Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по контролю закупок (далее - комиссия Кировского УФАС России) в составе:
Зам. председателя комиссии:
зам. руководителя управления - начальника отдела контроля закупок Кировского УФАС России;
Членов комиссии:
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Кировского УФАС России;
специалиста 1 разряда отдела контроля закупок Кировского УФАС России;
В присутствии:
представителя ООО "ГЛОРИЯ", по доверенности;
рассмотрев материалы КОГБУЗ "Кировский клинико-диагностический центр" о включении сведений об ООО "ГЛОРИЯ" (далее Поставщик, Общество) в Реестр недобросовестных поставщиков,
УСТАНОВИЛА:
11.05.2022 г. в Кировское УФАС России поступили материалы от КОГКБУЗ "Кировский клинико-диагностический центр" (далее - Заказчик) о включении сведений в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) ООО "ГЛОРИЯ" в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения контракта от 12.01.2022 г. года N 2434534425722000002 на поставку дезинфицирующих средств (извещение N 0340200003321014526).
Рассмотрение назначено на 17.05.2022 г., стороны извещены по адресам электронной почты. Заказчик направил ходатайство о рассмотрении материалов РНП в отсутствии представителя.
В целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств, защиты добросовестной конкуренции и предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов со стороны недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков) Законом о контрактной системе предусмотрено ведение реестра недобросовестных поставщиков.
Согласно ч. 1 ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - реестр недобросовестных поставщиков) осуществляется в единой информационной системе путем размещения в ней федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, информации, предусмотренной настоящей статьей.
В соответствии с п. 2 Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 N 728 "Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" Федеральная антимонопольная служба определена федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и согласования применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (за исключением полномочий на осуществление функций по контролю (надзору) в сфере государственного оборонного заказа и в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, которые не относятся к государственному оборонному заказу и сведения о которых составляют государственную тайну, и по согласованию применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в случаях закупок товаров, работ, услуг, необходимых для обеспечения федеральных нужд, если сведения о таких нуждах составляют государственную тайну, а также закупок товаров, работ, услуг, сведения о которых составляют государственную тайну, для обеспечения федеральных нужд при условии, что такие сведения содержатся в документации о закупке или в проекте контракта).
Согласно п. 7.10. Приказа ФАС России от 23.07.2015 N 649/15 "Об утверждении Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы" территориальный орган в пределах компетенции территориального органа принимает решения о включении сведений о недобросовестных поставщиках в реестр недобросовестных поставщиков (исключении из реестра недобросовестных поставщиков).
Порядок ведения Реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) определен Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации".
В силу ч. 7 ст.104 Закона о контрактной системе в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.
Заказчиком представлено обращение о включении ООО "ГЛОРИЯ" в Реестр недобросовестных поставщиков, в связи с односторонним отказом от исполнения Контракта, так как товар Поставщиком по состоянию на 07.04.2022 г. не поставлен (срок поставки не позднее 11.03.2022 г.). Заказчик принял решение о расторжении Контракта в одностороннем порядке, которое направил по электронной почте, разместил в ЕИС, а также направил почтовым отправлением с уведомлением о вручении.
Поставщик направил пояснения, в которых сообщил, что в целях исполнения контракта обратился к производителю ООО "Интерсен-плюс" о закупке товара. Производитель сообщил (письмо от 02.03.2022 года), что в связи с непредвиденной задержкой поставки сырья, необходимого для изготовления товара, поставки переносятся на вторую половину марта 2022 года. Во избежание просрочки в исполнении контракта сообщил Заказчику (письмо от 21.03.2022 N 18), что связи с ситуацией на рынке и подорожанием сырья товара, цены поднялись на 30%, товары не успевают выпускаться. Увеличение сроков исполнения заказов связано с перебоями в поставках сырья на территорию всей Российской Федерации, а также с повышением спроса на товар. Сообщил Заказчику (письмо от 06.04.2022 г. N 3), что из-за повышения отпускных цен, товар не может быть поставлен, предложил увеличить цену контракта или принять иной товар с аналогичными характеристиками. Заказчик не ответил на данное предложение и направил 07.04.2022 г. в адрес Поставщика решение об одностороннем отказе от исполнения контракта. 15.04.2022 года в адрес Заказчика направил предложение (письмо от 15.04.2022 г. N 4), фактически дублирующее предложение от 06.04.2022 г. Ответа на него не последовало. Указал, что невозможность исполнения контракта вызвана внешними факторами, в частности, санкциями в отношении РФ, разрушением логистических цепочек от поставщиков, но при этом, предлагал, либо поднять цену контракта, либо принять аналогичный товар. Просит не включать в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Рассмотрев представленные материалы, Комиссия Кировского УФАС России пришла к следующим выводам.
