Резолютивная часть оглашена
23.05.2022 г. г. Самара
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (Самарское УФАС России) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Самарского УФАС),
рассмотрев в порядке, установленном статьей 106 Федерального закона от 15.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок), Приказом от 19 ноября 2014 г. N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", жалобы ООО "Современный свет", ООО "Передовые энергетические решения" (далее - Заявители) на действия Муниципального бюджетного учреждения спортивной школы олимпийского резерва N 13 "Волгарь" городского округа Тольятти (далее - Заказчик), МКУ г.о. Тольятти "Центр хозяйственно-транспортного обеспечения" (далее - Уполномоченный орган) при проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение мероприятий направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования электрической энергии при эксплуатации объекта энергосервиса МБУ СШОР N 13 "Волгарь" (система внутреннего и наружного освещения здания и прилегающей территории спорткомплекса "Кристалл")", расположенного по адресу 445020, РФ, Самарская обл., г. Тольятти, Баныкина, 9 (извещение N 0842300004022000099, начальная (максимальная) цена контракта - 13 043 840,60 руб.),
У С Т А Н О В И Л А:
В Самарское УФАС России поступили жалобы ООО "Современный свет", ООО "Передовые энергетические решения" на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
Заявитель ООО "Современный свет" считает, что Заказчиком неправомерно установлены ограничения в соответствии Постановлением Правительства Российской Федерации N 616 от 30.04.2020 года "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства" (далее - Постановление N 616), вместо них Заказчику следовало установить ограничения, предусмотренные Постановлением Правительства Российской Федерации N 878 от 10.07.2019 года "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 878).
Согласно доводам Заявителя ООО "Передовые энергетические решения" Заказчик неправомерно установил в документации ограничения, предусмотренные Постановлением N 616.
На основании вышеизложенного, Заявители просят признать жалобы обоснованными, выдать предписание об устранении допущенных при осуществлении Закупки нарушений.
Представитель Заказчика с доводами жалобы не согласился, просил в удовлетворении жалоб отказать, указывая на отсутствие нарушений, предоставил письменные возражения на жалобы, запрашиваемые документы.
Выслушав доводы сторон, изучив материалы жалоб, извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме и проведя, в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, внеплановую проверку, Комиссия Самарского УФАС России пришла к следующему выводу.
Заявитель ООО "Современный свет" считает, что Заказчиком неправомерно установлены ограничения, предусмотренные Постановлением Правительства Российской Федерации N 616 от 30.04.2020 года, вместо них Заказчику следовало установить ограничения, предусмотренные Постановлением Правительства Российской Федерации N 878 от 10.07.2019 года.
В силу части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг.
Пунктом 1 Постановления N 616 установлен запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд по перечню согласно приложению (далее - перечень).
Пунктом 2 Постановления N 616 установлен запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в том числе в отношении промышленных товаров, предусмотренных перечнем, а также работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами (за исключением лиц государств - членов Евразийского экономического союза), для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства.
Подпунктом а Пункта 3 Постановления N 616 определено, что указанные в пунктах 1 и 2 настоящего постановления запреты не применяются в случае отсутствия на территории Российской Федерации производства промышленного товара, которое подтверждается:
- в отношении промышленных товаров, предусмотренных перечнем, - наличием разрешения на закупку происходящего из иностранного государства промышленного товара, выдаваемого с использованием государственной информационной системы промышленности в порядке, установленном Министерством промышленности и торговли Российской Федерации либо наличием разрешения на закупку происходящего из иностранного государства промышленного товара, сведения о поставке которого отнесены к государственной тайне, выдаваемого в порядке, установленном Министерством промышленности и торговли Российской Федерации;
- в отношении иных товаров, не предусмотренных перечнем, а также работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами и приобретаемых для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства, - заказчиком самостоятельно;
Пунктом 4 Постановления N 616 предусмотрено, что запреты, установленные пунктами 1 и 2 настоящего постановления, распространяются в том числе на товары, поставляемые заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, а также являющиеся предметом лизинга.
В извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме N 0842300004022000099 Заказчиком установлены ограничения, предусмотренные Постановлением N 616.
Установлено, что поставляемый товар при выполнении закупаемых работ включен в группу товаров с кодом ОКПД2 27.40.39 "Светильники и осветительные устройства прочие, не включенные в другие группировки".
