Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Кировского УФАС России) в составе:
Зам. председателя комиссии:
Фуфачевой И.Н. - зам. руководителя управления - начальника отдела контроля закупок Кировского УФАС России;
Членов комиссии:
- ведущего специалиста - эксперта отдела КЗ Кировского УФАС России;
- ведущего специалиста - эксперта отдела КЗ Кировского УФАС России;
при участии посредством ВКС:
- представителей ГУ-Кировское региональное отделение ФСС РФ по доверенностям;
рассмотрев жалобу ООО "МеталлЭксперт" (далее - Заявитель),
У С Т А Н О В И Л А:
19.05.2022 года в Единой информационной системе в сфере закупок размещена жалоба ООО "МеталлЭксперт" на действия Заказчика - ГУ-Кировское региональное отделение ФСС РФ при проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по изготовлению технических средств реабилитации - протезов нижних конечностей, для обеспечения инвалидов в 2022 г. (извещение 0240100000222000058).
Заявитель считает, что действия Заказчика нарушают положения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), а именно: необоснованный выбор Заказчиком метода расчета показателя критерия квалификации участника закупки, по которому заявка участников будет необоснованно оценена в 0 баллов, что не соответствует целям и принципам контрактной системы в сфере закупок и рассматриваемого открытого конкурса, поскольку указанный критерий не позволяет выявить лицо, предлагающее лучшие условия исполнения контракта, которое в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования и предотвращения злоупотребления в сфере закупок.
Рассмотрение жалобы назначено на 25.05.2022 г., информация размещена в Единой информационной системе в сфере закупок на официальном сайте www.zakupki.gov.ru. В соответствии с п. 1 ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе стороны о времени, дате и месте заседания Комиссии извещены надлежащим образом.
Заказчик направил письменные пояснения, которые подтвердил при рассмотрении жалобы, указал, что Заказчиком в извещении установлено, что лучшим условием при оценке заявок будет являться наибольшее значение характеристики объекта закупки, без установления предельных значений характеристики объекта закупки. Обязательное указание в критериях предельных значений характеристик Положением и Законом о контрактной системе не определено. Закон о контрактной системе позволяет Заказчику самостоятельно разрабатывать извещение о закупке и определять содержание нестоимостного критерия оценки исходя из своих потребностей. Доводы Заявителя "об ограничении круга поставщиков" установленным Заказчиком порядком оценки не отвечают существу проведения процедуры конкурса, поскольку положения порядка оценки влияют на присвоение баллов в отношении поданных заявок, но не определяют условия допуска участников к конкурсу. Считает жалобу необоснованной.
Изучив представленные документы, заслушав пояснения Заказчика, Комиссия Кировского УФАС России приходит к следующим выводам.
04.05.2022 года на официальном сайте закупок zakupki.gov.ru размещено извещение N 0240100000222000058 о проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по изготовлению технических средств реабилитации - протезов нижних конечностей, для обеспечения инвалидов в 2022 г. Начальная (максимальная) цена контракта - 900 000,00 руб. Дата окончания подачи заявок - 20.05.2022 г.
Согласно п. 11 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В силу ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.
Во исполнение указанной нормы принято Постановление Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 2604).
Постановлением N 2604 утверждено Положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Положение).
Согласно п. 2 Положения "оценка заявок" - действия членов комиссии по осуществлению закупок по присвоению в случаях, предусмотренных Федеральным законом, и в соответствии с настоящим Положением баллов заявкам (частям заявок) на основании информации и документов участников закупок.
В силу п. 3 Положения для оценки заявок в соответствии с настоящим Положением применяются следующие критерии оценки:
а) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
б) расходы;
в) характеристики объекта закупки;
г) квалификация участников закупки.
В соответствии с п.п "а" п. 5 Положения установлено, что при проведении конкурсов применяются не менее 2 критериев оценки, одним из которых должен являться критерий оценки, предусмотренный подпунктом "а" пункта 3 настоящего Положения.
Согласно п. 20 Положения если значение характеристики объекта закупки, определенной количественным значением, находится в функциональной зависимости от значения количества присваиваемых баллов, значение количества баллов по детализирующему показателю, присваиваемых заявке, подлежащей в соответствии с Федеральным законом оценке по критерию оценки "характеристики объекта закупки" (БХi), рассчитывается по одной из следующих формул:
в случае, если лучшим является наибольшее значение характеристики объекта закупки, - по формуле:
Согласно п. 24 Положения для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;
б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;
в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;
г) наличие у участников закупки деловой репутации;
д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Для оценки заявок по показателям оценки, предусмотренным пунктом 24 настоящего Положения, применяются детализирующие показатели (п. 25 Положения).
