Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по контролю в сфере закупок (далее - комиссия Кировского УФАС России) в составе:
Зам. председателя комиссии:
Членов комиссии:
В присутствии (ВКС):
рассмотрев материалы Заказчика - ФКУ "ЦХиСО УМВД РФ по Кировской области" о включении сведений об ООО "Медикал-Маркет" в реестр недобросовестных поставщиков,
УСТАНОВИЛА:
13.05.2022 г. в Кировское УФАС России поступили материалы от ФКУ "ЦХ и СО УМВД РФ по Кировской области" (далее - Заказчик) о включении сведений в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) ООО "Медикал-Маркет" (далее - Поставщик, Общество) в связи с односторонним расторжением Заказчиком контракта на поставку расходных материалов для ЭКЦ для лаборатории ДНК от 06.07.2021 N 374 (извещение N 0840100001021000162).
В соответствии с ч. 7 ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) рассмотрение данного материала назначено на 20.05.2022 г. Стороны уведомлены по адресам электронной почты.
Заказчик явку представителя не обеспечил, направил ходатайство о рассмотрении материалов в его отсутствие.
Согласно ч. 1 ст. 104 Закона о контрактной системе ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
В соответствии с п. 2 Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 N 728 "Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" Федеральная антимонопольная служба определена федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и согласования применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Согласно п. 7.10. Приказа ФАС России от 23.07.2015 N 649/15 "Об утверждении Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы" территориальный орган в пределах компетенции территориального органа принимает решения о включении сведений о недобросовестных поставщиках в реестр недобросовестных поставщиков (исключении из реестра недобросовестных поставщиков).
Порядок ведения Реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) определен Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации".
В силу ч. 7 ст. 104 Закона о контрактной системе в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.
Согласно представленным документам Заказчика установлено, что в регламентированный срок Поставщик не осуществил поставку товара, в связи с чем 18.04.2022 года Заказчиком принято решение о расторжении контракта в одностороннем порядке.
От Поставщика поступили документы и объяснения, согласно которым Товар, необходимый Заказчику не мог быть поставлен в связи с тем, что у производителя необходимого Заказчику товара - корпорации "Applied Biosystems Интернешнл Инк" (Соединенное королевство Великобритания и Северная Ирландия), компании "Thermo Fisher Scientific" (США) возникли проблемы в связи с введенными санкциями в отношении РФ. Заказ на необходимый Заказчику Товар был сделан еще в декабре 2021 года (договор и счет прилагается), однако, в настоящее время дистрибъютером компании "Thermo Fisher Scientific" (производитель набора реагентов для выделения ДНК), (США) в России - ООО "Компания Пушинские лаборатории" товар не отпускается ввиду приостановки продаж. Учитывая остаточный срок годности, необходимые сроки поставки, заказ был сделан заблаговременно, с учетом немедленной поставки и невозможностью хранения на складах. В связи со сложившейся ситуацией по введению санкционных пакетов в отношении РФ, невозможностью поставить необходимый Заказчику Товар, просит не включать сведения об ООО "Медикал - Маркет" в Реестр недобросовестных поставщиков.
Рассмотрев представленные материалы, заслушав пояснения представителя Поставщика, Комиссия Кировского УФАС России пришла к следующим выводам.
07.06.2021 года Заказчиком на официальном сайте закупок - zakupki.gov.ru. размещено извещение N 0840100001021000162 о проведении электронного аукциона на поставку расходных материалов для ЭКЦ для лаборатории ДНК. Начальная (максимальная) цена контракта - 301 796,04 руб. Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 24.06.2021 N0840100001021000162-3 ООО "Медикал - Маркет" признано победителем закупки.
06.07.2021 г. между Заказчиком и Поставщиком заключен Государственный контракт N 374 (реестровый номер 14345331709 21 000192) на сумму 300 287,04 руб.
На основании п. 1.1. Контракта Поставщик обязуется передать Заказчику расходные материалы для ЭКЦ для лаборатории ДНК согласно Спецификации (Приложение к настоящему Контракту), являющейся неотъемлемой частью настоящего Контракта, именуемые в дальнейшем "продукция", а Заказчик принять их и оплатить.
