система рентгеновская диагностическая стационарная общего назначения, цифровая, ввод в эксплуатацию медицинского изделия, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия для нужд ГБУЗ ВО "Камешковская центральная районная больница" в 2022 году" (N закупки 0128200000122001985), по доводам, изложенным в ней, обоснованной.
2. Признать заказчика нарушившим требования части 6 статьи 23, статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
3. Выдать в отношении заказчика, единой комиссии, оператора электронной площадки предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
4. Передать материалы настоящего дела о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок уполномоченному должностному лицу Владимирского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства в отношении виновных лиц.
Настоящее решение вступает в законную силу с момента его вынесения и может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 19 мая 2022 г. N 033/06/14-324/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.05.2022