Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
- Михин С.В. - председатель Комиссии, вр.и.о руководителя управления;
- Рощупкина Ю.В. - заместитель председателя Комиссии, начальник отдела контроля закупок;
- Сисева Н.И. - член Комиссии, заместитель начальника отдела контроля закупок,
при участии представителя заявителя: Гончаровой А.А. (доверенность N 2 от 17.05.2022);
при участии представителей заказчика - Хрипунова И.И. (доверенность N 62/1-8- 2041 от 16.05.2022) и Кирьянова А.Г. (доверенность N 62/1-8- 2041 от 16.05.2022);
при участии представителя уполномоченного органа: Куракиной Г.С. (доверенность N 1 от 30.12.2021),
рассмотрев жалобу ООО "ТСКОМ-ПРОЕКТ" на действия заказчика - Казенного учреждения Воронежской области "Гражданская оборона, защита населения и пожарная безопасность Воронежской области" при проведении электронного аукциона на оказание услуг по изготовлению проектно-сметной документации для РАСЦО (извещение N 0131200001022003016),
У С Т А Н О В И Л А:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области поступила жалоба ООО "ТСКОМ-ПРОЕКТ" на действия заказчика - Казенного учреждения Воронежской области "Гражданская оборона, защита населения и пожарная безопасность Воронежской области" (далее- Заказчик) при проведении электронного аукциона на оказание услуг по изготовлению проектно-сметной документации для РАСЦО (извещение N 0131200001022003016, далее - аукцион).
Жалоба заявителя содержит следующие доводы.
1. проект контракта содержит незаконное и необоснованное требование о наличии у исполнителя лицензии ФСБ;
2. заказчик неправомерно относит систему оповещения населения к государственным информационным системам;
3. заказчик необоснованно возлагает на участника закупки функции должностных лиц, уполномоченных на заключение договоров на предоставление площадей для размещения систем оповещения;
4. в пункте 4.4 технического задания заказчик неправомерно указал оборудование: командный пульт управления (КПУ). Телекоммуникационный сервер, система звукового оповещения (СЗО; в комплекте с громкоговорителями), указывающее на конкретного производителя - завод-изготовитель АО "КЗТА";
5.заказчик неправомерно установил необходимость согласования технической документации с операторами связи, предприятиями, предоставляющими услуги для решения задач оповещения гражданской обороны, владельцами собственности, на которой планируется размещение элементов системы оповещения и др.
Представители заказчика и уполномоченного органа с доводами жалобы не согласились, просили признать жалобу необоснованной, представили устные и письменные пояснения.
Заслушав пояснения сторон, изучив представленные документы и материалы, а также осуществив на основании пункта 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановую проверку, руководствуясь статьей 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Воронежского УФАС России пришла к следующим выводам.
Извещение и аукционная документация N 0131200001022003016 размещены 19.04.2022 года в сети "Интернет" в единой информационной системе по адресу www.zakupki.gov.ru.
