Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению сведений о недобросовестных поставщиках в составе: Председателя комиссии - А.А. Овчара, заместителя руководителя управления, членов Комиссии - А.А. Кирилловой, начальника отдела, Е.В. Котовой, специалиста-эксперта (далее - Комиссия), рассмотрев обращение заказчика - МКУ "Служба единого заказчика-застройщика" г. Зеленогорск (далее - заказчик) о внесении сведений об ООО СК "Сибкомфорт" (ИНН 2465149060) в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом от исполнения контракта N 0819300038022000002 от 18.02.2022, заключенного по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса в электронной форме "Благоустройство общественной территории: ЗАТО г. Зеленогорск. Железобетонный городок, территория в районе ул. Мира, д. 14" номер извещения 0819300038022000002 (далее - открытый конкурс в электронной форме).
На основании статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" Красноярским УФАС России было принято решение о проведении проверки вышеуказанного обращения заказчика на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность поставщика (подрядчика, исполнителя).
Красноярским УФАС России в адрес заказчика и ООО СК "Сибкомфорт" было направлено уведомление о проведении проверки РНП N 024/06/104-1206/2022, в котором содержалось требование о представлении необходимой информации для рассмотрения обращения по существу, а также сообщалось о месте и времени заседания Комиссии по рассмотрению сведений о недобросовестных поставщиках.
В соответствии с письмом ФАС России N ИА/27903/20 от 03.04.2020 рассмотрение обращения о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков проходило в дистанционном режиме, посредством интернет - видеоконференции. К видеоконференции подключился представитель ООО СК "Сибкомфорт" и представитель заказчика, надлежащим образом подтвердившие свои полномочия.
Из обращения заказчика следует, что по результатам проведенной процедуры электронного конкурса, согласно протоколу подведения итогов электронного конкурса N 0819300038022000002 от 18.02.2022, победителем было признано ООО СК "Сибкомфорт".
Согласно пункту 4.2 контракта, срок начала выполнения работ - со дня, следующего за днем подписания контракта. Срок завершения работ установлен до 01.09.2022.
Однако исполнителем обязательства, в установленный контрактом срок, не исполнены. На основании вышеизложенных обстоятельств заказчик просит внести сведения об ООО СК "Сибкомфорт" в реестр недобросовестных поставщиков.
Рассмотрев обращение и приложенные к нему материалы, проведя внеплановую проверку, Комиссия по рассмотрению сведений о недобросовестных поставщиках установила следующее.
Согласно пункту 1.1 Контракта предметом контракта является выполнение работ по благоустройству общественной территории: ЗАТО г. Зеленогорск. Железобетонный городок, территория в районе ул. Мира, д. 14.
Разделом 8 контракта предусмотрено, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 95 Закона о контрактной системе.
В силу частей 8 и 9 статьи 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством. Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Проанализировав нормы позитивного права, Комиссия установила, что в настоящее время заказчику надлежит осуществлять процедуру расторжения контракта, в том числе учитывая положения Федерального закона от 02.07.2021 г. N360-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N360-ФЗ).
Согласно подпункту 3 пункта 6 части 8 Федерального закона N360-ФЗ с 1 января до 1 июля 2022 года в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения открытого конкурса в электронной форме, открытого аукциона в электронной форме, запроса котировок в электронной форме, закупки товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 Закона о контрактной системе (в редакции Федерального закона от 02.07.2021 г. N360-ФЗ) (далее также - электронные процедуры), закрытого конкурса в электронной форме, закрытого аукциона в электронной форме (далее также - закрытые электронные процедуры), заказчик:
а) направляет такое решение поставщику (подрядчику, исполнителю) в порядке, установленном частью 12.2 статьи 95 Закона о контрактной системе (в редакции Федерального закона от 02.07.2021 г. N360-ФЗ);
б) не позднее дня направления решения (в соответствии с подпунктом "а" указанного пункта) размещает такое решение в единой информационной системе в сфере закупок по правилам, действовавшим до дня вступления в силу Федерального закона от 02.07.2021 г. N360-ФЗ (то есть, по правилам действующим до 1 января 2022 года);
в) в случае неполучения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, направленного в соответствии с подпунктом "а" указанного пункта, либо информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, датой надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта считается день по истечении пятнадцати дней, считая с даты размещения в единой информационной системе в сфере закупок решения в соответствии с подпунктом "б" указанного пункта.
Согласно части 12.2 статьи 95 Закона о контрактной системе в части порядка направления решения об одностороннем отказе от исполнения контракта:
Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта передается лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку или направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте. Выполнение заказчиком требований указанной части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления считается:
1) дата, указанная лицом, имеющим право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), в расписке о получении решения об одностороннем отказе от исполнения контракта (в случае передачи такого решения лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку);
2) дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, предусмотренного указанной частью, либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, информации о возврате такого письма по истечении срока хранения (в случае направления решения об одностороннем отказе от исполнения контракта заказным письмом).