В силу п. 26 Положения оценка заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" осуществляется с учетом требований настоящего раздела в порядке, установленном пунктами 20 - 23 раздела IV настоящего Положения для оценки заявок по критерию оценки "характеристики объекта закупки".
В силу п.п. "а" п. 28 Положения в случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 настоящего Положения применяются один или несколько показателей оценки: общая цена исполненных участником закупки договоров; общее количество исполненных участником закупки договоров; наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров.
В составе жалобы Заявитель указывает на установление Заказчиком неправомерного порядка оценки заявок участников закупки по критерию "Квалификация участников закупки", поскольку, по мнению Заявителя, Заказчику надлежало установить предельно максимальные и минимальные значения показателей по критерию.
Согласно Порядку рассмотрения и оценки заявок на участие в электронном конкурсе Заказчиком установлен следующий Порядок:
Номер критерия |
Критерии оценки заявок на участие в электронном конкурсе |
Показатели оценки заявок на участие в электронном конкурсе |
Значимость критерия оценки, в (%) |
Значимость показателя оценки, в % |
Обозначение рейтинга по критерию/показателю |
1. |
Цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги |
Предложение участников закупки в отношении цены государственного контракта |
60 |
|
БЦi |
2. |
Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации |
|
40 |
|
БХi |
2.1.1. Наличие у участников закупки финансовых ресурсов. |
|
20 |
|
||
2.1.2. Наличие у участников закупки опыта выполнения работ, связанных с предметом контракта. |
|
30 |
|
||
2.1.3. Наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации. |
|
50 |
|
||
Совокупная значимость всех критериев оценки в процентах |
|
100 |
Согласно п. 2 Порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в электронном конкурсе Заказчиком установлена формула для расчета баллов по детализирующим показателям критерия "Квалификация участников закупки" в соответствии с подпунктом "б" п. 20 Постановления N 2604:
Представители Заказчика при рассмотрении жалобы пояснили, что выполнение работ по обеспечению инвалидов протезами, имеет социально значимый характер. Исходя из этих условий, а также с учетом необходимости эффективного расходования бюджетных средств Заказчику необходимо быть уверенным в том, что выполнение работ по обеспечению инвалидов протезами, являющимися предметом конкурса, будет осуществлять наиболее квалифицированный участник закупки.
Комиссия Кировского УФАС России отмечает, что нестоимостной критерий оценки "Квалификация участников закупки" не является единственным и обязательным условием участия в конкурсе, не предрешает исхода закупки, не создает преимуществ конкретному лицу, а направлен, прежде всего, на выбор победителем конкурса участника, наиболее соответствующего потребностям заказчика.
Согласно правовой позиции, сформированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.12.2010 N11017/10 по делу N А06-6611/2009, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов.
Кроме того, согласно протоколу рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке от 24.05.2022 г. на закупку N 0240100000222000058 подано три заявки, которые соответствуют требованиям Закона о контрактной системе и извещения о закупке, что подтверждает отсутствие объективных препятствий для подачи заявок на участие в закупке N 0240100000222000058.
В силу ч. 4 ст.106 Закона о контрактной системе участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы.
Заявитель, извещенный о времени и месте рассмотрения жалобы надлежащим образом, явку представителя не обеспечил, доказательств, подтверждающих нарушение прав и законных интересов либо подтверждающих объективную невозможность подать заявку на участие в конкурсе, не предоставил.
Таким образом, применение Заказчиком формулы и порядка расчета баллов по нестоимостному критерию, предусмотренных Положением, соответствует Закону о контрактной системе и не нарушает права участников закупки, в связи с чем довод Заявителя не обоснован.
Руководствуясь ст. 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Кировского УФАС России
РЕШИЛА:
Признать необоснованной жалобу ООО "МеталлЭксперт" на действия Заказчика - ГУ-Кировское региональное отделение ФСС РФ при проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по изготовлению технических средств реабилитации - протезов нижних конечностей, для обеспечения инвалидов в 2022 г. (извещение 0240100000222000058).
В соответствии с ч. 9 ст. 106 ФЗ от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента его принятия.
Зам. председателя комиссии
Члены комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области от 25 мая 2022 г. N 043/06/106-455/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.05.2022