Единые Требования к участникам закупок установлены статьей 31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе, при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки:
- соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки;
- непроведение ликвидации участника закупки - юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника закупки - юридического лица или индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства;
- неприостановление деятельности участника закупки в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях;
- отсутствие у участника закупки недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которые реструктурированы в соответствии с законодательством Российской Федерации, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах) за прошедший календарный год, размер которых превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника закупки, по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период. Участник закупки считается соответствующим установленному требованию в случае, если им в установленном порядке подано заявление об обжаловании указанных недоимки, задолженности и решение по такому заявлению на дату рассмотрения заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) не принято;
- отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики и (или) преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации;
- участник закупки - юридическое лицо, которое в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке не было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;
- обладание участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права на такие результаты, за исключением случаев заключения контрактов на создание произведений литературы или искусства, исполнения, на финансирование проката или показа национального фильма;
- отсутствие между участником закупки и заказчиком конфликта интересов, под которым понимаются случаи, при которых руководитель заказчика, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы заказчика, контрактный управляющий состоят в браке с физическими лицами, являющимися выгодоприобретателями, единоличным исполнительным органом хозяйственного общества (директором, генеральным директором, управляющим, президентом и другими), членами коллегиального исполнительного органа хозяйственного общества, руководителем (директором, генеральным директором) учреждения или унитарного предприятия либо иными органами управления юридических лиц - участников закупки, с физическими лицами, в том числе зарегистрированными в качестве индивидуального предпринимателя, - участниками закупки либо являются близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями или усыновленными указанных физических лиц. Под выгодоприобретателями для целей настоящей статьи понимаются физические лица, владеющие напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем десятью процентами голосующих акций хозяйственного общества либо долей, превышающей десять процентов в уставном капитале хозяйственного общества;
- участник закупки не является офшорной компанией, не имеет в составе участников (членов) корпоративного юридического лица или в составе учредителей унитарного юридического лица офшорной компании, а также не имеет офшорных компаний в числе лиц, владеющих напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем десятью процентами голосующих акций хозяйственного общества либо долей, превышающей десять процентов в уставном (складочном) капитале хозяйственного товарищества или общества;
- отсутствие у участника закупки ограничений для участия в закупках, установленных законодательством Российской Федерации.
Установленные Законом о контрактной системе единые требования к участникам закупки установлены в аукционной документации.
В соответствии с ч. 1 ст. 34 Закона о контрактной системе, контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение, документация о закупке, заявка не предусмотрены.
Комиссией Воронежского УФАС России при ознакомлении с аукционной документацией было установлено, что в заказчиком в п. 3.1.5 проекта контракта установлено требование к победителю аукциона о наличии у исполнителя лицензии ФСБ России, разрешающая осуществление работ с использованием сведений составляющих государственную тайну.
В аукционной документации в разделе требования к участникам отсутствует информация о том, что победителю аукциона необходимо наличие лицензии ФСБ России, разрешающей осуществление работ с использованием сведений составляющих государственную тайну.
Как следует из пояснений представителей заказчика, при установлении указанного требования, Заказчик руководствовался Приказом МЧС России и Минцифры России от 31.07.2020 N 378/365 и Методическими рекомендациями по созданию и реконструкции систем оповещения населения, утвержденных протоколом заседания рабочей группы Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности по координации создания и поддержания в постоянной готовности систем оповещения населения от 19.02.2021 N 1 (далее-методические рекомендации).
Вместе с тем, Приказ МЧС России и Минцифры России от 31.07.2020 N 378/365 не содержит требования о наличии у исполнителя лицензии ФСБ России, разрешающей осуществление работ с использованием сведений составляющих государственную тайну.
В разделе 3.3 методических рекомендаций указано, что защита информации в системе оповещения населения достигается путем принятия в рамках системы защиты системы оповещения населения совокупности организационных и технических мер защиты информации, направленных на блокирование (нейтрализацию) угроз безопасности информации, реализация которых может привести к нарушению штатного режима функционирования системы оповещения населения и управляемого (контролируемого) ТСО и (или) процесса, на локализацию и минимизацию последствий от возможной реализации угроз безопасности информации, восстановление штатного режима функционирования системы оповещения населения в случае реализации угроз безопасности информации.
Принимаемые организационные и технические меры защиты информации:
должны обеспечивать доступность обрабатываемой в системе оповещения населения информации (исключение неправомерного блокирования информации), ее целостность (исключение неправомерного уничтожения, модифицирования информации), а также, при необходимости, конфиденциальность (исключение неправомерного доступа, копирования, предоставления или распространения информации);
должны соотноситься с мерами по эксплуатационной, физической, пожарной, экологической, радиационной безопасности, иными мерами по обеспечению безопасности системы оповещения населения и управляемого (контролируемого) ТСО и (или) процесса;
не должны оказывать отрицательного влияния на штатный режим функционирования системы оповещения населения.