Так согласно приложению к Контракту Заказчику необходим Товар, а именно:
Наименование продукции |
Характеристики |
Страна происхождения продукции |
Кол-во, (шт.) |
Цена за единицу измерения, (руб.) |
Стоимость, (руб.) |
4441351 Набор реагентов для выделения ДНК человека из сложных криминалистических объектов и объектов судебно-медицинской экспертизы для роботизированных станций PrepFiler TM Express BTA Forensic DNA Extraction Kit, 52 реакции |
Набор предназначен для автоматизированного выделения ДНК человека из костей, зубов, жевательной резинки, фильтра сигарет. Набор совместим с имеющимся у заказчика прибором Applied Biosystems AutoMate Express. Набор включает в себя: лизирующий буфер для костей и зубов, картриджи с реактивами, пробирки с закручивающимися крышками для проведения лизиса, пробирки для образцов, пробирки для очищенной ДНК, колонки для отделения образца от лизата, наконечники и держатели наконечников. Наличие протеиназы К. Набор рассчитан на выделение ДНК из 52 объектов. Наличие инструкции к набору на русском языке. |
Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии |
6 |
50 047,84 |
300 287,06 |
Согласно п. 3.1 Контракта продукция поставляется Поставщиком одной партией в соответствии с условиями настоящего Контракта, путём доставки и разгрузки продукции Заказчику. Срок поставки продукции: с 17.01.2022 г. по 15.04.2022 г. (п. 3.2. Контракта).
В силу п. 8.4. Контракта расторжение настоящего Контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда или в связи с односторонним отказом стороны Контракта от исполнения настоящего Контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Актом от 18.04.2022 года Заказчиком зафиксирован факт недоставки товара в установленный Контрактом срок.
Согласно статье 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии со статьей 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.
В соответствии с п. 2 ст. 450 ГК РФ, существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Согласно п. 2 ст. 523 ГК РФ нарушение договора Поставщиком предполагается существенным в случаях неоднократного нарушения сроков поставки товаров.
Согласно ч. 8 ст. 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В силу ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения
Исходя из содержания подпункта "в" пункта 3 части 6 статьи 8 ФЗ от 02.07.2021 N 360-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в случае неполучения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, либо информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, датой надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта считается день по истечении пятнадцати дней, считая с даты размещения в единой информационной системе в сфере закупок решения.
В связи с непоставкой товара по Контракту, 18.04.2022 года Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта, которое в день принятия размещено в ЕИС, отправлено Поставщику заказным письмом с уведомлением, на электронную почту Поставщика.
Согласно ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой надлежащего уведомления является 03.05.2022 года - 16-й день с даты размещения информации в ЕИС.
В соответствии с ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Учитывая, что в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления о принятом Решении об одностороннем отказе от исполнения контракта нарушения условий контракта, послужившие основаниями для принятия указанного решения, не устранены, Решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с частью 13 статьи 95 Закона вступило в законную силу 13.05.2022 года.
В соответствии с ч. 16 ст. 95 Закона о контрактной системе информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном настоящим Федеральным законом порядке в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Согласно ч. 4 ст. 104 Закона о контрактной системе Заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков не позднее чем через три рабочих дня с даты признания в соответствии с настоящим Федеральным законом участника закупки уклонившимся от заключения контракта, расторжения контракта по основаниям, указанным в части 2 настоящей статьи.
Информация, предусмотренная частью 4 статьи 104 Закона о контрактной системе, направлена Заказчиком в адрес Кировского УФАС России в установленный законом срок - 13.05.2022 года.
На основании части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Пунктом 11 Порядка ведения Реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) установлено, что в процессе рассмотрения вопроса о включении в реестр недобросовестных поставщиков контрольный орган осуществляет проверку поступивших информации и документов, на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность поставщика.
Согласно п.п. в) п. 15 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)") орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр, если поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие: принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта; надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера).
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере закупок, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, сформированной Определением от 19.02.2015 N 301-КГ15-632 по делу N А29-3152/2014, при рассмотрении вопроса о законности решения о включении или невключении лица в реестр недобросовестных поставщиков нельзя ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. При принятии решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков нельзя ограничиваться формальной позицией, поэтому по делу подлежат установлению обстоятельства недобросовестного поведения поставщика.
