Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по контролю в сфере закупок (далее Комиссия) в составе:
Председателя комиссии:
Кочеткова А.В. - заместителя руководителя управления-начальника отдела контроля закупок;
членов Комиссии:
Тетериной О.В.- ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок;
Дедова В.Г. - государственного инспектора отдела контроля закупок,
с участием представителей:
от Заказчика - Комитета по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи города Барнаула, Науменко Майи Валерьевны;
от ООО "Геоизыскания" - Прокопьевой Виктории Игоревны путем видеоконференции,
рассмотрев заявление Заказчика - Комитета по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи города Барнаул о включении сведений об ООО "Геоизыскания", его учредителе, генеральном директоре в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта, заключенного по итогам закупки N 0317300301921002112 "Оказание услуги по ведению наблюдений за водными объектами, подготовке и представлению отчетности по Решению о предоставлении водных объектов в пользование с целью сброса ливневых сточных вод из выпусков ливневых коллекторов в городе Барнауле" согласно Федеральному Закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
в УФАС по Алтайскому краю поступило обращение Заказчика - Комитета по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи города Барнаул о включении сведений об ООО "Геоизыскания" ( далее - Общество, Исполнитель), его учредителе, генеральном директоре в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта, заключенного по итогам закупки N 0317300301921002112 "Оказание услуги по ведению наблюдений за водными объектами, подготовке и представлению отчетности по Решению о предоставлении водных объектов в пользование с целью сброса ливневых сточных вод из выпусков ливневых коллекторов в городе Барнауле" (далее - контракт).
Представитель Заказчика пояснила, что 28.12.2021 г. по итогам электронного аукциона Заказчиком был заключен контракт с ООО "Геоизыскания" на оказание услуги по ведению наблюдений за водными объектами, подготовке и представлению отчетности по Решению о предоставлении водных объектов в пользование с целью сброса ливневых сточных вод из выпусков ливневых коллекторов в городе Барнауле. Сроки предоставления отчетов регламентированы техническим заданием: за 1 (первый) квартал до 15.04.2022, за 2 (второй) квартал до 15.07.2022, за 3 (третий) квартал до 15.10.2022, за 4 (четвертый) квартал) и годовой отчет за 2022 год до 20.12.2022. Заказчик неоднократно уведомлял Исполнителя о необходимости строгого соблюдения сроков предоставления отчетов, однако, первый отчет был предоставлен только в мае 2022 г., в связи с чем данный отчет Заказчику уже не нужен, Заказчику грозит привлечение к административной ответственности. 27.04.2022 г. Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта. Поскольку решение вступило в силу и контракт считается расторгнутым, Заказчик просит включить сведения об ООО "Геоизыскания" в реестр недобросовестных поставщиков.
Представитель ООО "Геоизыскания" пояснила, что действительно срок предоставления первого отчета был нарушен в связи со сложностью работы по подготовке данных отчетов. Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта Исполнитель не получал, отчеты были предоставлены Заказчику 04.05.2022 г., а 29.04.2022 г. отчеты были сданы в отдел водных ресурсов Алтайского края Верхнеобского БВУ и Министерство природных ресурсов и экологии Алтайского края. Данные действия были совершены до вступления решения заказчика в силу, в связи с чем Заказчик был обязан отменить свое решение. Также представитель считает, что датой уведомления о решении Заказчика следует считать 31 день с момент размещения решения в ЕИС, поскольку именно такие положения были предусмотрены контрактом.
Заслушав пояснения сторон, изучив документы, в ходе внеплановой проверки Комиссия УФАС по Алтайскому краю в сфере контроля закупок пришла к следующим выводам.
02.12.2021 г. в единой информационной системе в сфере закупок было размещено извещение о проведении электронного аукциона N 0317300301921002112 "Оказание услуги по ведению наблюдений за водными объектами, подготовке и представлению отчетности по Решению о предоставлении водных объектов в пользование с целью сброса ливневых сточных вод из выпусков ливневых коллекторов в городе Барнауле", а также аукционная документация, основание НМЦК.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 13.12.2021 г. на участие в закупке было подано три заявки, все заявки были допущены к участию в электронном аукционе.
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 17.12.2021 г. было подано три ценовых предложения, заявка ООО "Геоизыскания" была признана соответствующей требованиям аукционной документации.
28.12.2020 г. по итогам электронного аукциона между Комитетом по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи города Барнаула и ООО "Геоизыскания" был заключен муниципальный контракт N 03173003019210021120001 на оказание услуг.
Согласно п. 1.1, 1.2 контракта Исполнитель обязуется собственными и (или) привлеченными силами, своевременно оказать на условиях Контракта услуги по ведению наблюдений за водными объектами, подготовке и представлению отчетности по Решению о предоставлении водных объектов в пользование с целью сброса ливневых сточных вод из выпусков ливневых коллекторов в городе Барнауле (далее - "услуга"), а Заказчик обязуется принять и оплатить их.
Состав и объем услуги определяется техническим заданием (Приложение N1 к Контракту).