Проведение работ по защите информации в соответствии с Требованиями к обеспечению защиты информации в автоматизированных системах управления производственными и технологическими процессами на критически важных объектах, потенциально опасных объектах, а также объектах, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей и для окружающей природной среды, утвержденным приказом ФСТЭК России от 14 марта 2014 г. N 31 и Требованиями о защите информации, не составляющей государственную тайну, содержащейся в государственных информационных системах, утвержденные приказом ФСТЭК России от 11 февраля 2013 г. N 17 в ходе создания (реконструкции) и эксплуатации системы оповещения населения осуществляется государственным заказчиком-координатором работ и (или) генеральным подрядчиком (исполнителем) работ самостоятельно и (или) при необходимости с привлечением в соответствии с законодательством Российской Федерации организаций, имеющих лицензию на деятельность по технической защите конфиденциальной информации в соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Следовательно, требование к победителю аукциона о наличии у исполнителя лицензии ФСБ России, разрешающей осуществление работ с использованием сведений составляющих государственную тайну не находит нормативного обоснования в документах на которые ссылается Заказчик.
В связи с тем, что в соответствии с требованиями статьи 34 Закона о контрактной системе, контракт заключается на условиях, предусмотренных, в том числе документацией о закупке , Комиссия Воронежского УФАС России приходит к выводу о том, что в рассматриваемой закупке требование к исполнителю о наличии у исполнителя лицензии ФСБ России, разрешающей осуществление работ с использованием сведений составляющих государственную тайну, установленное в п. 3.1.5 проекта контракта противоречит условиям документации.
Таким образом, довод заявителя о том, что проект контракта содержит незаконное и необоснованное требование о наличии у исполнителя лицензии ФСБ является обоснованным.
Исходя из вышеизложенного, Комиссия Воронежского УФАС России приходит к выводу, что в действиях Заказчика содержится нарушение требований ч.1 ст. 34 Закона о контрактной системе.
Допущенные Заказчиком нарушения содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса об административных правонарушениях.
Доводы заявителя о том, что Заказчик неправомерно относит систему оповещения населения к государственным информационным системам, необоснованно возлагает на участника закупки функции должностных лиц, уполномоченных на заключение договоров на предоставление площадей для размещения систем оповещения; неправомерно указал оборудование: командный пульт управления (КПУ). Телекоммуникационный сервер, система звукового оповещения (СЗО; в комплекте с громкоговорителями), установил необходимость согласования технической документации с операторами связи, предприятиями, предоставляющими услуги для решения задач оповещения гражданской обороны, владельцами собственности, на которой планируется размещение элементов системы оповещения не находят своего подтверждения, так, как не противоречат документам, которыми регулируется порядок изготовления проектно-сметной документации для РАСЦО ( Приказ МЧС России и Минцифры России от 31.07.2020 N 378/365 и Методическим рекомендациям по созданию и реконструкции систем оповещения населения, утвержденных протоколом заседания рабочей группы Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности по координации создания и поддержания в постоянной готовности систем оповещения населения от 19.02.2021 N 1).
Выводы заявителя относительно доводов 2-5 носят субъективный характер и не подтверждены нормативно-правовыми актами.
Руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Воронежского УФАС России
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "ТСКОМ-ПРОЕКТ" на действия заказчика - Казенного учреждения Воронежской области "Гражданская оборона, защита населения и пожарная безопасность Воронежской области" при проведении электронного аукциона на оказание услуг по изготовлению проектно-сметной документации для РАСЦО (извещение N 0131200001022003016) частично обоснованной.
2. Признать в действиях заказчика - Казенного учреждения Воронежской области "Гражданская оборона, защита населения и пожарная безопасность Воронежской области" нарушение требований ч. 1 ст. 34 Закона о контрактной системе.
3. Выдать предписание заказчику Казенному учреждению Воронежской области "Гражданская оборона, защита населения и пожарная безопасность Воронежской области" об устранении нарушений ч. 1 ст. 34 Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Воронежского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении виновных должностных лиц к административной ответственности.
Председатель Комиссии С.В. Михин
Заместитель председателя Комиссии Ю.В. Рощупкина
Член Комиссии Н.И. Сисева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области от 23 мая 2022 г. N 036/06/106-511/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.05.2022