Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Кировского УФАС России) в составе:
Зам. председателя комиссии:
Членов комиссии:
при участии посредством ВКС:
- представителя ИП _., по доверенности,
рассмотрев жалобу ИП _,
У С Т А Н О В И Л А:
19.05.2022 г. в Кировское УФАС России поступила жалоба ИП _ (далее - Заявитель) на действия Заказчика - КОГБУЗ "Кировский клинико-диагностический центр" при проведении электронного аукциона на поставку медицинского оборудования (система эндоскопической визуализации) (извещение N 0340200003322004809).
Заявитель сообщает, заказчиком при формировании описания объекта закупки нарушены требования ст. 8, ст. 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), так как в совокупности технические характеристики, установленные заказчиком в описании объекта закупки, соответствует товар одного конкретного производителя - Фуджи.
Рассмотрение жалобы назначено на 25.05.2022 г. Стороны о времени, дате и месте заседания Комиссии извещены, в том числе публично, путем размещения информации в Единой информационной системе в сфере закупок на официальном сайте www.zakupki.gov.ru. Заказчик явку своего представителя не обеспечил, направил ходатайство, представил пояснения. Уполномоченное учреждение - КОГКУ "Центр по техническому сопровождению государственных закупок" явку своего представителя не обеспечило.
Заказчик направил письменные пояснения, согласно которым Техническое задание по аукциону сформировано в соответствии с требованиями действующего законодательства, в том числе с положениями ст. 33 Закона о контрактной системе и не содержит указания на торговые наименования приобретаемого товара. Следовательно, исходя из буквального толкования Закона о контрактной системе, Заказчик устанавливает требования к объекту закупки исходя из своих потребностей, продиктованных особенностями оказания медицинской помощи и с учетом необходимости обеспечения конкуренции между потенциальными участниками товарного рынка.
В данной ситуации необходимо обратить особое внимание на то, что Закон о контрактной системе указывает на необходимость обеспечения конкуренции именно между участниками закупки, а не между производителями товара.
Доказательства того, что Заявитель не может приобрести и поставить Заказчику товар, соответствующий условиям технического задания, в материалы дела не представлены, т.е. отсутствуют доказательства того, что Заявитель ограничен, как участник. Все характеристики, включенные в аукционное задание, установлены Заказчиком исходя из своих потребностей. Считает жалобу необоснованной.
Заслушав пояснения Заявителя, изучив представленные документы, Комиссия Кировского УФАС России приходит к следующим выводам.
29.04.2022 года на официальном сайте закупок zakupki.gov.ru размещено извещение N 0340200003322004809 о проведении электронного аукциона на поставку медицинского оборудования (система эндоскопической визуализации). Начальная (максимальная) цена контракта - 6 497 310,00 руб.
Согласно Технической части (Аукционного задания) к поставке требуется система эндоскопической визуализации, в том числе со следующими характеристиками:
Наименование товара, единица измерения, количество товара, код ОКПД 2, код позиции каталога товаров, работ, услуг (при наличии) |
Функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара и их значения, которые не подлежат изменению участником закупки* |
Функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара (единицы измерения)** |
Минимальные и (или) максимальные значения характеристик товара |
Требования заказчика к указанию минимальных и (или) максимальных значений характеристик товара участником закупки*** |
Система эндоскопической визуализации - 1 штука
Код позиции КТРУ: 26.60.12.119-00000374
|
Состав системы: |
|
|
|
Видеопроцессор эндоскопический, 1 штука |
|
|
|
|
Видеоинформационный эндоскопический центр для подключения совместимых видеоэндоскопов: гастроскопы, колоноскопы, дуоденоскопы, бронхоскопы |
|
|
|
|
Встроенный в видеопроцессор источник света |
|
|
|
|
Тип основной лампы источника света: ксеноновый |
|
|
|
|
|
Мощность основной лампы, Вт |
Не менее 150 |
Одно значение или несколько значений |
