Комиссия по контролю закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области (далее - Комиссия) в составе:
|
|
|
|
рассмотрев посредством видеоконференцсвязи жалобы общества с ограниченной ответственностью "РемСтрой" (вх. N 2967 от 19.05.2022), индивидуального предпринимателя Меньшикова Романа Анатольевича (вх. N 2970 от 19.05.2022) (далее - Заявители) на действия администрации муниципального образования Кимовский район (далее - Заказчик) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ по замене участков тепловых сетей г. Кимовск Тульской области (закупка N 0366200035622002351) (далее - Закупка), руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон), административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576 (далее - Правила осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг), при участии:
. - представителя государственного казенного учреждения Тульской области "Центр организации закупок" (далее - Уполномоченное учреждение) по доверенности;
- представителя Заказчика по доверенности;
- представителя общества с ограниченной ответственностью "РемСтрой" на основании доверенности;
в отсутствие представителей индивидуального предпринимателя Меньшикова Романа Анатольевича, уведомленного надлежащим образом о дате, времени рассмотрения дела;
УСТАНОВИЛА:
В Тульское УФАС России поступили жалобы Заявителей на действия Заказчика при проведении Закупки.
Исходя из того, что проверке по указанным жалобам подлежат действия Заказчика при проведении Закупки (закупка N 0366200035622002351), решением Комиссии дела N 071/06/106-431/2022, N 071/06/106-432/2022 объединены в одно производство для совместного рассмотрения с присвоением делу единого N 071/06/106-431/2022
Из жалоб следует, что извещение об осуществлении Закупки и электронные документы к нему не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок по следующим основаниям.
Заявители, ссылаясь на положения Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), Приказа Госстроя РФ от 13.12.2000 N 285 "Об утверждении Типовой инструкции по технической эксплуатации тепловых сетей систем коммунального теплоснабжения", Приказа Минрегиона РФ от 30.12.2009 N 624 (ред. от 14.11.2011) "Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства", сметной документации, указывают, что работы по замене участков тепловых сетей г. Кимовск Тульской области, являющиеся объектом Закупки, относятся к работам по капительному ремонту линейного объекта.
В связи с чем, по мнению подателей жалобы, Заказчиком неправомерно установлено дополнительное требование к участникам закупки с применением пункта 15 Приложения N 1 к постановлению Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 "О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 2571).
Заявители полагают, что, в рассматриваемом случае, верным будет применение пункта 11 Приложения N 1 к Постановлению N 2571.
Кроме этого, Заявители указывают, что Заказчиком в извещении о Закупке неправомерно не установлено требование о том, что участник закупки должен быть членом саморегулируемой организации (СРО) в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.
Участвующий в заседании Комиссии представитель общества с ограниченной ответственностью "РемСтрой" поддержал доводы своей жалобы в полном объеме.
Представители Заказчика, Уполномоченного учреждения, не согласились с доводами жалоб Заявителей, представили письменные возражения на рассматриваемые жалобы.
При этом, как пояснил представитель Заказчика, работы по замене участков тепловых сетей г. Кимовск Тульской области, являющиеся объектом Закупки, не носят капитального характера, поскольку замене подлежит не магистральная сеть теплоснабжения города Кимовск, а отдельные участки, которые являются подводами к жилым сооружениям.
Работы, предусмотренные обжалуемой Закупкой, характеризуются работами, связанными с частичным ремонтом сетей теплоснабжения, с целью поддержания инженерных сетей в работоспособном состоянии.
Общая протяженность участков сетей теплоснабжения, подлежащих ремонту, составляет 12 % от протяженности всей сети города Кимовск.
Изучив представленные в Управление Федеральной антимонопольной службы по Тульской области документы, заслушав доводы участников рассмотрения данной жалобы, а также на основании проведенной Комиссией в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона, Правилами внеплановой проверки по вопросу соблюдения Заказчиком требований Закона при проведении Закупки, Комиссия пришла к следующим выводам.
Извещение о Закупке и электронные документы к нему 06.05.2022 размещены в единой информационной системе в сфере закупок.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 26 770 361,38 рублей.