Согласно п. 4.1 технического задания ( приложение N 1 к контракту) Исполнитель обязан своевременно оказывать услуги по ведению наблюдений за водными объектами, подготовке и представлению отчетности по Решениям о предоставлении водных объектов в пользование с целью сброса ливневых сточных вод из выпусков ливневых коллекторов в течении отчётного квартала (за 1 (первый) квартал до 15.04.2022, за 2 (второй) квартал до 15.07.2022, за 3 (третий) квартал до 15.10.2022, за 4 (четвертый) квартал) и годовой отчет за 2022 год до 20.12.2022.
Пункт 4.3 технического задания (приложение N 1 к контракту) содержит перечень отчетов, указание на периодичность предоставления:
В Министерство природных ресурсов и экологии Алтайского края (далее - МПР) подготавливаются и представляются:
Отчет о выполнении условий водопользования с приложением подтверждающих документов - ежеквартально (4 раза в год на бумажном носителе, в течении отчётного квартала);
Сведения, полученные в результате наблюдений за водным объектом в месте водопользования (морфометрическими особенностями) и его водоохранной зоной - 1 раз в год 15 марта, следующего за отчетным годом ( отчеты по форме 6.1., 6.2, 6.3 приказа МПР РФ N 30 от 06.02.2008 "Об утверждении форм и порядка представления сведений, полученных в результате наблюдений за водными объектами, заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, собственниками водных объектов и водопользователями").
Отчет по результатам наблюдений за водным объектом выше и ниже места сброса сточных вод по качественным показателям, готовится на основе протоколов качества природной воды выше и ниже места сброса, полученных в результате отбора проб, представляется ежеквартально (4 раза в год).
План водохозяйственных мероприятий по охране водного объекта на последующий год - подразумевает описание запланированных работ и средств на последующий год, носит информативный характер, представляется 1 раз в год.
Отчет о выполнении водоохранных мероприятий - описывает, в каком состоянии выпуск, место сточных вод, формируется в свободной форме, представляется ежеквартально (4 раза в год).
Отчет по результату учета объема ливневых сточных вод - формируется в модульной программе и в бумажном виде, по форме 3.1. приказа МПР РФ от 09.11.2020 N 903 "Об утверждении Порядка ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества" представляется ежеквартально (4 раза в год).
Отчет по результатам учета качества сточных вод - формируется в модульной программе и в бумажном виде, по форме 3.3. приказа МПР РФ от 09.11.2020 N 903 "Об утверждении Порядка ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества" представляется ежеквартально (4 раза в год).
Каждый отчет оформляется и предоставляется в адрес Минприроды Алтайского края с сопроводительным письмом, сдаются с отметкой о принятии.
В Отдел водных ресурсов по Алтайскому краю Верхне-Обского Бассейнового водного управления нужно подготовить и представить:
Государственный статистический отчет N 2-ОС "Сведения о выполнении водоохранных работ" - формируется в модульной программе, представляется 1 раз в год в бумажном и электронном виде.
Сведения, полученные в результате наблюдений за водным объектом в месте водопользования (морфометрическими особенностями) и его водоохранной зоной - 1 раз в год 15 марта, следующего за отчетным годом (отчеты по форме 6.1., 6.2, 6.3 приказа МПР РФ N 30 от 06.02.2008 "Об утверждении форм и порядка представления сведений, полученных в результате наблюдений за водными объектами, заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, собственниками водных объектов и водопользователями")
Отчет по результатам наблюдений за водным объектом выше и ниже места сброса сточных вод по качественным показателям, готовится на основе протоколов качества природной воды выше и ниже места сброса, полученных в результате отбора проб, представляется ежеквартально (4 раза в год, в течении отчётного квартала).
Отчет по результату учета объема ливневых сточных вод - формируется в модульной программе и в бумажном виде, по форме 3.1. приказа МПР РФ от 09.11.2020 N 903 "Об утверждении Порядка ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества" представляется ежеквартально (4 раза в год).
Отчет по результатам учета качества сточных вод - формируется в модульной программе и в бумажном виде, по форме 3.3. приказа МПР РФ от 09.11.2020 N 903 "Об утверждении Порядка ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества" представляется ежеквартально (4 раза в год).
Государственный статистический отчет 2-ТП (водхоз) формируется в модульной программе, представляется 1 раз в год в бумажном и электронном виде до 22 января следующего за отчетным годом.
Каждый отчет оформляется и предоставляется в адрес Отдел водных ресурсов по Алтайскому краю Верхне-Обского Бассейнового водного управления с сопроводительным письмом, сдаются с отметкой о принятии.
27.04.2022 г. Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с тем, что исполнение контракта в первом квартале 2022 г. ( до 15.04.2022 г.) составило 0%, Исполнителем были нарушены существенные условия контракта.
Решение было размещено в ЕИС 27.04.2022 г., направлено Исполнитель почтовым отправлением.
Письмом от 04.05.2022 г. Исполнитель направил комплект документов за 1 квартал 2022 г., информирует, что отчеты ранее были сданы в Отдел водных ресурсов по Алтайскому краю Верхне-Обского Бассейнового водного управления и Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края.