08.12.2021 г. на официальном сайте ЕИС размещено извещение N 0340200003321014526 о проведении электронного аукциона на поставку дезинфицирующих средств. Начальная (максимальная) цена контракта - 774 999,30 руб.
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 28.12.2021 г. N 0340200003321014526, контракт заключается с ООО "ГЛОРИЯ".
12.01.2022 г. между Заказчиком и ООО "ГЛОРИЯ" заключен контракт N 03402000033210145260002 (далее - Контракт) на поставку дезинфицирующих средств по цене 697 499,30 руб.
Согласно п. 1.1. Контракта Поставщик обязуется осуществить поставку дезинфицирующих средств (далее - Товар) в соответствии со Спецификацией (Приложение N 1 к Контракту), которая является неотъемлемой частью настоящего Контракта, а Заказчик обязуется принять и оплатить, поставленный Товар.
Согласно спецификации требуется поставить Средство дезинфицирующее "Абактерил", "Стерокс пульвер".
Согласно п. 2.4. Контракта Поставщик обязан:
2.4.1. Своевременно, надлежащим образом поставить Товар в соответствии со Спецификацией (Приложение N 1 к Контракту) и условиями настоящего Контракта.
2.4.4. Незамедлительно (в срок не позднее 1 рабочего дня после выявления обстоятельств) письменно информировать Заказчика об обнаружении независящих от Поставщика причин, препятствующих поставке Товара.
В соответствии с п. 3.3. Контракта товар поставляется по заявке Заказчика в течение 10 (десяти) календарных дней с момента направления заявки Заказчиком в ассортименте и количестве, указанном в заявке (заявка передается по средствам факсимильной/электронной связи или иным способом).
В силу п. 11.2. Расторжение Контракта производится по соглашению Сторон, по решению суда или в случае одностороннего отказа Стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством.
01.03.2022 г. Поставщику по электронной почте отправлена заявка на поставку дезинфицирующего средства "Стерокс пульвер" в количестве 20 штук, регламентируемый срок поставки - 11.03.2022 г.
В регламентируемый срок товар не был поставлен.
В целях исполнения Контракта Поставщик обратился к производителю товара - ООО "Интерсен-плюс" о закупке. ООО "Интерсен-плюс" письмо от 02.03.2022 г. сообщило, что в связи с непредвиденной задержкой поставки сырья, необходимого для изготовления товара, отгрузки вынуждено переносятся на вторую половину марта 2022 года, то есть за пределы регламентированного срока поставки.
21.03.2022 г. Поставщик письмом N 18 сообщил Заказчику о невозможности поставить товар по заявке от 01.03.2022 г. и просит расторгнуть контракт в части поставки товара "Стерокс пульвер" по соглашению сторон.
24.03.2022 г. Заказчик сообщил о невозможности расторгнуть контракт по соглашению сторон в связи с острой потребностью в товаре "Стерокс пульвер". Требует исполнить обязательств по Контракту в полном объеме.
06.04.2022 г. Поставщик письмом N 3 предложил Заказчику, увеличить цену контракта или принять "Оксидоцил", имеющий аналогичные характеристики. Ответа от Заказчика на данное письмо н последовало.
В силу части 8 статьи 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
С 01.01.2022 г. до 01.07.2022 г. ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе (в ред. ФЗ от 02.07.2021 N 360-ФЗ) не применяется. Регулирование на указанный период установлено ФЗ от 02.07.2021 N 360-ФЗ.
Согласно п. 3 ч. 6 ст. 8 Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в случае принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заказчик:
а) направляет такое решение поставщику (подрядчику, исполнителю) в порядке, установленном частью 12.2 статьи 95 Закона о контрактной системе (в редакции настоящего Федерального закона);
б) не позднее дня направления решения (в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта) размещает такое решение в единой информационной системе в сфере закупок по правилам, действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
В силу ч. 12.2 ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, такое решение передается лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку или направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте. Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления считается:
1) дата, указанная лицом, имеющим право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), в расписке о получении решения об одностороннем отказе от исполнения контракта (в случае передачи такого решения лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку);
2) дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, предусмотренного настоящей частью, либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, информации о возврате такого письма по истечении срока хранения (в случае направления решения об одностороннем отказе от исполнения контракта заказным письмом).
В связи с неисполнением Контракта Поставщиком 07.04.2022 г. Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (далее - Решение), в тот же день размещено на сайте ЕИС, направлено в адрес Поставщика по электронной почте по адресу, указанному в Контракте, 08.04.2022 г. Почтой России заказным письмом с уведомлением.
15.04.2022 г. Поставщик письмом N 4 сообщил Заказчику, о невозможности поставить товар из-за повышения отпускных цен, предложил произвести повышение цены или принять иной товар "Дезолвер окси". Ответа от Заказчика на данное письмо не последовало.
