Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия),
рассмотрев жалобу ООО "Центр управления медицинскими отходами" (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ "Городская клиническая больница им. М.А. Тверье" (далее - Заказчик), Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Пермского края (далее - Уполномоченный орган) при проведении электронного аукциона на оказание услуг по обеспечению бельевого режима, с предоставлением белья с радиометками во временное пользование, с ведением учета автоматизированной электронной системе контроля и учета белья в ГБУЗ ПК "ГКБ им. М.А. Тверье" (изв.N 0156200009922000291),
УСТАНОВИЛА:
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках) нарушены действиями Заказчика, Уполномоченного органа, выразившиеся в следующем:
1) при описании объекта закупки Заказчиком, Уполномоченным органом установлена несуществующая характеристика;
2) установленные диапазоны радиочастот имеют различную условия использования;
3) в качестве требования к участникам закупки не установлено требование о наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии требования СП 3.5.1378-03 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации и осуществлению дезинфекционной деятельности".
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о закупках, в соответствии "Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, установлено следующее.
Согласно извещению N 0156200009922000291 Заказчиком, Уполномоченным органом проводился электронный аукцион на оказание услуг по обеспечению бельевого режима, с предоставлением белья с радиометками во временное пользование, с ведением учета автоматизированной электронной системе контроля и учета белья в ГБУЗ ПК "ГКБ им. М.А. Тверье".
В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона:
1) извещение о проведении электронного аукциона размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 29.04.2022 г.
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная максимальная цена контракта - 25 740 000,00 руб.;
4) дата окончания подачи заявок - 12.05.2022 г.
В письменных пояснениях, а также в ходе заседания Комиссии представитель Заказчика пояснили, что характеристики, установленные в Техническом задании, соответствуют параметрам товара не менее двух производителей присутствующих на рынке, и соответствуют решению Государственной комиссии по радиочастотам (ГКРЧ) N 07-20-03-001 от 07.05.2007 "О выделении полос радиочастот устройствам малого радиуса действия". Федеральный закон от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи", не содержит понятия - "мощность антенны". Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.04.2018 N 685-р, ратифицирован Регламент радиосвязи, принятый по итогам всемирных конференций радиосвязи Международного союза электросвязи в г. Женеве в 2012 и 2015 годах (далее - Регламент). В соответствии с п. 1.156 Регламента, мощность выражаемая в ваттах, обозначается р, а мощность, выражаемая в децибелах относительно эталонного уровня, обозначается Р, т.о. мощность может выражаться как в ваттах, так и децибелах. Согласно п. 1.160 Регламента, коэффициент усиления антенны: Обычно выражаемое в децибелах отношение мощности, необходимой на входе эталонной антенны без потерь, к мощности, подводимой ко входу данной антенны, для создания в заданном направлении той же напряженности поля или такой же плотности потока мощности на том же расстоянии. Если не указано иначе, усиление относится к направлению максимальной радиации. Усиление может рассматриваться для определенной поляризации. В отношении участников требования о наличии санитарно-эпидемиологического заключения не устанавливается, так как СП 3.5.1378-03 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации и осуществлению дезинфекционной деятельности" утратили силу с 01.09.2021 г. Взамен принят новый документ, Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 4, утверждены санитарные правила и нормы СанПиН 3.3686-21 "Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней", в которых требование о наличии санитарно-эпидемиологического заключения в отношении дезинфекционной деятельности отсутствует.
В письменных пояснениях, а также в ходе заседания Комиссии представитель Уполномоченного органа в отношении второго довода указал, что запрета на объединение нескольких полос радиочастот действующим законодательством не предусмотрено.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о закупках извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со ст. 33 Закона о закупках.
В силу с п. 1, 2 ч. 1 ст. 33 Закона о закупках заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
2) использовать при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В силу ч. 2 ст. 33 Закона о закупках описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Закона о закупках, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Из приведенных норм следует, что действующее законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование Заказчиком объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и потребностей последнего. При этом потребность Заказчика является определяющим фактором при формировании объекта закупки.
