рассмотрев обращение ГБПОУ "Краевой политехнический колледж" (далее - Заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "Прикамская компания" в связи с односторонним отказом от исполнения контракта на оказание услуг по содержанию зданий, сооружений Октябрьского филиала ГБПОУ "Краевой политехнический колледж" (изв.N 0356200031521000013),
УСТАНОВИЛА:
Согласно извещению N 0356200031521000013 Заказчиком проводился электронный аукцион на оказание услуг по содержанию зданий, сооружений Октябрьского филиала ГБПОУ "Краевой политехнический колледж". Начальная (максимальная) цена контракта - 296 898,72 руб.
Исследовав и оценив представленные документы, а также в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч.3 ст. 99 Закона о закупках, установлено следующее.
20.09.2021 г. между Заказчиком и ООО "Прикамская компания" (далее - Исполнитель) заключен контракт на оказание услуг по содержанию зданий, сооружений Октябрьского филиала ГБПОУ "Краевой политехнический колледж" на сумму 269 677,19 руб. (далее - Контракт).
В связи с неисполнением Исполнителем обязательств, предусмотренных Контрактом, 27.04.2022 г. Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (такая возможность предусмотрена разделом 7 Контракта).
Согласно условиям Контракта:
1.1. Исполнитель обязуется оказать услуги по содержанию зданий, сооружений Октябрьского филиала ГБПОУ "Краевой политехнический колледж" (далее - услуга), а Заказчик обязуется принять и оплатить оказанные услуги на условиях, установленных настоящим Контрактом.
1.2. Объем работ, требования к качеству и порядку выполнения работ, требования к результату работ определяются Техническим заданием (Приложение N 1 к Контракту), иными приложениями к настоящему Контракту, являющимися неотъемлемой частью настоящего Контракта.
1.3. Срок начала оказания услуг: 01.01.2022 г.
1.4. Срок окончания оказания услуг: 31.12.2022 г.
4.1. Заказчик вправе:
4.1.1. Требовать от Исполнителя надлежащего исполнения обязательств в соответствии с настоящим Контрактом, в том числе своевременного устранения выявленных недостатков.
4.1.2. Осуществлять контроль за объемом, качеством и сроками оказания услуг.
4.1.3. Проводить в любое время проверку и контроль оказания услуг, без вмешательства в оперативно-хозяйственную деятельность.
4.1.4. Требовать от Исполнителя своевременного устранения недостатков, выявленных в ходе приемки, в течение гарантийного срока (при его установлении в контракте).
4.1.5. Привлекать экспертов, экспертные организации для проведения экспертизы оказанных услуг.
4.1.6. Отказаться от приемки и оплаты услуг, не соответствующих условиям Контракта.
4.1.7. Принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством.
4.1.8. До принятия решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта провести экспертизу оказанных услуг с привлечением экспертов, экспертных организаций.
4.2. Заказчик обязан:
4.2.1. Обеспечить приемку оказанных услуг в соответствии с настоящим Контрактом.
4.2.2. Оплачивать принятые услуги по Контракту в соответствии с настоящим Контрактом.
4.2.3. Оказывать содействие Исполнителю по вопросам, имеющим отношение к исполнению настоящего Контракта и не требующим дополнительных материальных затрат.
4.2.4. Принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в случае, если в ходе исполнения Контракта установлено, что Исполнитель не соответствует установленным извещением об осуществлении закупки и (или) документацией о закупке требованиям к участникам закупки или представил недостоверную информацию о своем соответствии таким требованиям, что позволило ему стать победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
4.2.5. Требовать уплаты неустоек (штрафов, пеней) в соответствии с Контрактом.
4.2.6. По истечении одного месяца с момента заключения Контракта проверить у Исполнителя документы о постановке на учет по месту нахождения обособленного подразделения организации.
4.3. Исполнитель вправе:
4.3.1. Требовать своевременной приемки Заказчиком услуг, оказанных Исполнителем по настоящему Контракту.
4.3.2. Требовать своевременной оплаты принятых Заказчиком услуг.
4.3.3. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения соисполнителем обязательств, предусмотренных договором, заключенным Исполнителем, осуществлять замену соисполнителя, с которым ранее был заключен договор, на другого соисполнителя.
4.4. Исполнитель обязан:
4.4.1. Своевременно и надлежащим образом оказать услуги и предоставить Заказчику результаты оказанной Услуги, предусмотренные Контрактом, а также документы, предусмотренные настоящим Контрактом, в порядке и сроки, установленные настоящим Контрактом.
4.4.2. Предоставлять Заказчику по его требованию в сроки, указанные в таком требовании, документы, относящиеся к предмету настоящего Контракта.