Контракт по итогам Закупки Заказчиком не заключен.
Относительно доводов жалоб Заявителей установлено следующее.
На основании пункта 12 части 1 статьи 42 Закона при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию: требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно части 2 статьи 31 Закона Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
На основании части 3 статьи 31 Закона перечень информации и документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в частях 2 и 2.1 настоящей статьи, устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 31 Закона Постановлением N 2571 к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг установлены дополнительные требования согласно приложению. Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается информацией и документами, предусмотренными приложением к настоящему постановлению.
Согласно пункту 3 Постановления N 2571, пункту 15 Приложения N 1 к Постановлению N 2571 при проведении закупки на выполнение работ по текущему ремонту зданий, сооружений, если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта превышает 1 млн. рублей, устанавливается требование к наличию у участника закупки соответствующего опыта:
|
Наименование отдельных видов товаров, работ, услуг, являющихся объектом закупки |
Дополнительные требования к участникам закупки |
Информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям |
15 |
Работы по текущему ремонту зданий, сооружений |
наличие у участника закупки следующего опыта выполнения работ: 1) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по текущему ремонту зданий, сооружений; 2) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства. Цена выполненных работ по договору, предусмотренному пунктом 1 или 2 настоящей графы настоящей позиции, должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) |
1) исполненный договор; 2) акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ |
На основании пункта 11 Приложения N 1 к Постановлению N 2571 при проведении закупки на работы по капитальному ремонту линейного объекта, за исключением работ, предусмотренных позицией 18 настоящего приложения, работ по капитальному ремонту автомобильной дороги, устанавливается требование к наличию у участника закупки следующего опыта выполнения работ:
1) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по капитальному ремонту линейного объекта, за исключением автомобильной дороги;
2) опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции линейного объекта, за исключением автомобильной дороги;
3) опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции линейного объекта, за исключением автомобильной дороги.
Цена выполненных работ по договору, предусмотренному пунктом 1 или 2 настоящей графы настоящей позиции, цена выполненных работ, предусмотренных пунктом 3 настоящей графы настоящей позиции, должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
В силу части 4 статьи 31 Закона в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Частью 5 статьи 31 Закона определено, что информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
На основании части 6 статьи 31 Закона заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
Согласно извещению о Закупке объектом Закупки является выполнение работ по замене участков тепловых сетей г. Кимовск Тульской области.
В соответствии с пунктом 1 Наименование выполняемых работ ОПИСАНИЕ ОБЪЕКТА ЗАКУПКИ на выполнение работ по замене тепловых сетей г. Кимовск Тульской области.
N п/п |
Наименование выполняемых работ |
Единица измерения (по ОКЕИ) |
Кол-во |
1 |
Ремонт теплотрассы |
Штука |
1 |
Объем работ: определен сметной документацией (приложение N1 к контракту).
- замена участков тепловой сети 5,11 км.
В соответствии с пунктом "Требования к участникам" извещения о Закупке к участникам закупки установлено дополнительное требование, предусмотренное частью 2 статьи 31 Закона и пунктом 15 Приложения N 1 к Постановлению N 2571.
При этом, в пункте "Требования к участникам" Извещения о Закупке отсутствует требование о том, что участник закупки должен быть членом саморегулируемой организации (СРО) в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.
Проанализировав представленные в материалы дела документы и сведения, исходя из пояснений Заказчика, Уполномоченного учреждения, Комиссия приходит к следующим выводам.
Частью 1 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.
Согласно части 1 статьи 55.8 ГрК РФ индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено Градостроительным кодексом Российской Федерации.
Работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей. Выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства по таким договорам обеспечивается специалистами по организации строительства (главными инженерами проектов). Работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций (часть 2 статьи 52 ГрК РФ).
Федеральным законом от 03.07.2016 N 372-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" определено, что с 01.07.2017 не допускается осуществление предпринимательской деятельности по выполнению инженерных изысканий, по осуществлению архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства на основании выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства. При этом документом, подтверждающим возможность выполнения указанных видов работ, с 01.07.2017 является выписка из реестра членов саморегулируемой организации.