В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Частью 14 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 статьи 95 Закона о контрактной системе. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Исходя из положений статьи 103 Закона о контрактной системе, информация о расторжении контракта с указанием оснований его расторжения направляется заказчиками в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по казначейскому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в течение пяти рабочих дней с даты расторжения контракта, то есть размещается в реестре контрактов, заключенных заказчиками, содержащемся в единой информационной системе.
По результатам проведенной проверки Комиссия установила, что общество не исполнило обязательств по контракту, ввиду чего заказчик 19.04.2022 был вынужден принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта. Комиссия отмечает, что не установила обстоятельств, свидетельствующих о неправомерности принятого заказчиком решения.
Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта от 19.04.2022. Решение об одностороннем отказе было вручено директору ООО СК "Сибкомфорт" Косаркину А.П. 20.04.2022 лично под расписку. В силу части 14 статьи 95 Закона о контрактной системе, подрядчику была предоставлена возможность для устранения нарушений условий контракта, которые послужили основанием для принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта. Десятидневный срок с даты надлежащего уведомления исполнителя истекал 04.05.2022 (учитывая положения статьи 193 ГК РФ). На основании части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе, поскольку в десятидневный срок общество не устранило нарушения, послужившие основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в силу 04.05.2022.
Вместе с тем из Правил ведения реестра, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078, следует, что необходимым условием для включения сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков является наличие фактов, подтверждающих недобросовестность такого лица.
Из материалов проверки, в том числе документов, полученных от сторон, Комиссией установлено, что ООО СК "Сибкомфорт" приступило к исполнению обязательств по контракту, однако не смогло исполнить свои обязательства, поскольку после начала Специальной Военной Операции РФ 24.02.2022 г. и поднятия Центральным банком РФ ключевой ставки рефинансирования до 20% 28.02.2022, привлечение банковских заёмных средств стало невозможным.
При этом общество, что следует из представленной Комиссии информации, предпринимало все возможные действия, направленные на исполнение обязательств по заключённому контракту. Общество направляло заявки в банки на кредитование, но по рассматриваемым заявкам было принято отрицательное решение.
При этом на заседании Комиссии представитель общества пояснил, что закупить товары за свой счёт, необходимые для выполнения работ, не представляется возможным ввиду того, что у общества отсутствуют такие ресурсы.
Следует отметить, что включение сведений о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков осуществляется лишь в случае, если антимонопольный орган в результате проведенной проверки установит факт уклонения участника закупки от заключения контракта, выявит обстоятельства, свидетельствующие о намерении участника закупки отказаться от заключения контракта, либо о направленности его действий на несоблюдение условий контракта или уклонение от его исполнения.
Таким образом, включение сведений о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков возможно только в том случае, если фактические обстоятельства и представленные в материалы проверки доказательства свидетельствуют о наличии недобросовестного поведения со стороны поставщика (подрядчика, исполнителя).
Исходя из положений статьи 104 Закона о контрактной системе, реестр недобросовестных поставщиков с одной стороны является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры проведения государственных или муниципальных закупок обязательств. При этом одним из последствий включения в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в государственных и муниципальных закупках в течение установленного срока.
С другой стороны анализ указанных положений позволяет сделать вывод и о том, что реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения закупок, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Вместе с тем основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как победителем закупки и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
С учетом изложенного антимонопольный орган при рассмотрении вопроса о включении или не включении лица в реестр недобросовестных поставщиков не может ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи.
Учитывая, что вопросы исполнения контракта регулируются нормами гражданского законодательства Российской Федерации, то Комиссия, в силу своей компетенции проверив действия сторон на предмет соблюдения требований Закона о контрактной системе, в данном случае не уполномочена давать правовую оценку действиям сторон при исполнении контракта с позиции применения гражданского законодательства и подменять при этом компетенцию суда.
Комиссией установлено совершение со стороны ООО СК "Сибкомфорт" действий, направленных на исполнение контракта, что не свидетельствуют о намеренном уклонении общества от исполнения контракта. При этом Комиссией так же установлено, что не исполнение обязательств в полном объеме явилось следствием не виновных действий исполнителя, а ввиду непредвиденных обстоятельств.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства 30.06.2021 N 1078, Комиссия Красноярского УФАС России приняла решение об отказе во включении информации об ООО СК "Сибкомфорт" в реестр недобросовестных поставщиков.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Председатель Комиссии |
А.А. Овчар |
|
|
Члены Комиссии |
А.А. Кириллова |
|
Е.В. Котова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 18 мая 2022 г. N 024/06/104-1206/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.05.2022