4.4.3. Своевременно предоставлять достоверную информацию о ходе исполнения своих обязательств, в том числе о сложностях, возникающих при исполнении Контракта.
4.4.4. Представить Заказчику сведения об изменении своих реквизитов, адреса своего местонахождения в срок не позднее 5 (пяти) рабочих дней со дня соответствующего изменения.
4.4.5. Обеспечить за свой счет устранение выявленных недостатков услуг в течение срока, указанного в претензии Заказчика.
4.4.6. В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации Исполнитель, создающий рабочие места на территории оказания услуг на срок более одного месяца, обязан зарегистрировать в территориальных налоговых органах обособленное подразделение организации в течение одного месяца с момента заключения Контракта.
После регистрации обособленного подразделения в территориальных налоговых органах Исполнитель в течение 3 (трех) рабочих дней представляет Заказчику уведомление о постановке на учет по месту нахождения обособленного подразделения организации.
При отсутствии признаков обособленного подразделения организации, в том числе при оказании услуг полностью силами соисполнителя, Исполнитель представляет Заказчику документы, подтверждающие отсутствие необходимости регистрации Исполнителем обособленного подразделения организации;
4.4.7. Предоставить на работника, который будет привлечен на оказание услуг справку об отсутствии судимости, копию документа, подтверждающего проведение инструктажей, поименных в техническом задании п.4 в срок за 5 рабочих дней до начала оказания услуг.
4.4.8. В случае, если в период гарантийного срока обнаружатся недостатки (дефекты) услуг, то Исполнитель обязан их устранить безвозмездно в порядке и сроки, указанные в настоящем Контракте и приложениях к нему.
Необходимо отметить, что согласно ч. 1 ст. 94 Закона о закупках исполнение контракта включает в себя следующий комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Федеральным законом, в том числе:
1) приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги (далее - отдельный этап исполнения контракта), предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с настоящим Федеральным законом экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;
2) оплату заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;
3) взаимодействие заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при изменении, расторжении контракта в соответствии со статьей 95 настоящего Федерального закона, применении мер ответственности и совершении иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) или заказчиком условий контракта.
В соответствии со ст. 309 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии со ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.
В соответствии со ст. 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Согласно ч. 1 ст. 782 Гражданского кодекса Российской Федерации заказчик вправе отказаться от исполнения договора возмездного оказания услуг при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов.
На основании ч. 9 ст. 95 Закона о закупках, Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Данное право Заказчика также предусмотрено следующими положениями Контракта:
4.2.4. Принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в случае, если в ходе исполнения Контракта установлено, что Исполнитель не соответствует установленным извещением об осуществлении закупки и (или) документацией о закупке требованиям к участникам закупки или представил недостоверную информацию о своем соответствии таким требованиям, что позволило ему стать победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
7.3. Заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта, если в ходе исполнения контракта установлено, что Исполнитель не соответствуют установленным извещением об осуществлении закупки и (или) документацией о закупке требованиям к участникам закупки или представил недостоверную информацию о своем соответствии таким требованиям, что позволило ему стать победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
7.4. Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в следующих случаях:
7.4.1. если в ходе исполнения Контракта информация об Исполнителе, в том числе информация о лицах, указанных в пунктах 2 и 3 части 3 статьи 104 Закона о контрактной системе, включена в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
7.4.2. неисполнение Исполнителем в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации обязанности зарегистрировать обособленное подразделение организации;
7.4.3. если не приступил к оказанию услуг в течение 2 (двух рабочих дней) подряд;
7.4.4. неоднократном нарушения условий заключенного Контракта.
Из поступившего обращения, решения об одностороннем отказе от исполнения контракта Заказчика следует, что в соответствии с п. 4.4.1-4.4.5 Контракта предусмотрены обязанности Исполнителя. В адрес Исполнителя были направлены претензия о невыполнении условий Контракта, требование об уплате неустоек (штрафов, пеней) от 24.01.2022 N 71/1, мотивированный отказ от подписания акта об оказании услуг от 04.02.2022 N 132, письмо от 01.03.2022 N 279, повторная претензия о невыполнении условий гражданско-правового договора от 21.04.2022 N 582, требование об уплате пени от 21.04.2022 N 582/1. За весь период действия Контакта Исполнитель неоднократно нарушал договорные обязательства. В январе 2022 не явились работники для выполнения заявок, не предоставлены документы на работников, за это были насчитаны пени, штрафы в сумме 2031,53 руб. Пени и штрафы добровольно не были уплачены, удержаны из оплаты за январь 2022 г. по п. 6.12. Контракта. Исполнитель в ответном письме уведомил, что предоставит недостающие документы позднее, вместе с тем документы представлены не были. В апреле 2022 со стороны Исполнителя отсутствовали работники, отсутствие документы и невыполнение услуг по предоставленным заявкам. В претензии Заказчик изложил доводы по ненадлежащему исполнению обязательств со стороны Исполнителя. В претензии была насчитана пеня в сумме 3184,92 руб. Исполнителю был предоставлен трехдневный срок на исправление выявленных недостатков по оказанию услуг и уплатить пени. Однако, Исполнитель проигнорировал претензию и не оплатил пени в срок. Работник по обслуживанию электрических сетей не явился на объект и не оказал услуги по обслуживанию электрических сетей, на работника не предоставлены документы о допуске к работам, о компетенции, о несудимости. Несмотря на то, что Заказчику надлежит срочно по предписанию надзорных органов улучшить освещение, Исполнитель к выполнению работ не приступил.
