Резолютивная часть решения оглашена 23 мая 2022 года
Комиссия Рязанского УФАС России по контролю в сфере закупок, созданная приказом Рязанского УФАС России N 115 от 03.11.2020 (далее - Комиссия), в составе: ...
, в присутствии представителей Администрации муниципального образования - городской округ город Сасово Рязанской области (далее - Заказчик)
...
, в присутствии представителя Государственного казенного учреждения Рязанской области "Центр закупок Рязанской области"
...
, в присутствии генерального директора ООО "ТЕИНСТРОЙПРОЕКТ"
...
, представителя ООО "ТЕИНСТРОЙПРОЕКТ" (далее - Заявитель, Общество)
...
, в присутствии директора ООО "Строительные технологии" (далее - Победитель)
...
, в отсутствие представителей АО "Сбербанк - АСТ", уведомленных надлежащим образом, рассмотрев жалобу ООО "ТЕИНСТРОЙПРОЕКТ" N188 от 16.05.2022 (вх. N2690 от 17.05.2022) на действия Заказчика (Администрации муниципального образования - городской округ город Сасово Рязанской области) при проведении электронного аукциона на осуществление строительного контроля на объекте "Реконструкция объекта капитального строительства по адресу: г. Сасово ул. Пушкина, д.120" (извещение N0859200001122004646 от 22.04.2022) и проведя внеплановую проверку представленных документов,
у с т а н о в и л а:
Администрацией муниципального образования - городской округ город Сасово Рязанской области инициирована процедура закупки путем проведения электронного аукциона на осуществление строительного контроля на объекте "Реконструкция объекта капитального строительства по адресу: г. Сасово ул. Пушкина, д.120" (далее - электронный аукцион).
22.04.2022 извещение о проведении электронного аукциона размещено на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Начальная (максимальная) цена контракта составила 2 320 033,00 (два миллиона триста двадцать тысяч тридцать три) рубля 00 копеек.
Уполномоченным учреждением выступило Государственное казенное учреждение Рязанской области "Центр закупок Рязанской области" (далее - Уполномоченное учреждение).
По мнению Заявителя, Победитель электронного аукциона не соответствует требованиям, установленным ч. 12 и ч. 13 ст. 55.6 Градостроительного Кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), п. 1 ч. 1 ст. 31 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о ФКС), поскольку имеет первый уровень ответственности компенсационного фонда возмещения вреда, в то время как исходя из описания объекта закупки в соответствии с письмом Минстроя России от 12.02.2021 N 5265-ТБ/02 "Об осуществлении строительного контроля саморегулируемыми организациями, выполняющими функции технического заказчика" участник должен обладать вторым уровнем ответственности.
В ходе заседания Комиссии Рязанского УФАС России представители Заявителя поддержали доводы, изложенные в жалобе.
В отзыве на жалобу N1818 от 20.05.2022 Заказчик сообщил, что письмо Минстроя России от 12.02.2021 N 5265-ТБ/02 носит рекомендательный характер и по итогам рассмотрения заявок комиссией выбран участник, предложивший наименьшую цену и соответствующий всем требованиям Закона о ФКС и извещению о проведении электронного аукциона.
В отзыве на жалобу N209 от 19.05.2022 Уполномоченное учреждение сообщило, что требования, предъявляемые к участникам рассматриваемого аукциона, соответствуют требованиям Закона о ФКС, они являются согласованными, не содержат внутренних противоречий и позволяют выявить участника закупки, который предлагает лучшие условия исполнения контракта.
В ходе заседания Комиссии Рязанского УФАС России представители Заказчика, Уполномоченного учреждения поддержали доводы, изложенные в отзывах на жалобу, и считают жалобу необоснованной.
Изучив представленные документы и материалы, выслушав мнения сторон, Комиссия пришла к следующим выводам.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.31 Закона о ФКС при применении конкурентных способов осуществления закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
На основании ч.1 ст.55.8 ГрК РФ индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, по договору подряда на осуществление сноса, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящим Кодексом.
