Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Председательствующего - главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок С.И. Казарина,
Членов Комиссии:
Специалиста 1-го разряда отдела обжалования государственных закупок
Э.З. Гугавы,
Специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок
Е.О. Сгибнева,
рассмотрение жалобы проводилось дистанционно (посредством видеоконференцсвязи) в целях исполнения Указа Мэра Москвы от 25.09.2020
N 92-УМ "О внесении изменений в правовые акты города Москвы" и предупреждения распространения в городе Москве инфекции, вызванной коронавирусом 2019-nCoV.,
при участии представителей:
Управы района Хамовники города Москвы: Федоренко А.О. (дов. N 3 от 07.02.2022),
ИП Чащина М.Е.: Чащина С.А. (по дов. N 1 от 17.10.2021),
в отсутствии представителей ГКУ "Дирекция ЖКХиБ ЦАО", уведомленных надлежащим образом письмом Московского УФАС России
N ЕИ/26831/22 от 19.05.2022.
рассмотрев жалобу ИП Чащина М.Е. (далее - Заявитель) на действия Управы района Хамовники города Москвы (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку кондиционеров для нужд управы района Хамовники города Москвы в 2022 году (Закупка N 0373200081222000371) (далее - аукцион), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом ФАС по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного аукциона.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в утверждении аукционной документации в нарушение Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России NЕИ/26831/22 от 19.05.2022, Комиссия Управления установила следующее.
На основании п.1, п.3 ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, а также требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
П.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
1. В составе жалобы Заявитель указывает на то, что при описании товаров "Кондиционер бытовой" Заказчиком используется позиция Каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - КТРУ), однако в перечне представленных в техническом задании характеристик присутствуют дополнительные характеристики, так, например: "Потребляемая мощность при обогреве", "Обслуживаемая площадь", "Потребляемая мощность при охлаждении" и т.д., не предусмотренные позицией КТРУ, без надлежащего обоснования необходимости использования такой дополнительной информации.
На основании п.14 ч.3 ст.4 Закона о контрактной системе единая информационная система содержит каталог товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Ч.6 ст.23 Закона о контрактной системе установлено, что порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017
N 145 (далее - постановление Правительства РФ N 145) утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - правила формирования КТРУ) и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила использования КТРУ).
Согласно пп. "б" п.2 Правил использования КТРУ каталог используется заказчиками в целях описания объектов закупки, которое включается в план-график закупок, извещение об осуществлении закупки, приглашение и документацию о закупке.
На основании п.4 Правил использования КТРУ Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "и" п.10 Правил формирования КТРУ.
В соответствии с пп. "г" п.10 Правил формирования КТРУ в позицию каталога включается информация, содержащая описание товара, работы, услуги, если такое описание сформировано в соответствии с п.13 Правил формирования КТРУ.
В силу п.5 Правил использования КТРУ Заказчик вправе указать в плане закупок, плане-графике закупок, формах обоснования закупок, извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе, которые не предусмотрены в позиции каталога.
В соответствии с п.6 Правил использования КТРУ в случае предоставления иной и дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 Правил использования КТРУ, Заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Согласно извещению о проведении аукциона от 12.05.2022 N0373200081222000371 к поставке необходимы товары "Кондиционер бытовой", при этом в извещении содержится указание на позицию КТРУ 28.25.12.130-00000010, которой соответствует необходимый товар.
Комиссией управления установлено, что в техническом задании по п.1, п.2 "Кондиционер бытовой" Заказчиком установлены характеристики, не упомянутые в позиции КТРУ, в том числе: "Обслуживаемая площадь", "Потребляемая мощность при обогреве", "Потребляемая мощность при охлаждении" и т.д.
Вместе с тем Комиссия Управления отмечает, что обоснование применения дополнительных характеристик, не предусмотренных позицией КТРУ, приведенное в аукционной документации, не может быть расценено как обоснование применение дополнительных характеристик в соответствии п.6 Правил использования КТРУ, поскольку в составе такой информации отсутствуют сведения, свидетельствующие о необходимости установления таких требований, а также свидетельствующие о прямой потребности Заказчика в приобретении оборудования именно с такими установленными характеристиками.
На основании вышеизложенного Комиссия Управления приходит к выводу, что описание объекта закупки не в соответствии с положениями КТРУ в отсутствие надлежащего обоснования, предусмотренного п.6 Правил использование КТРУ нарушает ч.6 ст.23 Закона о контрактной системе, при этом ненадлежащее описание объекта закупочной процедуры также нарушает положения п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.4.2 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Кроме того, согласно доводам жалобы Заказчиком в технической части аукционной документации установлены требования к характеристикам товаров, которые влекут за собой ограничение количества участников закупки и препятствуют формированию заявки на участие в аукционе, поскольку участники закупки не имеют возможности подобрать товар, соответствующий всей совокупности требований, установленных в аукционной документации по п. "Кондиционер бытовой". Так, по мнению Заявителя, на рынке отсутствуют кондиционеры, соответствующие совокупности всех установленных требований.
В обоснование вышеуказанного довода Заявителем в составе жалобы приведены ссылки на товары, которые наиболее подходят под установленные Заказчиком требования, однако при установленных требованиях к характеристикам "Потребляемая мощность при обогреве", "Потребляемая мощность при охлаждении", "Класс энергоэффективности, не ниже (в режиме охлаждения): А", "Максимальная длина коммуникаций", по мнению Заявителя, не представляется возможным найти товар соответствующий требованиям документации.
Не согласившись с данным доводом жалобы, на заседании Комиссии Управления представитель Заказчика представил ряд ссылок из информационной сети "Интернет", в том числе:
https://dantexgroup.ru/catalog/konditsionery/polupromyshlennye-kondi tsionery/napolno-potolochnye-split-sistemy/marsa/mrk-18htne-w-mrk-18chtn/
Вместе с тем Комиссия Управления отмечает, что вышеназванный кондиционер в силу характеристик "Мощность охлаждения: 5,3 кВт" и "Потребляемая мощность (охлаждение): 1,712 кВт" относится к классу энергоэффективности В, поскольку энергоэффективность рассчитывается отношением мощности к потребляемой мощности и составляет 3,09 (5,3/1,712=3,09), что в данном случае относится к классу B, в то время как класс энергоэффективности A составляет более значения 3,2.
http://www.energolux.com/ru/catalog/sistemy-konditsionirovaniya/spli t-sistemy/napolnye/energolux-floor-ceiling/, https://kentatsu-kondicioner.ru/split-sistema-kentatsu/kentatsu-ksgi35hfa n1-ksri35hfan1-serija-ichi которые также относятся к классу В.
Кроме того, из представленных Заказчиком ссылок не представляется возможным однозначно определить соответствие всей совокупности установленных в документации требований ввиду отсутствия информации о всех характеристик в открытом доступе.
Таким образом, на основании имеющихся документов и сведений, а также с учетом пояснений представителей Заказчика и Заявителя, Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности данного довода жалобы и о нарушении Заказчиком положений п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе при формировании технической части аукционной документации, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч.4.2 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ИП Чащина М.Е. на действия Управы района Хамовники города Москвы обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение ч.6 ст.23, п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать соответствующему должностному лицу Московского УФАС России материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленном гл. 24 АПК РФ.
Председательствующий С.И. Казарин
Члены Комиссии Э.З. Гугава
Е.О. Сгибнев
Исп. Сгибнев Е.О.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 24 мая 2022 г. N 077/06/106-7691/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.05.2022