Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия),
в отсутствие представителей ООО "ЭкоСтройГарант" (извещены надлежащим образом),
рассмотрев жалобу ООО "ЭкоСтройГарант" (далее - Заявитель) на действия КГБУ "Управление автомобильных дорог и транспорта" (далее - Заказчик), Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Пермского края при проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по реконструкции мостового перехода через р. Козым на км 21+944 автомобильной дороги Карагай - Нердва - Ст.Пашня в Карагайском районе Пермского края (изв.N 0156200009922000263),
УСТАНОВИЛА:
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках), нарушены действиями Заказчика, Уполномоченного органа.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о закупках, в соответствии "Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, установлено следующее.
Согласно извещению N 0156200009922000263 Заказчиком, Уполномоченным органом проводился открытый конкурс в электронной форме на выполнение работ по реконструкции мостового перехода через р. Козым на км 21+944 автомобильной дороги Карагай - Нердва - Ст.Пашня в Карагайском районе Пермского края.
В соответствии с извещением о проведении открытого конкурса в электронной форме:
1) извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 22.04.2022 г.
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Конкурс;
3) начальная максимальная цена контракта - 49 899 388,67 руб.;
4) дата окончания подачи заявок - 31.05.2022 г.
1) Заявитель полагает, что установленные Заказчиком, Уполномоченным органом дополнительные требования к участникам закупки не коррелируют с объектом закупки, в частности, установлены дополнительные требования в соответствии с п. 25 раздела V приложения к Постановлению Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 "О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации".
2) Заявитель полагает, что Заказчику, Уполномоченному органу надлежало установить дополнительные требования в соответствии с п. 8 приложения к Постановлению Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 "О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации".
В ходе заседания Комиссии представитель Уполномоченного органа указал, что при размещении закупки возникла ошибка, связанная с интеграцией, направленной в ЕИС информации, в связи с чем указанная информация отобразилась не корректно (с указанием на опыт исполнения договоров на выполнение работ по сооружению ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения). Актуальные требования и документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным ч. 2 ст. 31 Закона о закупках содержатся в файле с наименованием "Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке".
Относительно установления дополнительных требований в соответствии с п. 17 приложения к Постановления Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 "О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" Заказчик пояснил, что поскольку объектом закупки является выполнение работ по реконструкции мостового перехода р. Козым на км 21+944 автомобильной дороги Карагай - Нердва - ст.Пашня в Карагайском районе Пермского края, являющийся технологической частью автомобильной дороги, работы по его выполнению относятся к работам по реконструкции автомобильной дороги.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о закупках извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со ст. 33 Закона о закупках.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о закупках заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о закупках заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен использовать при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В силу ч. 2 ст. 33 Закона о закупках описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Закона о закупках, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с извещением о проведении открытого конкурса для закупки N 0156200009922000263 объектом закупки является выполнение работ по реконструкции мостового перехода через р. Козым на км 21+944 автомобильной дороги Карагай - Нердва - Ст.Пашня в Карагайском районе Пермского края. Согласно извещению описание объекта закупки указано в приложении N 2 (Техническое задание) к извещению.
Согласно п. 12 ч. 1 ст. 42 Закона о закупках при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о закупках, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с ч. 2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст. 31 Закона о закупках, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с ч. 1.1 ст. 31 Закона о закупках (при наличии такого требования).
В силу ч. 2 ст. 31 Закона о закупках Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
В силу ч. 3 ст. 31 Закона о закупках перечень информации и документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в ч. 2 и 2.1 ст. 31 Закона о закупках, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Согласно ч. 4 ст. 31 Закона о закупках в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с ч. 2 ст. 31 Закона о закупках дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
На основании ч. 6 ст. 31 Закона о закупках Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о закупках.
В силу п. 1 Постановления Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 "О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - ПП РФ N 2571) установлено, что к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг предъявляются дополнительные требования согласно приложению. Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается информацией и документами, предусмотренными приложением к настоящему постановлению.
Подпунктом "а" п. 3 ПП РФ N 2571 установлено, что положения настоящего постановления применяются при проведении конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), при этом позиции 6 - 13, 17 и 18 приложения применяются в случае, если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей, для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд - 5 млн. рублей.
Согласно извещению о проведении открытого конкурса в электронной форме для закупки N 0156200009922000263 (ред. от 22.04.2022 г.) Заказчиком, Уполномоченным органом установлены дополнительные требования в соответствии с п. 17 приложения к ПП РФ N 2571.
Согласно п. 17 приложения к ПП РФ N 2571 при осуществлении по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильной дороги, к участникам закупки устанавливается дополнительное требование:
1) опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции автомобильной дороги;
2) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по капитальному ремонту автомобильной дороги;
3) опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильной дороги.