|
Резервная лампа |
|
|
|
|
|
Мощность резервной лампы, Вт |
Не менее 75 |
Одно значение или несколько значений |
|
Функция автоматической смены основной лампы на резервную при выходе основной из строя |
|
|
|
|
|
Количество уровней ручной регулировки яркости изображения, шт. |
Не менее 9 |
Одно значение или несколько значений |
|
Функция уменьшения светимости основной лампы |
|
|
|
|
Клавиатура |
|
|
|
|
Возможность управления режимом фотометрии (пиковый, средний) |
|
|
|
|
Функция регулирования скорости срабатывания электронного затвора |
|
|
|
|
|
Энергонезависимая память на информацию о пациентах, шт. |
Не менее 44 |
Одно значение или несколько значений |
|
|
Энергонезависимая память на информацию о врачах, шт. |
Не менее 20 |
Одно значение или несколько значений |
|
|
Количество уровней регулировки для каждого из параметров изображения (уровень красного, уровень синего, насыщенности цвета, яркости), шт. |
Не менее 9 |
Одно значение или несколько значений |
|
|
Количество уровней регулировки контурной детализации изображения, шт. |
Не менее 9 |
Одно значение или несколько значений |
|
|
Количество уровней регулировки структурной детализации изображения, шт. |
Не менее 9 |
Одно значение или несколько значений |
|
Функция электронного увеличения изображения |
|
|
|
|
Функция стоп-кадра |
|
|
|
|
Функция изменения периода времени стоп-кадра (времени буферизации) |
|
|
|
|
Функция "картинка в картинке" |
|
|
|
|
Функция изменения интенсивности цветового выделения кровеносных сосудов |
|
|
|
|
|
Количество режимов изменения интенсивности цветового выделения кровеносных сосудов, шт. |
Не менее 3 |
Одно значение или несколько значений |
|
Встроенный насос подачи воздуха |
|
|
|
|
|
Количество режимов работы насоса подачи воздуха, шт. |
Не менее 3 |
Одно значение или несколько значений |
|
Возможность управления функциями процессора при помощи педального блока (не входит в комплект поставки) |
|
|
|
|
Разъём для подключения педального блока управления |
|
|
|
|
Цифровой выход видеосигнала стандарта DVI |
|
|
|
|
Аналоговые выходы видеосигнала стандартов: VGA (RGB), S-video, композитный (BNC) |
|
|
|
|
Разъем для управления совместимыми периферийными устройствами (видеопринтер, устройство записи данных) |
|
|
|
|
Возможность управления функциями видеопроцессора с рукоятки управления эндоскопа |
|
|
|
|
Резервуар для воды, 4 штуки |
|
|
|
|
Совместимость с поставляемыми эндоскопами |
|
|
|
|
Обработка путём паровой стерилизации при температуре 134 градуса Цельсия в течение 5 минут |
|
|
|
|
|
Объем, мл |
Не менее 230 |
Одно значение или несколько значений |
|
Крышка |
|
|
|
|
Тестер для проверки герметичности, 1 штука |
|
|
|
|
Предназначен для создания давления воздуха внутри эндоскопа с целью проверки эндоскопа на утечку воздуха |
|
|
|
|
Способ накачивания воздуха: ручной |
|
|
|
|
|
Рабочее давление, мм рт.ст. |
140-160 |
Диапазонное значение |
|
Совместимость с поставляемыми эндоскопами |
|
|
|
|
Видеоколоноскоп, 2 штуки |
|
|
|
|
Встроенная цветная ПЗС матрица в дистальном конце |
|
|
|
|
Прямое направление обзора |
|
|
|
|
|
Глубина резкости от, мм |
Не более 3 |
Одно значение или несколько значений |
|
|
Глубина резкости до, мм |
Не менее 100 |
Одно значение или несколько значений |
|
|
Угол поля зрения, град. |
Не менее 140 |
Одно значение или несколько значений |
|
|
Наружный диаметр дистального конца, мм |
Не более 12,8 |
Одно значение или несколько значений |
|
|
Наружный диаметр гибкой части, мм |
Не более 12,8 |
Одно значение или несколько значений |
|
|
Инструментальный канал, мм |
Не менее 3,8 |
Одно значение или несколько значений |
|
Дополнительный канал подачи воды по направлению введения (канал системы смыва) |
|
|
|
|
|
Углы изгиба дистального конца: |
|
|
|
|
вверх, град. |
Не менее 180 |
Одно значение или несколько значений |
|
|
вниз, град. |
Не менее 180 |
Одно значение или несколько значений |
|
|
вправо, град. |
Не менее 160 |
Одно значение или несколько значений |
|
|
влево, град. |
Не менее 160 |
Одно значение или несколько значений |
|
|
Длина рабочей части, мм |
Не менее 1690 |
Одно значение или несколько значений |
|
|
Общая длина, мм |
