Комиссия Управления ФАС России по Республике Дагестан по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Ведущей заседание Комиссии - Халлаевой Д.М. - Заместителя руководителя Дагестанского УФАС России.
Членов Комиссии:
Халилова Р.А. - Начальника отдела контроля закупок Дагестанского УФАС России;
Микаилова М.М. - Зам. Начальника отдела контроля закупок Дагестанского УФАС России;
Магомедова А.Ш. - Ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Дагестанского УФАС России,
рассмотрев жалобу ООО "Спецстроймонтаж" (далее - Заявитель) на действия МКУ "УПРАВЛЕНИЕ КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА ГОРОД ХАСАВЮРТ" (далее - Заказчик) при проведении КОМИТЕТОМ ПО ГОСУДАРСТВЕННЫМ ЗАКУПКАМ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН открытого конкурса в ЭФ "разработка ПСД по объекту: Реконструкция и расширение очистных сооружений канализации в г. Хасавюрте, Республика Дагестан, (1 этап)" (извещение 0103200008422001008),
в отсутствии представителей сторон (извещены),
УСТАНОВИЛА:
12.05.2022 г. в Дагестанское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Конкурса.
В жалобе Заявителя указывается на несоответствие извещения о проведении Конкурса Федеральному закону N44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Исследовав представленные сторонами материалы, проведя анализ информации, содержащейся в единой информационной системе в сфере закупок (далее - Единая информационная система), а также на сайте оператора электронной площадки АО "Единая электронная торговая площадка" (далее - Оператор электронной площадки), Комиссия установила следующее.
12.04.2022 г. Уполномоченным органом в Единой информационной системе были размещены извещение и документация по проведению Конкурса.
Начальная (максимальная) цена контракта - 115 811 800,00 рублей.
1. Согласно доводу Заявителя, критерии оценки заявок на участие в Конкурсе установлены с нарушением требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
В соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 42 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе установлено, что для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Правила).
Согласно пункту 3 Правил для оценки заявок в соответствии с настоящим Положением применяются следующие критерии оценки:
а) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
б) расходы;
в) характеристики объекта закупки;
г) квалификация участников закупки.
В соответствии с пунктом 8 Правил в случае применения показателей оценки по критериям оценки, предусмотренным подпунктами "в" и "г" пункта 3 настоящего Положения:
а) применяются детализирующие показатели;
б) в отношении каждого детализирующего показателя устанавливается значимость детализирующего показателя. Сумма величин значимости всех применяемых детализирующих показателей по показателю оценки составляет 100 процентов;
в) оценка заявки (части заявки) по показателю оценки определяется путем суммирования среднего количества баллов, присвоенных всеми принимавшими участие в ее рассмотрении и оценке членами комиссии по осуществлению закупок по каждому детализирующему показателю, умноженного на значимость соответствующего детализирующего показателя. При этом среднее количество баллов определяется путем суммирования количества баллов, присвоенных каждым членом комиссии по осуществлению закупок, и последующего деления на количество таких членов.
Пунктом 16 Правил установлено, что для оценки заявок по критерию оценки "характеристики объекта закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) качественные характеристики объекта закупки;
б) функциональные характеристики объекта закупки;
в) экологические характеристики объекта закупки.
Пунктом 17 Правил предусмотрено, для оценки заявок по показателям оценки, предусмотренным пунктом 16 настоящего Положения, применяются детализирующие показатели, предусматривающие оценку различных характеристик, образующих такие показатели оценки.
В силу пункта 19 Правил если характеристика, предусмотренная детализирующим показателем, не определяется количественным значением, документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению, устанавливается перечень свойств объекта закупки, подлежащих оценке.
В критериях оценки заявок на участие в конкурсе содержится следующий показатель "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" в рамках которого оценивается:
"характеристика N 1 (представлена форма "Предложение о качественных характеристиках объекта закупки", в полном объеме, а так же представлена пояснительная записка с описанием предложений по охране окружающей среды при выполнении работ иных предложений по улучшению качества выполнения работ, не ведущих к удорожанию стоимости выполнения работ (1 Предложение о качественных характеристиках объекта закупки признается представленным в полном объеме, если такое описание содержит описание всех видов работ, описание технологии производства работ, описание контроля качества выполнения работ, описание используемого оборудования и машин, описание необходимых трудовых ресурсов по каждому виду работ, описание всех используемых и поставляемых товаров(материалов) и соответствие всех товаров (материалов) государственным стандартам и нормам). Технология производства работ включает в себе методы, приемы, режим работы, последовательность операций и процедур, она тесно связана с применяемыми средствами, оборудованием, инструментами, используемыми материалами.