В соответствии с пунктом 14.3 статьи 1 ГрК РФ капитальный ремонт линейных объектов - изменение параметров линейных объектов или их участков (частей), которое не влечет за собой изменение класса, категории и (или) первоначально установленных показателей функционирования таких объектов и при котором не требуется изменение границ полос отвода и (или) охранных зон таких объектов, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Вместе с этим, как правило, к текущему ремонту относят устранение мелких неисправностей, выявляемых в ходе повседневной эксплуатации основного средства, при котором объект практически не выбывает из эксплуатации, а его технические характеристики не меняются, работы по систематическому и своевременному предохранению основных средств от преждевременного износа путем проведения профилактических мероприятий. В свою очередь, к капитальному ремонту относят восстановление утраченных первоначальных технических характеристик объекта в целом, при этом основные технико-экономические показатели остаются неизменными.
Механизм защиты прав участников закупки в административном порядке путем рассмотрения их жалоб контрольным органом в сфере закупок, установленный главой 6 Закона, в соответствии с пунктом 2 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации должен применяться в случаях действительных, а не мнимых нарушений прав и законных интересов участников закупки и не должен создавать предпосылки для нарушения вышеуказанных публичных интересов (пункт 33 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2020), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 10.06.2020).
Согласно части 4 статьи 106 Закона участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы.
Следовательно, при рассмотрении жалобы в антимонопольном органе бремя доказывания Законом возлагается на лицо, подавшее жалобу на соответствующие положения документации о закупке.
Поскольку подача жалобы заявителем на положения документации о закупке предполагает, что положениями указанной документации ущемляются права и законные интересы конкретного участника закупки, соответственно, заявленные доводы должны подтверждаться сведениями или документами, позволяющими антимонопольному органу установить, что имеются объективные нарушения требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок и, вместе с тем, нарушены права и законные интересы заявителя.
В рассматриваемом случае, Заявители не воспользовались своим правом, предоставленным частью 4 статьи 106 Закона, и не предоставили надлежащих доказательств, подтверждающих доводы о том, что предметом рассматриваемой закупки являются работы по капитальному ремонту объекта капитального строительства, оказывающие влияние на безопасность объектов капитального строительства.
Как было отмечено выше, Заказчик отрицает капитальный характер работ, являющихся предметом рассматриваемой закупки.
Вместе с этим Комиссия, не обладая специальными познаниями и навыками в рассматриваемой области строительства, опираясь на нормативные правовые акты, приведенные Заявителями, и положения сметной документации, самостоятельно не имеет возможности и полномочий сделать вывод о том, что работы по замене участков тепловых сетей г. Кимовск Тульской области являются работами по капитальному ремонту, оказывающему влияние на безопасность объекта капитального строительства.
С учетом вышеизложенного, Комиссия не находит оснований для вывода о том, что установленное Заказчиком в рамках Закупки дополнительное требование к участникам закупки, предусмотренное пунктом 15 Приложения N 1 к Постановлению N 2571, не соответствует законодательству Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
Равно как при изложенных обстоятельствах, Комиссия не может констатировать факт возникновения у Заказчика обязанности в рамках данной закупки устанавливать требование к участникам закупки, предусмотренное пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона.
Вследствие чего у Комиссии отсутствуют правовые основания считать Заказчика нарушившим требования Закона, в связи с чем рассмотренные доводы жалоб являются необоснованными.
На основании вышеизложенного, руководствуясь положениями статьи 99, 106 Закона, Административным регламентом, Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "РемСтрой" (вх. N 2967 от 19.05.2022) на действия Заказчика при проведении Закупки не обоснованной.
2. Признать жалобу индивидуального предпринимателя Меньшикова Романа Анатольевича (вх. N 2970 от 19.05.2022) на действия Заказчика при проведении Закупки не обоснованной.
Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в соответствии с частью 9 статьи 106 Закона.
|
|
|
|
|
|
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области от 25 мая 2022 г. N 071/06/106-431/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.05.2022