Не менее 1990 |
Одно значение или несколько значений |
|
Функция программирования кнопок управления функциями видеопроцессора на рукоятке эндоскопа |
|
|
|
|
|
Количество кнопок управления функциями видеопроцессора на рукоятке эндоскопа, шт. |
Не менее 3 |
Одно значение или несколько значений |
|
Дезинфекционная обработка путём полного погружения эндоскопа в дезинфицирующий раствор |
|
|
|
|
Обработка клапанов подачи воздуха, воды методом паровой стерилизации при температуре 134 градуса Цельсия в течение 5 минут |
|
|
|
|
Совместимость с поставляемым видеопроцессором |
|
|
|
|
|
Комплектация: |
|
|
|
|
Эндоскоп, шт. |
Не менее 1 |
Одно значение или несколько значений |
|
|
Щётка очистки инструментального канала (длинная), шт. |
Не менее 1 |
Одно значение или несколько значений |
|
|
Щётка для очистки клапанов и входных отверстий (короткая), шт. |
Не менее 1 |
Одно значение или несколько значений |
|
|
Защитный колпачок для вентиляционного разъема подачи воздуха и воды, шт. |
Не менее 1 |
Одно значение или несколько значений |
|
|
Клапан инструментального канала, шт. |
Не менее 1 |
Одно значение или несколько значений |
|
|
Адаптер системы смыва, компл. |
Не менее 1 |
Одно значение или несколько значений |
|
|
Адаптер для очистки клапанов, компл. |
Не менее 1 |
Одно значение или несколько значений |
|
|
Чемодан для транспортировки, шт. |
Не менее 1 |
Одно значение или несколько значений |
Относительно довода об указании характеристик, которые соответствуют единственному производителю, установлено следующее.
Согласно ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Частью 1 статьи 12 Закона о контрактной системе установлено, что государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Следовательно, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупок, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективности и результативности обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Закон о контрактной системе не обязывает заказчика при определении характеристик поставляемого товара устанавливать такие характеристики, которые соответствовали бы всем существующим типам, видам, моделям, маркам товара, не предусматривает ограничения по включению в документацию электронного аукциона требований к товарам, являющихся значимыми для заказчика, равно как и не предусматривает обязанность заказчика в аукционной документации обосновывать свои потребности и причины при установлении требований к товарам и их характеристикам. Выбор показателей и характеристик объекта закупки остается за заказчиком.
В соответствии п. 1 ч. 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, Заказчиком при описании в документации о закупке объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться (часть 2 статьи 33 Закона о контрактной системе).
На основании п. 14 ч. 3 ст. 4 Закона о контрактной системе единая информационная система содержит каталог товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно ч. 5 ст. 23 Закона о контрактной системе формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
Согласно ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - КТРУ), а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ N 145 от 08.02.2017 г. утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок КТРУ и Правила использования КТРУ (далее - Правила).
Согласно п. 4 Правил Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "и" пункта 10 Правил с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при планировании закупки и ее осуществлении использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции наименование товара, работы, услуги.
В соответствии с пп. "г" п. 10 Правил формирования КТРУ в позицию каталога включается информация, содержащая описание товара, работы, услуги, если такое описание сформировано в соответствии с п. 13 Правил формирования КТРУ.
Согласно п.5 Правил Заказчик вправе, за исключением случаев, если иное не предусмотрено особенностями описания отдельных видов объектов закупок, установленными Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 5 статьи 33 Федерального закона, указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога.