Кроме того, при установлении требований к качественным, техническим и функциональным показателям Заказчик также руководствуется собственными потребностями и не обязан обосновывать установленные требования. При этом данные требования не должны приводить к ограничению количества участников закупки.
Частью 2 ст. 8 Закона о закупках предусмотрено, что конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В силу п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона о закупках извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о закупках, должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с Законом о закупках и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно извещению о проведении закупки описание объекта закупки указано в приложении "Техническое задание".
В соответствии с Техническим заданием, Исполнитель должен вести автоматизированную электронную систему контроля и учета предоставляемого во временное пользование белья с применением программно-аппаратного комплекса, включающего в себя следующие компоненты со следующими показателями:
Радиочип: |
|
Радиочип должен работать на частотах, согласно решения государственной комиссии по радиочастотам |
865-868 Мгц |
Аппаратная часть: |
|
Считывание специализированных радиометок на частотах |
865-868 Мгц |
Мощность антенн |
Не менее 15 dbi |
Деятельность в области в области связи на территории Российской Федерации и на находящихся под юрисдикцией Российской Федерации территориях, определяет полномочия органов государственной власти в области связи, а также права и обязанности лиц, участвующих в указанной деятельности или пользующихся услугами связи регулируются Федеральным законом от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи". Также распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.04.2018 N 685-р утвержден Регламент радиосвязи.
Пунктом 1.156 Регламента радиосвязи регламентирована характеристика "мощность" в отношении радиопередатчиков. Такая мощность подразделяется на пиковую мощность огибающей, средняя мощность, мощность несущей.
Согласно п. 1.160 Регламента радиосвязи утверждена характеристика "коэффициент усиления антенны" - Обычно выражаемое в децибелах отношение мощности, необходимой на входе эталонной антенны без потерь, к мощности, подводимой ко входу данной антенны, для создания в заданном направлении той же напряженности поля или такой же плотности потока мощности на том же расстоянии. Если не указано иначе, усиление относится к направлению максимальной радиации. Усиление может рассматриваться для определенной поляризации.
В ходе анализа указанных выше документов, Комиссия установила, что характеристика "мощность антенны" не регламентируется. Также, исходя из представленных Заказчиком в адрес Комиссии скриншотов характеристик товаров, соответствующих требованиям Технического задания, характеристика "мощность антенны" отсутствует, указывается характеристика "коэффициент усиления антенны".
Также в адрес производителей программно-аппаратного комплекса был сделан запрос (исх.N 006056-22 от 19.05.2022 г.). Вместе с тем, в регламентированный срок ответы на запрос не поступили.
Таким образом, установленная в Техническом задании характеристика "мощность антенны" не предусмотрена техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации, не указывается производителями поставляемого товара.
Довод Заказчика о равнозначности понятия "мощность антенны" и "коэффициент усиления антенны не подтверждается документами, имеющимися в материалах жалобы
На основании указанного, в действиях Заказчика имеется нарушение требований п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о закупках.
В действиях Заказчика имеются признаки правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 1.4 ст.7.30 КоАП РФ.
Относительно установленных в Техническом задании частот Комиссия отмечает следующее.
Согласно п. 3 решения ГКРЧ при Мининформсвязи России от 07.05.2007 г. N 07-20-03-001 "О выделении полос радиочастот устройствам малого радиуса действия" (ред. от 29.11.2021 г., далее - Решение ГКРЧ) использование указанных в Приложениях к настоящему решению ГКРЧ полос радиочастот для применения устройств малого радиуса действия должно осуществляться без оформления отдельных решений ГКРЧ и разрешений на использование радиочастот или радиочастотных каналов для каждого конкретного пользователя при выполнении следующих условий:
- соответствия технических характеристик, условий использования и типов устройств малого радиуса действия основным техническим характеристикам, условиям использования и типам, указанным в Приложениях к настоящему решению ГКРЧ;
- устройства малого радиуса действия не должны создавать недопустимых помех и не должны требовать защиты от помех со стороны радиоэлектронных средств, работающих в соответствии с Таблицей распределения полос частот между радиослужбами Российской Федерации;
- регистрации устройств малого радиуса действия в установленном в Российской Федерации порядке.