Письмом от 17.05.2022 г. Исполнитель направил возражение на решение Заказчика, указывает , что направил отчеты, решение Заказчика еще не вступило в силу.
Частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 10.2 контракта предусмотрено, что Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта по следующим основаниям:
- Исполнитель не приступает своевременно к исполнению Контракта или оказывает услугу настолько медленно, что завершение оказания услуги к установленному в Контракте сроку становится явно невозможным;
во время оказания услуги стало очевидным, что она не будет оказана надлежащим образом, и Исполнитель не устранил недостатки в назначенный срок после получения требования об их устранении от Заказчика;
отступления в услуге от условий Контракта или иные недостатки услуги в установленный Заказчиком разумный срок не были устранены либо являются существенными и неустранимыми;
по иным основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств.
В соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 715 ГК РФ если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
Если во время выполнения работы станет очевидным, что она не будет выполнена надлежащим образом, заказчик вправе назначить подрядчику разумный срок для устранения недостатков и при неисполнении подрядчиком в назначенный срок этого требования отказаться от договора подряда либо поручить исправление работ другому лицу за счет подрядчика, а также потребовать возмещения убытков.
Комиссия не ставить под сомнение право Заказчика принять односторонний отказ от исполнения контракта.
Вместе с тем, в соответствии с п.3 ч.6 ст.8 Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" с 1 января до 1 июля 2022 года в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 статьи 95 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения открытого конкурса в электронной форме, открытого аукциона в электронной форме, запроса котировок в электронной форме, закупки товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в редакции настоящего Федерального закона) (далее также - электронные процедуры), закрытого конкурса в электронной форме, закрытого аукциона в электронной форме (далее также - закрытые электронные процедуры), заказчик:
а) направляет такое решение поставщику (подрядчику, исполнителю) в порядке, установленном частью 12.2 статьи 95 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в редакции настоящего Федерального закона);
б) не позднее дня направления решения (в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта) размещает такое решение в единой информационной системе в сфере закупок по правилам, действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона;
в) в случае неполучения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, направленного в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта, либо информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, датой надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта считается день по истечении пятнадцати дней, считая с даты размещения в единой информационной системе в сфере закупок решения в соответствии с подпунктом "б" настоящего пункта;
Согласно ч. 12.2 ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, такое решение передается лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку или направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте. Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления считается:
1) дата, указанная лицом, имеющим право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), в расписке о получении решения об одностороннем отказе от исполнения контракта (в случае передачи такого решения лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку);
2) дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, предусмотренного настоящей частью, либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, информации о возврате такого письма по истечении срока хранения (в случае направления решения об одностороннем отказе от исполнения контракта заказным письмом).
При этом на момент заключения контракта Заказчиком и Исполнителем применению подлежали положения ч. 12. ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.
Данные положения были предусмотрены в контракте.
В силу части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно отчету об отслеживании отправления с сайта "Почта России" по состоянию на 12.05.2022 г. решение заказчика от 27.04.2022 г. ожидает адресата в месте вручения.
Таким образом, дату уведомления Исполнителя следует определять от даты размещения решения заказчика в ЕИС.
Применяя положения п.3 ч.6 ст.8 Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" датой уведомления Исполнителя следует считать 13.05.2022 г., таким образом, с учетом требований ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика вступил в силу только 24.05.2022 г.
Применяя положения ч. 12 ст. 95 Закона о контрактной системе, действовавшие на момент заключения контракта, датой уведомления Исполнителя следует считать 27.05.2022 г., таким образом, с учетом требований ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика вступит в силу только 07.06.2022 г.
В силу части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
На основании изложенного, Комиссией установлено, что на момент рассмотрения обращения Заказчика решение Заказчика еще не вступило в силу, в связи с чем основания для включения сведений об Исполнителе в реестр недобросовестных поставщиков отсутствуют.
К тому же Комиссия установила, что в пределах предусмотренного срока согласно ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе Исполнителем были предоставлено Заказчику исполнение по первому этапу исполнения контракта. Заказчиком не был обоснован отказ принятия данного исполнения, в т.ч. не были предоставлены доказательства того, что срок до 15.04.2022 г. в силу каких-либо нормативно-правовых документов является пресекательным, после которого у Заказчика отпадает обязанность предоставлять данные отчеты в соответствующий орган хотя бы и с нарушением срока. А также согласно техническому заданию не все отчеты подлежали предоставлению до 15.04.2022 г., часть отчетов предоставлялась 1 раз в год, до 15 марта года следующего за отчетным, 1 раз в год до 22 января и т.д.
На основании изложенного, Комиссия, руководствуясь статьей 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
не включать сведения об ООО "Геоизыскания" в реестр недобросовестных поставщиков.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
_____________________________ |
А.В. Кочетков |
Члены комиссии: |
_____________________________ |
О.В. Тетерина |
|
_____________________________ |
В.Г. Дедов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю от 23 мая 2022 г. N РНП-22-136/22
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.05.2022