Контроль качества выполнения работ - действия (комплекс мер), включающие проведение измерений, анализ испытаний совокупности свойств и характеристик проведенных работ и их сравнение с установленными требованиями для определения соответствия полученных и требуемых величин параметров качества.
Используемые оборудование и машины - совокупность машин, механизмов, приборов, устройств, используемых для работы или производства.
Трудовые ресурсы - рабочая сила, задействованная при выполнении/производстве работ) - 100 баллов.
характеристика N 2 представлена форма "Предложение о качественных характеристиках объекта закупки", не в полном объеме 2, а так же представлена пояснительная записка с описанием предложений по охране окружающей среды при выполнении работ иных предложений по улучшению качества выполнения работ, не ведущих к удорожанию стоимости выполнения работ. - (2 Предложение о качественных характеристиках объекта закупки признается представленным не в полном объеме, если такое описание содержит описание всех видов работ, но не указано описание технологии производства работ и/или описание контроля качества выполнения работ и/или описание используемого оборудования и машин и/или описание необходимых трудовых ресурсов по каждому виду работ и/или описание всех используемых и поставляемых товаров (материалов) и соответствие всех товаров (материалов) государственным стандартам и нормам). Технология производства работ включает в себе методы, приемы, режим работы, последовательность операций и процедур, она тесно связана с применяемыми средствами, оборудованием, инструментами, используемыми материалами.
Контроль качества выполнения работ - действия (комплекс мер), включающие проведение измерений, анализ испытаний совокупности свойств и характеристик проведенных работ и их сравнение с установленными требованиями для определения соответствия полученных и требуемых величин параметров качества.
Используемые оборудование и машины - совокупность машин, механизмов, приборов, устройств, используемых для работы или производства.
Трудовые ресурсы - рабочая сила, задействованная при выполнении/производстве работ) - 50 баллов.
характеристика N 3 не представлена форма "Предложение о качественных характеристиках объекта закупки", а так же не представлена пояснительная записка с описанием предложений по охране окружающей среды при выполнении работ иных предложений по улучшению качества выполнения работ, не ведущих к удорожанию стоимости выполнения работ - 0 баллов.
Согласно доводу Заявителя, в критериях оценки заявок установлено требование о предоставлении пояснительной записки, вместе с тем отсутствует указание, что должно быть указано в данной записке для принятия ее к оценке.
Заказчиком, в критериях оценки заявок установлено следующее, в том числе: "Предложение о качественных характеристиках объекта закупки", в полном объеме, а так же представлена пояснительная записка с описанием предложений по охране окружающей среды при выполнении работ иных предложений по улучшению качества выполнения работ, не ведущих к удорожанию стоимости выполнения работ".
При этом в критериях оценки заявок отсутствует описание перечня свойств объекта закупки указываемых в пояснительной записке и подлежащие оценке.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что установленные критерии оценки заявок в рамках показателя "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" не соответствуют положениям Правил и не позволяют объективно сопоставить предложения участников Конкурса.
Учитывая изложенное, действия Заказчика, установившего в ненадлежащий порядок оценки заявок на участие в Конкурсе нарушают п. 11 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе.
2. В ходе проведенной в соответствии с ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, в рамках рассматриваемой жалобы внеплановой проверки, Комиссией установлено следующее.
2.1 Согласно доводу Заявителя, в критериях оценки заявок установлено требование о предоставлении пояснительной записки, вместе с тем отсутствует указание, что должно быть указано в данной записке для принятия ее к оценке.
Заказчиком, в критериях оценки заявок установлено следующее, в том числе: "Качественные характеристики объекта закупки (качество работ)", в полном объеме, а так же пояснительную записка с описанием предложений по улучшению качества выполнения работ, и применению инновационных материалов, не ведущих к удорожанию стоимости выполнения работ - 10 баллов".
При этом в критериях оценки заявок отсутствует описание перечня свойств объекта закупки указываемых в пояснительной записке и подлежащие оценке.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что установленные критерии оценки заявок в рамках показателя "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" не соответствуют положениям Правил и не позволяют объективно сопоставить предложения участников Конкурса.
Учитывая изложенное, действия Заказчика, установившего в ненадлежащий порядок оценки заявок на участие в Конкурсе нарушают п. 11 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе.
2.2. Как усматривается из приведенных положений конкурсной документации, участник представляет свое предложение по показателю "Качество работ" на основе требований конкурсной документации. При этом указанный порядок оценки заявок не содержит указания на количество баллов, присваиваемых за представленные сведения в пределах шкалы от 15 до 100 баллов.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о том, что порядок оценки заявок не позволяет выявить лучшее условие исполнения контракта, поскольку в документации о Конкурсе не установлена пропорциональная зависимость между количеством присваиваемых баллов и представляемыми сведениям.