В силу ч.3 ст.55.8 Грк РФ член саморегулируемой организации имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, по договору подряда на осуществление сноса, заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договоров, если совокупный размер обязательств по указанным в абзаце первом настоящей части договорам не превышает предельный размер обязательств, исходя из которого таким лицом был внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в соответствии с частью 11 или 13 статьи 55.16 настоящего Кодекса. Количество договоров подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договоров строительного подряда, договоров подряда на осуществление сноса, которые могут быть заключены членом саморегулируемой организации с использованием конкурентных способов заключения договоров, не ограничивается.
В соответствии с электронным документом "Требования, предъявляемые к участникам закупки", который является неотъемлемой частью извещения о проведении электронного аукциона, установлено, что участник закупки должен быть членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.
Саморегулируемая организация, в которой состоит участник закупки, должна иметь компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств; совокупный размер обязательств участника закупки по договорам, которые заключены с использованием конкурентных способов, не должен превышать уровень ответственности участника по компенсационному фонду обеспечения договорных обязательств.
Соответствие участника закупки требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим выполнение работы, являющейся объектом закупки - Выписка из реестра членов саморегулируемой организации по форме, утвержденной приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 4 марта 2019 г. N 86), подтверждающая, что участник закупки является членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства или копия такой выписки. Не требуется в случаях, перечисленных в ч. 2.2. ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Согласно п.1, 2 ч.12 ст.55.16 ГрК РФ минимальный размер взноса в компенсационный фонд возмещения вреда на одного члена саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства в зависимости от уровня ответственности члена саморегулируемой организации составляет:
1) сто тысяч рублей в случае, если член саморегулируемой организации планирует осуществлять строительство, реконструкцию (в том числе снос объекта капитального строительства, его частей в процессе строительства, реконструкции), капитальный ремонт объекта капитального строительства (далее в целях настоящей части - строительство), стоимость которого по одному договору не превышает шестьдесят миллионов рублей (первый уровень ответственности члена саморегулируемой организации);
2) пятьсот тысяч рублей в случае, если член саморегулируемой организации планирует осуществлять строительство, стоимость которого по одному договору не превышает пятьсот миллионов рублей (второй уровень ответственности члена саморегулируемой организации)
В соответствии п.1, 2 ч.13 ст.55.16 ГрК РФ минимальный размер взноса в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств на одного члена саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, выразившего намерение принимать участие в заключении договоров строительного подряда, договоров подряда на осуществление сноса с использованием конкурентных способов заключения договоров, в зависимости от уровня ответственности члена саморегулируемой организации составляет:
1) двести тысяч рублей в случае, если предельный размер обязательств по таким договорам не превышает шестьдесят миллионов рублей (первый уровень ответственности члена саморегулируемой организации);
2) два миллиона пятьсот тысяч рублей в случае, если предельный размер обязательств по таким договорам не превышает пятьсот миллионов рублей (второй уровень ответственности члена саморегулируемой организации).
Объектом закупки является осуществление строительного контроля на объекте "Реконструкция объекта капитального строительства по адресу: г. Сасово ул. Пушкина, д.120".
Законодательством о градостроительной деятельности не установлены особые требования к членам саморегулируемой организации, выполняющим функции технического заказчика, в том числе осуществляющим строительный контроль на основании договора. В этой связи к таким лицам предъявляются общие требования, установленные внутренними документами саморегулируемой организации с учетом минимальных квалификационных требований, определенных частью 6 статьи 55.5 Кодекса.
В соответствии с частями 10 - 13 статьи 55.16 Кодекса уровень ответственности по компенсационному фонду возмещения вреда саморегулируемой организации определяется исходя из максимальной стоимости договора подряда, который планируют выполнять индивидуальный предприниматель, юридическое лицо, уровень ответственности по компенсационному фонду обеспечения договорных обязательств саморегулируемой организации - исходя из предельного размера обязательств по договорам подряда, которые индивидуальный предприниматель, юридическое лицо намерены заключить с использованием конкурентных способов.
Исходя из совокупных норм материального права обязательность членства в саморегулируемой организации, а также уровень ответственности члена саморегулируемой организации, имеющего намерение выполнять по договору строительный контроль, определяются исходя из размера обязательств по договору о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объекта капитального строительства, по которому планируется осуществление этого строительного контроля.