Согласно отчету об отслеживании почтового отправления с почтовыми идентификаторами N 61000070046817 - 11.04.2022 г. была неудачная попытка вручения и 11.05.2022 г. письмо вернулось Заказчику.
Таким образом, датой надлежащего уведомления Заказчиком Поставщика, дата по истечении 15 дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе - 23.04.2022 г.
Согласно ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Учитывая, что в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления о принятом Решении об одностороннем отказе от исполнения контракта нарушения условий контракта, послужившие основаниями для принятия указанного решения, не устранены, Решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с частью 13 статьи 95 Закона вступило в законную силу 05.05.2022 г.
Согласно ч. 4 ст. 104 Закона о контрактной системе Заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков не позднее чем через три рабочих дня с даты признания в соответствии с настоящим Федеральным законом участника закупки уклонившимся от заключения контракта, расторжения контракта по основаниям, указанным в части 2 настоящей статьи.
Информация, предусмотренная частью 4 статьи 104 Закона о контрактной системе, направлена Заказчиком в адрес Кировского УФАС России - 11.05.2022 г.
Согласно представленному в материалы дела ответу от 07.05.2022 г. технической поддержки ЕИС, функционал позволяющий отправить, обращение о включении в РНП через ЕИС по закупкам, протоколы подведения итогов которых размещены до 01.01.2022 г., дорабатывается. Обращение необходимо направлять без использования ЕИС.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 18.07.2008 N 10-П федеральный законодатель, обладая достаточной свободой усмотрения в определении конкретных видов государственного контроля (надзора), оснований, форм, способов, методов, процедур, сроков его проведения, состава мер государственного принуждения, применяемых по итогам контрольных мероприятий, а также конкретного порядка финансового обеспечения, вместе с тем связан общими конституционными принципами организации системы органов государственной власти, а осуществляемое им регулирование должно соответствовать юридической природе и характеру общественных отношений, складывающихся в сфере государственного контроля (надзора), вводимые же ограничения прав и свобод граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью, - быть соразмерными конституционно значимым целям и во всяком случае не создавать препятствий их экономической самостоятельности и инициативе.
Согласно части 2 статьи 450.1 ГК РФ в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.
В соответствии с частью 2 статьи 407 ГК РФ прекращение обязательства по требованию одной из сторон допускается только в случаях, предусмотренных законом или договором.
Согласно части 1 и 2 статьи 523 ГК РФ односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон. Нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случаях: поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок; неоднократного нарушения сроков поставки товаров.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в статье 1 Закона о контрактной системе, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, а следовательно, защиту государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
При рассмотрении вопроса о включении в Реестр недобросовестных поставщиков сведений об участниках закупки антимонопольный орган не разрешает гражданско-правовой спор между участниками сделки, а оценивает поведение исполнителя на предмет его добросовестности и направленности действий на фактическое исполнение контракта.
Согласно п.п. в) п. 15 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил поставщиком представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта.
При рассмотрении материалов РНП Поставщиком представлена информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта:
- исполнение обязательства по Контракту на сумму 75 102,20 руб. по другим заявкам Заказчика, что подтверждается информацией размещенной в ЕИС;
- переписка с Заказчиком в целях урегулирования обстоятельств, препятствующих исполнению Контракта;
- письмо от производителя товара ООО "Интерсен-плюс" от 02.03.2022 г. об изменении сроков поставки по независящим от сторон обстоятельствами.
Вместе с тем, согласно информации из ЕИС, Общество является активным участником закупок с 09.12.2021 года и имеет 198 заключенных контрактов, которые исполнены или находятся в стадии исполнения. Участие в закупках, представляет собой возможность для Поставщика, в условиях экономически неустойчивой ситуации в стране, стабильного продолжения осуществления своей предпринимательской деятельности, сохранив рабочие места.
Фактические обстоятельства дела и представленные сторонами доказательства не подтверждают виновного и недобросовестного поведения со стороны Поставщика, в связи с чем, Комиссия Кировского УФАС России считает возможным не включать сведения об ООО "ГЛОРИЯ" в реестр недобросовестных поставщиков.
Руководствуясь ст. 99, ст.104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" комиссия,
РЕШИЛА:
Сведения, представленные КОГКБУЗ "Кировский клинико-диагностический центр", в отношении ООО "ГЛОРИЯ" в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения контракта от исполнения контракта от 12.01.2022 г. года N 2434534425722000002 на поставку дезинфицирующих средств (извещение N 0340200003321014526) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать.
В соответствии с ч. 11 ст. 104 ФЗ от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Зам. председателя комиссии
Члены комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области от 17 мая 2022 г. N 043/06/104-409/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.05.2022