На основании изложенного, вышеуказанные действия Заказчика нарушают п. 11 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе Закона о контрактной системе
2.3. "представлена форма "Предложение о качестве работ (услуг)", которая содержит свое видение проектной документации, описание порядка оказания услуг, контроль качества оказания услуг, используемое оборудование и соответствие их государственным стандартам и/или иным техническим документам в полном объеме 1, а так же пояснительную записка с описанием предложений по улучшению качества выполнения работ, и применению инновационных материалов, не ведущих к удорожанию стоимости выполнения работ - 100 баллов;
(1Описание предложения по качеству работ (услуг) признается представленным в полном объеме, если такое описание содержит изложение своего видения проектной документации, описание порядка оказания услуг по всем его разделам, предложение по контролю качества оказания услуг, используемое оборудования и соответствие их государственным стандартам и/или иным техническим документам.
Контроль качества оказания услуг - действия (комплекс мер), включающие проведение измерений, анализ испытаний совокупности свойств и характеристик проведенных работ (услуг) и их сравнение с установленными требованиями для определения соответствия полученных и требуемых величин параметров качества.
Используемые оборудование - совокупность приборов, устройств, используемых для услуг.)
2 - представлена форма "Предложение о качестве работ (услуг)" которая содержит свое видение проектной документации, описание порядка оказания услуг, контроль качества оказания услуг, используемое оборудование и соответствие их государственным стандартам и/или иным техническим документам не в полном объеме 2, а так же пояснительную записка с описанием предложений по улучшению качества выполнения работ, и применению инновационных материалов, не ведущих к удорожанию стоимости выполнения работ - 10 баллов;
(2Описание предложения по качеству работ (услуг) признается представленным не в полном объеме, если такое описание не содержит изложение своего видения проектной документации, описание порядка оказания услуг по одному или нескольким разделам, предложение по контролю качества оказания услуг, используемое оборудование и соответствие их государственным стандартам и/или иным техническим документам
Таким образом, по мнению Комиссии, Заказчиком должным образом не установлен порядок оценки заявок, поскольку не установлена шкала оценки при отсутствии в заявке характеристик объекта, а именно 0 баллов.
На основании изложенного, вышеуказанные действия Заказчика нарушают п. 11 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе Закона о контрактной системе
2.4. В критериях оценки заявок на участие в конкурсе содержится следующий показатель "Качественные характеристики объекта закупки (качество работ)" в рамках которого оценивается:
"представлена форма "Предложение о качестве работ (услуг)", которая содержит свое видение проектной документации, описание порядка оказания услуг, контроль качества оказания услуг, используемое оборудование и соответствие их государственным стандартам и/или иным техническим документам в полном объеме 1, а так же пояснительную записка с описанием предложений по улучшению качества выполнения работ, и применению инновационных материалов, не ведущих к удорожанию стоимости выполнения работ - 100 баллов;
(1Описание предложения по качеству работ (услуг) признается представленным в полном объеме, если такое описание содержит изложение своего видения проектной документации, описание порядка оказания услуг по всем его разделам, предложение по контролю качества оказания услуг, используемое оборудования и соответствие их государственным стандартам и/или иным техническим документам.
Исходя из сформулированной Заказчиком шкалы присваиваемых баллов по вышеуказанному нестоимостному критерию, следует, что комиссия Заказчика оценивает не реальные возможности участника закупки качественно выполнить условия контракта, а способность участника в письменном виде выразить свое абстрактное видение процесса выполнения работ.
Более того, у участников закупки отсутствует исходная информация для заполнения заявки и изложения своего видения, позволяющая определить соответствие фактических возможностей участника закупки требованиям Заказчика.
Таким образом, по мнению Комиссии, Заказчиком должным образом не установлен порядок оценки заявок по нестоимостному критерию, поскольку предмет оценки не направлен на выявление лучших условий.
Учитывая изложенное, по мнению Комиссии действия Заказчика установившего в Конкурсной документации ненадлежащий порядок оценки заявок на участие в Конкурсе нарушают п. 11 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
На основании изложенного, руководствуясь ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия,
Р Е Ш И Л А:
1. Жалобу Заявителя признать обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 11 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Уполномоченному органу, его конкурсной комиссии, Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленного нарушения.
4. Передать материалы уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Ведущая заседание Комиссии Д.М. Халлаева
Члены Комиссии: Р.А. Халилов
М.М. Микаилов
А.Ш. Магомедов
Исп. Магомедов А.Ш.
Тел: 8(499) 755-23-23 доб. 005-116
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Дагестан от 19 мая 2022 г. N 005/06/106-914/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.05.2022