В соответствии с п.6 Правил в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Использованный Заказчиком код КТРУ 26.60.12.119-00000374 "Система эндоскопической визуализации" не содержит описание товара, следовательно, Заказчик вправе описать объект закупки в соответствии с требованиями ст. 33 Закона о контрактной системе.
Как указано в Обзоре судебной практики, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017, указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки (пункт 1) ровно до того момента, пока включение заказчиком в аукционную документацию требований к закупаемому товару не станет свидетельствовать о его конкретном производителе в отсутствие специфики использования такого товара (пункт 2).
Из пояснений Заказчика установлено, что Товары, указанные Заявителем в жалобе, как соответствующие потребностям Заказчике, не подходит по различным параметрам, в том числе: мощности резервной лампы показатели которой важны для клинического использования, совместимости подключения дуоденоскопов, также у производителя "Соноскейп Медикал Корп." ни в одном из зарегистрированных видеоэндоскопических систем в регистрационных удостоверениях нет указания на регистрацию дуоденоскопов, что не позволит использовать их в медицинской деятельности.
Исходя из правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, отраженной в Постановлениях от 28.12.2010 N 11017/10, от 29.01.2013 N 11604/12, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого крута участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов.
В этой связи включение в документацию о торгах условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников размещения заказа лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в торгах. При наличии у заказчика объективной потребности в получении определенного товара вести речь о необоснованном ограничении им количества потенциальных участников размещения заказа не приходится.
При этом Заявителем не доказано отсутствие у заказчика соответствующей потребности.
Таким образом, заказчик вправе определить в документации о закупке такие требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам товара, которые соответствуют потребностям заказчика с учетом специфики его деятельности.
В Техническом задании отсутствует указание в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товар.
Закон о контрактной системе устанавливает особые запреты и ограничения только к единственному поставщику, а не единственному производителю.
В соответствии со статьей 506 Гражданского кодекса РФ в качестве поставщика по договору поставки может выступать как непосредственно сам производитель, так и иное лицо, закупающее товары для дальнейшей передачи.
Таким образом, отсутствие у лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям Заказчика, не свидетельствует о нарушении Заказчиком прав этих лиц, а также ограничении Заказчиком числа участников торгов.
Соответственно, заказчик вправе устанавливать в документации о закупке любые требования к поставляемым товарам, выполняемым работам и оказываемым услугам при условии, что они не противоречат положениям Закона о контрактной системе, а также иным федеральным законам и нормативным правовым актам Российской Федерации.
Включение в техническое задание требований к техническим характеристикам оборудования является способом обеспечить более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Заказчик при планировании и осуществлении закупок должен исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Таким образом, заказчик включил в техническое задание требования, которые могут обеспечить более точное и четкое описание характеристик объекта закупки, необходимого для заказчика, следовательно, составлена Заказчиком в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
Кроме того, Заказчиком представлены копии трех коммерческих предложений, явившихся обоснованием НМЦК, которые содержат предложения о поставке необходимого Заказчику оборудования двух производителей.
На основании ч. 4 ст. 106 Закона о контрактной системе участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы.
В силу вышеуказанной нормы обязанность доказывания нарушения Заказчиком своих прав и законных интересов лежит на подателе жалобы, однако, на заседании Комиссии Управления, а также в составе жалобы Заявителем не представлены документы и сведения, свидетельствующие о нарушении Заказчиком правил описания объекта закупки.
Довод Заявителя не обоснован.
На основании изложенного и в соответствии со ст. 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия Кировского УФАС России,
Р Е Ш И Л А:
Признать необоснованной жалобу ИП _ на действия КОГБУЗ "Кировский клинико-диагностический центр" при проведении электронного аукциона на поставку медицинского оборудования (система эндоскопической визуализации) (извещение N 0340200003322004809).
В соответствии с ч. 9 ст. 106 ФЗ от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента его принятия.
Зам. председателя комиссии
Члены комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области от 25 мая 2022 г. N 043/06/106-448/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.05.2022