Включение лица в реестр невозможно без установления его вины, выраженной в сознательном уклонении от исполнения контракта.
В соответствии с пунктами 8, 9 статьи 104 Закона о контрактной системе информация, содержащаяся в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), размещается в единой информационной системе и должна быть доступна для ознакомления без взимания платы. Информация, предусмотренная частью 3 настоящей статьи, исключается из указанного реестра по истечении двух лет с даты ее включения в реестр недобросовестных поставщиков.
Включение в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах. Как мера публичной ответственности такое включение общества в реестр недобросовестных поставщиков должно отвечать принципам справедливости, соразмерности, пропорциональности государственного принуждения характеру совершенного правонарушения. Иное понимание не приведет к достижению целей правового регулирования, повлечет необоснованное, формальное ограничение прав и интересов субъектов хозяйственной деятельности.
По смыслу названных норм права включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является мерой государственного принуждения, применяемой к лицу, совершившему правонарушение, влекущей возложение на него неблагоприятных последствий (невозможность участвовать в закупках).
Иное понимание не приведет к достижению целей правового регулирования, повлечет необоснованное, формальное ограничение прав и интересов субъектов хозяйственной деятельности.
Согласно части 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Следовательно, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе.
В материалы РНП Поставщиком представлены копии документов, подтверждающих принятие мер для надлежащего исполнения контракта: договор с ООО "Компания Пущинские лаборатории" от 19.01.2021 года, счет на оплату N УТ-4035 от 15.12.2021 года на сумму 247740,17 руб. (6 наборов для выделения ДНК), платежное поручение N 464 на сумму 247 740,17 руб. от 16.12.2021 года; копии документов, подтверждающих невозможность его исполнения в установленные сроки: информационное письмо ООО "Компания Пущинские лаборатории" от 22.04.2022 года о невозможности отгрузка продукции компании "Thermo Fisher Scientific", а также письмо от представительства корпорации "Applied Biosystems Интернешнл Инк" (Соединенное королевство Великобритания и Северная Ирландия) от 03.03.2022 года о возникновении логистических, транзакционных проблем в связи с введенными ограничениями в связи с введением санкций в отношении РФ.
Кроме того, в силу п. 4.10 Контракта продукцию, на которую установлен срок годности, Поставщик обязан передать Заказчику с таким расчётом, чтобы он мог быть использован по назначению до истечения срока годности. Соответственно, приобретение товара Поставщиком задолго до срока поставки невозможно, ввиду необходимости поставки товара с остаточным сроком годности на момент поставки продукции не менее 12 (двенадцати) месяцев.
Согласно информации из Реестра контрактов ЕИС, Общество является активным участником закупок и имеет более 250 контрактов, которые исполнены или находятся на стадии исполнения.
Нарушение ООО "Медикал - Маркет" своих обязательств по исполнению контракта при отсутствии у него намерения не поставлять товар не может являться основанием для включения сведений о таком лице в Реестр недобросовестных поставщиков.
Таким образом, на основании исследования имеющихся в материалах дела доказательств, Кировское УФАС России обстоятельств, объективно свидетельствующих о наличии недобросовестных действий Общества, не выявила.
Участие в закупках, представляет собой возможность для ООО "Медикал-Маркет" в условиях экономической неустойчивой ситуации в стране, стабильного продолжения осуществления предпринимательской деятельности, сохранив рабочие места.
Учитывая представленные документы, информацию и пояснения Поставщика, Кировское УФАС России считает возможным не включать сведения об ООО "Медикал - Маркет" в Реестр недобросовестных поставщиков.
Руководствуясь ст. 99, ст. 104 ФЗ от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" комиссия
РЕШИЛА:
Сведения, представленные ФКУ "ЦХиСО УМВД РФ по Кировской области" в отношении ООО "Медикал - Маркет" в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения контракта на поставку расходных материалов для ЭКЦ для лаборатории ДНК (извещение N 0840100001021000162), в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать.
В соответствии с ч. 11 ст. 104 ФЗ от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области от 20 мая 2022 г. N 043/06/104-436/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.05.2022