Цена выполненных работ по договорам, предусмотренным пунктами 1 и 2 настоящей графы настоящей позиции, цена выполненных работ, предусмотренных пунктом 3 настоящей графы настоящей позиции, должна составлять: не менее 50 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя), если начальная (максимальная) цена контракта не превышает 100 млн. рублей;
- не менее 40 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя), если начальная (максимальная) цена контракта составляет или превышает 100 млн. рублей, но не превышает 500 млн. рублей;
- не менее 30 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя), если начальная (максимальная) цена контракта составляет или превышает 500 млн. рублей
Информацией и документами, подтверждающим соответствие участников закупки дополнительным требованиям являются следующее:
- в случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 1 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции:
1) исполненный договор;
2) акт приемки объекта капитального строительства, а также акт (акты) выполненных работ, подтверждающий (подтверждающие) цену выполненных работ, если акт приемки объекта капитального строительства не содержит цену выполненных работ;
3) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых такое разрешение не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности) или решение о технической готовности линейного объекта инфраструктуры к временной эксплуатации.
- в случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 2 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции:
1) исполненный договор;
2) акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ.
- в случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 3 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции:
1) раздел 11 "Смета на строительство объектов капитального строительства" проектной документации;
2) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию или решение о технической готовности линейного объекта инфраструктуры к временной эксплуатации.
Также, в ходе анализа извещения о проведении закупки о проведении открытого конкурса в электронной форме для закупки N 0156200009922000263 (ред. от 12.05.2022 г.) Комиссия установила, что извещение аналогичным образом содержит указание на дополнительные требования в соответствии с п. 17 приложения к ПП РФ N 2571. Вместе с тем, содержание данных дополнительных требований в извещении относятся к п. 25 приложения к ПП РФ N 2571 "Работы по сооружению ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения".
На основании указанного, действиях Заказчика, Уполномоченного органа в части довода об установлении дополнительных дополнительные требования в соответствии с п. 25 раздела V приложения к ПП РФ N 2571 установлено нарушение п. 12 ч. 1 ст. 42 Закона о закупках.
Указанные действия Заказчика содержат признаки состава правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
В соответствии с Извещением, объектом закупки является выполнение на объекте "Реконструкция мостового перехода через р. Илистая на км 8+212 автомобильной дороги Сибирцево - Жариково - Комиссарово в Приморском крае" работ по реконструкции искусственного дорожного сооружения.
Перечень имущества, относящегося к федеральным автомобильным дорогам общего пользования, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов закреплен Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 N 504 (далее - Перечень).
Согласно Перечню, имуществом, относящимся к федеральным автомобильным дорогам общего пользования, а также сооружения, являющиеся их неотъемлемой технологической частью, являются, в том числе сооружения спортивно-оздоровительные и сооружения прочие, не включенные в другие группировки, включающие в себя в том числе мостовой автодорожный переход через глубокий овраг, ущелье, суходол, лощину с укрепительными сооружениями и без них.
В соответствии с п. 3 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 N257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении в отдельные законодательные акты Российской федерации", мост является искусственным дорожным сооружением, предназначенным для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения.
Из вышеуказанного следует, что в рассматриваемом случае объектом закупки являются работы по ремонту моста, который является технологической частью автомобильной дороги.
В части довода о необходимости установить дополнительные требования в соответствии с п. 8 приложения к ПП РФ N 2571 нарушений Закона о закупках в действиях Заказчика, Уполномоченного органа не имеется.
Согласно информации, размещенной в ЕИС, на дату принятия решения Комиссией нарушение в части указания дополнительных требований в извещении в соответствии п. 25 приложения к ПП РФ N 2571 не устранено. Вместе с тем, 19.05.2022 г. Заказчиком, Уполномоченным органом внесены изменения в извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме от 19.05.2022 NИИ2 в ред. N3, дополнительные требования по п. 25 приложения к ПП РФ N 2571 не установлены. Указанные дополнительные требования, соответствую п. 17 приложения к ПП РФ N 2571.
Поскольку выявленное нарушение устранено, а также с учетом п. 3.35 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия решила предписание не выдавать.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ЭкоСтройГарант" на действия Заказчик, Уполномоченного органа при проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по реконструкции мостового перехода через р. Козым на км 21+944 автомобильной дороги Карагай - Нердва - Ст.Пашня в Карагайском районе Пермского края (изв.N 0156200009922000263) обоснованной в части первого довода.
2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушение требований п. 12 ч. 1 ст. 42 Закона о закупках, выявленное в ходе рассмотрения жалобы.
3. Предписание не выдавать, поскольку выявленное нарушение Закона о закупках устранено.
4. Передать материалы настоящей жалобы должностному лицу Пермского УФАС России для принятия решения о привлечении должностных лиц Заказчика, Уполномоченного органа к административной ответственности за допущенное нарушение Закона о закупках.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 18 мая 2022 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.05.2022