В соответствии с пунктом 4 Постановления Правительства РФ N 1432 от 28.08.2021 г. перечень промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, утверждённый Постановлением N 616 с 31.08.2021 г. дополнен группой товаров с кодом ОКПД2 27.40.39 (п. 25 (7)).
Тем же Постановлением Правительства РФ от 28.08.2021 N 1432 в Постановление N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2019, N 29, ст. 4023; N 52, ст. 7983; 2020, N 31, ст. 5192) внесены изменения, вступившие в силу со дня официального опубликования (опубликовано на Официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru - 31.08.2021), согласно которым из Перечня радиоэлектронной продукции товар с кодом ОКПД2 27.40.39 исключён. Ограничения, установленные Постановлением Правительства РФ N 878, применяются лишь к закупкам, извещения (приглашения) о которых размещены (направлены) до 31.08.2021.
Учитывая вышеприведенные обстоятельства, комиссия антимонопольного органа не усматривает в действиях заказчика нарушений норм Закона о контрактной системе по данному доводу жалобы Заявителя.
Согласно доводам Заявителя ООО "Передовые энергетические решения" Заказчик неправомерно установил в документации ограничения, предусмотренные Постановлением N 616, в связи с тем, что объектом рассматриваемой закупки является выполнение мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования электроэнергии при эксплуатации систем внутреннего и наружного освещения здания и прилегающей территории. Закупка не предполагает поставку каких-либо товаров заказчику, товар используется для оказания услуги.
Исходя из содержания конкурсной документации в рамках контракта необходимо, в том числе заменить энергонеэффективные источники света на светодиодные энергосберегающие, осуществив их демонтаж на объекте энергосервиса с указанием определенного документацией количества 641 шт. (в соответствии с Приложением N 1 документации) и в соответствии с конкретными показателями таких светильников, установленными в техническом задании.
Кроме того, условия осуществления рассматриваемой закупки предусматривают, что право собственности на оборудование и иные отделимые улучшения, установленные (созданные) исполнителем на объекте энергосервиса, переходит к заказчику.
Так, пунктом 3 Приложения N 1 к Акту о приёмке выполненных ЭЭМ в рамках контракта закреплён приём работ по "Монтажу энергосберегающих светодиодных светильников", а пунктом 6 Приложения N 5 (Акт о приёмке выполненных ЭЭМ в рамках Энергосервисного контракта) предусмотрено, что: "С момента подписания настоящего Акта в соответствии с условиями Контракта _ право собственности на светильники и иное оборудование, а также отделимые улучшения переходит к Заказчику;" без дополнительной платы после подписания сторонами акта приёмки энергосберегающего мероприятия. Исполнитель обязан передать заказчику указанное оборудование в исправном состоянии по акту приёма-передачи оборудования.
Согласно документации, исполнитель обязан осуществить монтаж светильников с последующей передачей права собственности заказчику, то есть фактически осуществить поставку товара в рамках выполнения энергосервисных мероприятий.
Согласно письма ФАС России от 16.09.2020года N ИА/80326/20 при проведении закупок на право заключения энергосервисных контрактов на проведение энергоэффективных мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов при эксплуатации объектов освещения, фактически осуществляется поставка осветительного оборудования, передаваемого в собственность заказчика.
Указанный в закупке товар включен в Перечень и Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008) в соответствии с Постановлением Правительства РФ N 616.
Таким образом, Комиссия Самарского УФАС России приходит к выводу, что при проведении указанной закупки Заказчику необходимо установить в извещении о проведении закупки и документации о закупке условия допуска товара в соответствии с Постановлением N 616.
Доказательств, свидетельствующих о том, что содержащиеся в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме требования создали одному участнику закупки преимущество перед другими, либо являются непреодолимыми для потенциальных участников закупки, а также каким-либо образом необоснованно повлекли за собой ограничение количества участников, Заявителем, вопреки требованиям Закона о контрактной системе, представлено не было.
На основании вышеизложенного довод Заявителя признан необоснованным.
На участие в закупке подано 2 заявки. Начальная (максимальная) цена контракта - 13 043 840,60 руб., Контракт подлежит заключению по цене - 10 043 559,17 рублей, снижение составило - 3 000 281,50 рублей (23%).
Руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Самарского УФАС России,
Р Е Ш И Л А:
Признать жалобы ООО "Современный свет", ООО "Передовые энергетические решения" необоснованными.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 25 мая 2022 г. N 191-15024-22/4
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.05.2022