Поскольку на 27.04.2022 г. услуги Исполнителем надлежащим образом не оказаны, Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта. В тот же день указанное решение направлено в адрес Подрядчика посредством электронной почты и размещено в ЕИС в разделе "Дополнительная информация по контракту" по номеру контракта 02/22-ОФ.
Поскольку решение об одностороннем отказе от исполнения контракта принято заказчиком 27.04.2022 г., то порядок его принятия, размещения в ЕИС, направления Подрядчику регламентирован п. 6 ст. 8 Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - ФЗ N 360).
Согласно пп. 3 п. 6 ст. 8 ФЗ N 360 с 1 января до 1 июля 2022 года в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 ст. 95 Закона о закупках решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения открытого конкурса в электронной форме, открытого аукциона в электронной форме, запроса котировок в электронной форме, закупки товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную ч. 12 ст. 93 Закона о закупках (далее также - электронные процедуры), закрытого конкурса в электронной форме, закрытого аукциона в электронной форме (далее также - закрытые электронные процедуры), заказчик:
а) направляет такое решение поставщику (подрядчику, исполнителю) в порядке, установленном ч. 12.2 ст. 95 Закона о закупках;
б) не позднее дня направления решения (в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта) размещает такое решение в единой информационной системе в сфере закупок по правилам, действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона;
в) в случае неполучения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, направленного в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта, либо информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, датой надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта считается день по истечении пятнадцати дней, считая с даты размещения в единой информационной системе в сфере закупок решения в соответствии с подпунктом "б" настоящего пункта;
В соответствии с ч. 12.2 ст. 95 Закона о закупках случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 ст. 95 Закона о закупках решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения закрытого конкурса, закрытого аукциона, при осуществлении закупок, предусмотренных ст. 93 (за исключением закупки товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную ч. 12 ст. 93 Закона о закупках), статьей 111 (в случае определения в соответствии с ч. 1 ст. 111 Закона о закупках особенностей, предусматривающих неразмещение информации и документов в единой информационной системе, на официальном сайте при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и ст. 111.1 Закона о закупках, такое решение передается лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку или направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте. Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления считается:
1) дата, указанная лицом, имеющим право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), в расписке о получении решения об одностороннем отказе от исполнения контракта (в случае передачи такого решения лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку);
2) дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, предусмотренного настоящей частью, либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, информации о возврате такого письма по истечении срока хранения (в случае направления решения об одностороннем отказе от исполнения контракта заказным письмом).
Как указал представитель Заказчика в ходе заседания решение об одностороннем отказе было направлено в адрес Исполнителя посредством электронной почты. 28.04.2022 г. в адрес Заказчика поступило ответное письмо с предложением о заключении соглашение о расторжении Контракта.
Согласно ч. 13 Закона о закупках решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Таким образом, в силу ч. 13 ст. 95 Закона о закупках, решение об одностороннем отказе вступило в силу 11.05.2022 г.