В приложении N 1 к Решению ГКРЧ установлены основные технические характеристики и условия использования неспециализированных устройств малого радиуса действия, в частности, устройства с полосой радиочастот с 864-865, 866-868 характеризуются следующими показателями:
Полосы радиочастот |
Технические характеристики |
Рабочий цикл |
Разнос каналов |
Дополнительные условия использования |
||
Наименование |
Значение |
Размерность |
||||
864 - 865 МГц |
Максимальная ЭИМ |
25 |
мВт |
0,1% или режим LBT |
|
Запрещается использование в пределах аэропортов (аэродромов) Применение базовых станций в сетях связи для сбора и обработки телематической информации осуществляется при условии: регистрации базовых станций в установленном в Российской Федерации порядке; ввода в эксплуатацию сетей связи в установленном в Российской Федерации порядке; с 1 декабря 2021 года допускается использование базовых станций, произведенных на территории Российской Федерации, которым присвоен статус телекоммуникационного оборудования российского происхождения (условие не распространяется на базовые станции, зарегистрированные до 1 декабря 2021 года) |
866 - 868 МГц |
Максимальная ЭИМ |
25 |
мВт |
1% или режим LBT |
|
Запрещается использование в пределах аэропортов (аэродромов) Применение базовых станций в сетях связи для сбора и обработки телематической информации осуществляется при условии: регистрации базовых станций в установленном в Российской Федерации порядке; ввода в эксплуатацию сетей связи в установленном в Российской Федерации порядке; с 1 декабря 2021 года допускается использование базовых станций, произведенных на территории Российской Федерации, которым присвоен статус телекоммуникационного оборудования российского происхождения (условие не распространяется на базовые станции, зарегистрированные до 1 декабря 2021 года) |
|
Максимальная спектральная плотность ЭИМ |
1000 |
мВт/МГц |
|
Комиссия отмечает, что материалы жалобы не содержат доказательств того, что программно-аппаратный комплекс не может функционировать в указанных частотах. не установлены.
Также, согласно представленной Заказчиком в адрес Комиссии информации, товары, соответствующие требованиям документации, работают в том числе на частотах 865-868 Мгц.
Таким образом, довод признан необоснованным.
Относительно третьего довода Комиссия отмечает следующее.
Согласно п. 2.2 СП 3.5.1378-03 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации и осуществлению дезинфекционной деятельности" ввод в эксплуатацию построенных и реконструированных объектов и осуществление дезинфекционной деятельности допускается при наличии санитарно-эпидемиологических заключений.
Комиссией установлено, что СП 3.5.1378-03 утратил силу с 01.09.2021 г. согласно п. 5 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 4. Вместо СП 3.5.1378-03 введен в действие СанПиН 3.3686-21 "Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней".
В ходе анализа СанПиН 3.3686-21 "Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней" Комиссия установила, что требование к наличию санитарно-эпидемиологических заключения не установлено.
В целях всестороннего, полного и объективного рассмотрения довода жалобы Комиссией в адрес Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю был сделан запрос (исх.N 006020-22 от 19.05.2022 г.). Вместе с тем, в назначенный срок ответ на запрос не поступил.
На основании указанного выше, поскольку действующим СанПиН 3.3686-21 не предусмотрена выдача санитарно-эпидемиологических заключения довод жалобы признан необоснованным.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Центр управления медицинскими отходами" на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении электронного аукциона на оказание услуг по обеспечению бельевого режима, с предоставлением белья с радиометками во временное пользование, с ведением учета автоматизированной электронной системе контроля и учета белья в ГБУЗ ПК "ГКБ им. М.А. Тверье" (изв.N 0156200009922000291) обоснованной в части первого довода.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение требований п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о закупках, выявленное в ходе рассмотрения жалобы.
3. В целях устранения выявленных нарушений выдать предписание Аукционной комиссии, Заказчику, Оператору электронной площадки
4. Передать материалы настоящей жалобы должностному лицу Пермского УФАС России для принятия решения о привлечении должностных лиц Заказчика к административной ответственности за допущенное нарушение Закона о закупках.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 19 мая 2022 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.05.2022