Указанная позиция изложена в письме Минстроя России от 12.02.2021 N 5265-ТБ/02 "Об осуществлении строительного контроля саморегулируемыми организациями, выполняющими функции технического заказчика".
Таким образом, в соответствии с положениями ГрК РФ минимальный размер взноса в компенсационный фонд возмещения вреда должен быть сформирован в соответствии с требованиями ч.12 ст.55.16 ГрК РФ, минимальный размер взноса участника закупки в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств должен быть сформирован в соответствии с требованиями ч.11 и ч.13 ст 55.16 ГрК РФ.
В соответствии с электронным документом "Описание объекта закупки", который является неотъемлемой частью извещения о проведении электронного аукциона, установлено, что начальная (максимальная) цена контракта по объекту "Реконструкция объекта капитального строительства по адресу: г. Сасово, ул. Пушкина, д. 120" составляет 80 270 383 (восемьдесят миллионов двести семьдесят тысяч триста восемьдесят три) рублей.
Таким образом, участник закупки должен обладать вторым уровнем ответственности компенсационного фонда возмещения вреда.
На заседании Комиссии установлено, что Победитель электронного аукциона не соответствует вышеуказанным требованиям, поскольку в составе второй части заявки предоставил выписку из реестра членов саморегулируемой организации N000264 от 28.04.2022 с первым уровнем ответственности обеспечения договорных обязательств, где стоимость работ по договору не превышает 60 000 000 (шестьдесят миллионов) рублей, тогда как уровень ответственности членов СРО должен соответствовать объекту, на который осуществляется строительный контроль.
Кроме того, директор ООО "Строительные технологии", являющийся Победителем рассматриваемого электронного аукциона, подтвердил, что на момент заключения контракта и по состоянию на текущею дату организация имеет первый уровень ответственности компенсационного фонда возмещения вреда.
Вместе с тем, согласно разделу "Требования, предъявляемые к участникам закупки", который является неотъемлемой частью извещения о проведении электронного аукциона, Заказчиком установлено условие, что на момент заключения контракта минимальный размер взноса участника закупки в компенсационный фонд возмещения вреда должен быть сформирован в соответствии с требованиями ч.12 ст.55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации, минимальный размер взноса участника закупки в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств должен быть сформирован в соответствии с требованиями ч.13 ст.55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в связи с чем у Аукционной комиссии по состоянию на 11.05.2022 не имелось оснований для признания заявки Победителя несоответствующей требованиям извещения о проведении электронного аукциона.
Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика нарушают п.1 ч.1 ст.31 Закона о ФКС и содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В данном случае нарушение Комиссией антимонопольного органа выявлено на стадии утверждения извещения о проведении электронного аукциона, поэтому действия Аукционной комиссии по данной закупке, связанные с рассмотрением вторых частей заявок, юридического значения не имеют.
Внеплановая проверка, проведенная в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о ФКС, нарушений законодательства о контрактной системе не выявила.
На основании вышеизложенного, руководствуясь подпунктом "б" пункта 1 части 3 и частью 22 статьи 99 и частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд", Комиссия Рязанского УФАС России по контролю в сфере закупок
р е ш и л а:
1. Признать жалобу ООО "ТЕИНСТРОЙПРОЕКТ" обоснованной;
2. Признать Заказчика (Администрацию муниципального образования - городской округ город Сасово Рязанской области) нарушавшим п.1 ч.1 ст.31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд";
3. Выдать предписание Заказчику (Администрации муниципального образования - городской округ город Сасово Рязанской области), Уполномоченному учреждению (Государственному казенному учреждению Рязанской области "Центр закупок Рязанской области") и Оператору электронной площадки (АО "Сбербанк-АСТ") об устранении нарушений Закона о ФКС;
4. Передать материалы по делу N062/06/106-262/2022 уполномоченному должностному лицу для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
...
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Рязанской области от 25 мая 2022 г. N 062/06/106-262/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.05.2022