В письменных пояснениях Исполнитель указал, что в ответ на направленные Заказчиком претензии и мотивированные отказы Исполнителем неоднократно направлялись ответы, в том числе с предоставлением необходимых документов (запрашиваемые Заказчиком справки об отсутствии судимостей, удостоверения сотрудников и прочее). В решении Заказчиком обозначено, что решение о расторжении обусловлено невыполнением заявки на обслуживание электросетей (установку прожекторов). В ответ на данную заявку, Исполнителем было направлено письмо исх. N27 от 27.04.2022 года с указанием на то, что заявка на установку прожекторов на здании колледжа не может быть выполнена в связи с тем, что действующие электрические сети находятся в аварийном состоянии и требуются монтаж новых электрических сетей. Данная работа в рамках действующего договора не может быть произведена. За нарушения сроков предоставления Заказчиком были выставлены претензии об уплате пени и штрафов, некоторые из таких претензий письменном виде оспаривались Исполнителем в виду их необоснованности и, тем не менее, списывались Заказчиком. Также, согласно разделу 8 Технического задания по окончании отчетного периода Исполнитель обязан предоставить Заказчику счет, счет-фактуру и Акт выполненных работ в двух экземплярах в течение 5 дней. Отчетным периодом в рамках контракта является 1 месяц. Услуги считаются принятыми с момента подписания сторонами акта оказанных услуг без замечаний. Согласно сведениям, размещенным в ЕИС в карточке Контракта, Заказчиком размещена информация об исполнении Контракта за период с января по апрель 2022 года. За январь 2022 года акт подписан с указанием на полную приемку работ, однако директором Заказчика добавлено указание на списание пени в размере 2031,53 рублей. В соответствии с размещенными актами оказания услуг за февраль, март и платежными документами, Заказчиком работы по Контракту приняты в полном объеме. Аналогичным образом факт выполнения работ по заявкам подтверждается записями в соответствующих журналах работ. Несмотря на допущенные незначительные нарушения, работы осуществлялись в полном объеме, списание пени штрафов из осуществлялись Заказчиком из оплаты за выполненные работы.
Комиссией проанализированы условия контракта, обстоятельства дела, документы представленные сторонами, переписка, которая велась между сторонами, поскольку при принятии решения о включении предприятия в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган не может ограничиваться формальной констатацией лишь факта нарушения данным субъектом условий контракта, а в рамках выполнения возложенной на него функции обязан выяснить все обстоятельства, определить вину, характер действий и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения участника аукциона в реестр недобросовестных поставщиков.
Комиссия, изучив материалы и документы, представленные сторонами, пришла к выводу об отсутствии в действиях Исполнителя недобросовестного поведения и оснований для включения сведений о Исполнителя в реестр недобросовестных поставщиков не усматривается в силу следующего.
Так, Комиссией принят во внимание тот факт, что согласно п. 1.4. Контракта срок окончания оказания услуг: 31.12.2022 г. С января по март 2022 г. Исполнителем оказывались услуги, предусмотренные контрактом. Данные услуги были приняты и оплачены Заказчиком на сумму 67 419,00 руб. Комиссия отмечает, что в адрес Комиссии не представлено доказательств того, что допущенные недостатки в оказанных услугах не могут быть устранены до окончания срока оказания услуг.
Также, согласно информации в ЕИС Исполнитель имеет 60 успешно исполненных контрактов. Данный факт может свидетельствовать о добросовестности ООО "Прикамская компания"
Комиссия приходит к выводу, что из материалов обращения, пояснений сторон, следует факт наличия между сторонами спора относительно причин, послуживших основанием для принятия Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Указанный спор носит гражданско-правовой характер и решается арбитражными судами в установленном законодательстве порядке.
Из смысла ст. 31 Закона о закупках следует, что реестр недобросовестных поставщиков, в том числе, является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в закупках товаров (работ, услуг). Вместе с тем, анализ положений Закона о закупках позволяет сделать вывод, что включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица. Данная мера связана с возложением негативных последствий - наличие в свободном доступе информации о лице как о ненадежном исполнителе, ненадлежащим образом, исполнившим принятое на себя обязательство и, как следствие, подрыв деловой репутации и возможное уменьшение в будущем количества заключенных сделок, а также выгоды от осуществления предпринимательской деятельности.
Поскольку включение сведений в реестр недобросовестных поставщиков является мерой ответственности, все неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков, по сути, является санкцией за недобросовестное поведение Исполнителем, выразившееся, например, в намеренном неисполнении условий контракта. Вместе с тем, доказательства неисполнения обязательств Контракта в материалах дела отсутствуют.
Комиссия отмечает, что совокупность изложенных обстоятельств, свидетельствует о совершении Исполнителем действий в целях его исполнения, о взаимодействии Исполнителя с представителями Заказчика. Комиссия отмечает, что имеющиеся в деле доказательства, свидетельствуют о том, что Исполнителем предпринимались меры для надлежащего исполнения условий Контракта.
Комиссия, всесторонне исследовав материалы обращения, проведя проверку информации и документов, представленных на рассмотрение обращения, на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность Исполнителя, в их совокупности и взаимосвязи, с учетом пояснений сторон, с учетом обстоятельств данного конкретного дела пришла к выводу о том, что Исполнителем не были совершены действия, которые могли бы свидетельствовать о недобросовестности Исполнителя.
На основании изложенного, с учетом отсутствия доказательств намеренного неисполнения Подрядчиком, взятых на себя обязательств, сведения об ООО "Прикамская компания" не подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании ст. 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), Комиссия,
РЕШИЛА:
Сведения об ООО "Прикамская компания" в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 18 мая 2022 г. N РНП-59-221
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.05.2022