Резолютивная часть решения оглашена 19 мая 2022 года.
Решение в полном объеме изготовлено 24 мая 2022 года
Комиссия Псковского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев сведения, направленные ГБУ ПО "Псковавтодор" (далее - Заказчик) в соответствии со ст.104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" в отношении Общества с ограниченной ответственностью "Балтийская дизельная компания" (адрес: 192019, г. Санкт-Петербург, ул.Седова, д.11, лит. А, пом.631, ИНН 7811544068), для включения в реестр недобросовестных поставщиков, в связи с принятием Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта по поставке дизельного топлива наливом (идентификационный номер: 585-А-ГЗ) (номер извещения 0157200000321000557),
УСТАНОВИЛА:
12 мая 2022 года в адрес Псковского УФАС России поступили сведения от Заказчика в отношении Общества с ограниченной ответственностью "Балтийская дизельная компания" (адрес: 192019, г. Санкт-Петербург, ул.Седова, д.11, лит. А, пом.631, ИНН 7811544068), для включения в реестр недобросовестных поставщиков, в связи с принятием Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта по поставке дизельного топлива наливом (идентификационный номер: 585-А-ГЗ) (номер извещения 0157200000321000557).
Рассмотрение сведений состоялось 19 мая 2022 года в 11 часов 00 минут.
1) Дата размещения в Единой информационной системе (далее - ЕИС) на сайте в сети Интернет www.zakupki.gov.ru извещения 0157200000321000557 о проведении электронного аукциона - 26.05.2021 16:15.
2) Начальная максимальная цена контракта - 39 123 000,00 рублей.
3) Согласно протоколу рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе от 03.06.2021 N0157200000321000557-2, контракт был направлен на подписание ООО "Балтийская дизельная компания".
4) Оператор электронной площадки - АО "Сбербанк-АСТ".
5) 15.06.2022 г. между Заказчиком и Обществом заключен контракта N 01572000003210005570001 на поставку топлива дизельного летнего экологического класса не ниже К5 (розничная поставка) со сроком исполнения до 31.12.2021 г..
Комиссия Псковского УФАС по контролю в сфере закупок, изучив материалы дела, установила следующее:
Согласно пункту 1.1. контракта Поставщик обязуется поставить Заказчику дизельное топливо наливом (далее - Товар, либо нефтепродукты) путем доставки до баз по адресам, указанным в пункте 4.2. Контракта, в количестве и по ценам, указанным в Спецификации (Приложение N1), которая является неотъемлемой частью Контракта.
В соответствии с пунктом 4.1 контракта поставка нефтепродуктов осуществляется топливозаправщиком Поставщика в количестве не более 30 000 (тридцати тысяч) литров по адресу и в сроки, определенные в заявке Заказчика, либо в течение 2 (двух) календарных дней с даты подачи заявки, наливом путем доставки до базы Заказчика.
Согласно пункту 3.4. контракта оплата поставленного Товара осуществляется по безналичному расчету платежным поручением путём перечисления Заказчиком денежных средств на расчетный счет Поставщика, в течение 30 (тридцати) дней с даты подписания Заказчиком документа о приемке Товара.
Пунктом 13.1. контракта, установлено настоящий Контракт вступает в силу со дня его подписания Сторонами и действует до 31.12.2021 г., а в части финансовых обязательств до полного выполнения всех обязательств Сторон.
15.06.2021 г. от Заказчика в адрес Общества Заявка N1.
17.06.2021 Товарная накладная N171 на сумму 1 276 279,20 рублей (подписанная заказчиком).
18.06.2021 г. от Заказчика в адрес Общества Заявка N2.
18.06.2021 Товарная накладная N172 на сумму 1 304 404,29 рублей (подписанная заказчиком).
24.06.2021 Товарная накладная N175 на сумму 1 304 404,29 рублей (подписанная заказчиком).
25.06.2021 г. от Заказчика в адрес Общества Заявка N3.
23.06.2021 Товарная накладная N174 на сумму 1 317 575,70 рублей (подписанная заказчиком).
22.06.2021 Товарная накладная N173 на сумму 1 320 401,25 рублей (подписанная заказчиком).
29.06.2021 г. от Заказчика в адрес Общества Заявка N4.
29.06.2021 Товарная накладная N177 на сумму 1 311 489,90 рублей (подписанная заказчиком).
01.07.2021 Товарная накладная N181 на сумму 1 317 575,70 рублей (подписанная заказчиком).
01.07.2021 Товарная накладная N182 на сумму 1 311 489,90 рублей (подписанная заказчиком).
02.07.2021 г. от Заказчика в адрес Общества Заявка N5.
05.07.2021 Товарная накладная N183 на сумму 1 311 489,90 рублей (подписанная заказчиком).
06.07.2021 Товарная накладная N191 на сумму 1 317 575,70 рублей (подписанная заказчиком).
07.07.2021 Товарная накладная N192 на сумму 1 311 489,90 рублей (подписанная заказчиком).
08.07.2021 г. от Заказчика в адрес Общества Заявка N6.
08.07.2021 Товарная накладная N193 на сумму 1 317 358,35 рублей (подписанная заказчиком).
13.07.2021 Товарная накладная N195 на сумму 1 317 575,70 рублей (подписанная заказчиком).
14.07.2021 Товарная накладная N196 на сумму 1 311 489,90 рублей (подписанная заказчиком).
19.07.2021 Товарная накладная N199 на сумму 1 314 880,56 рублей (подписанная заказчиком).
21.07.2021 г. от Заказчика в адрес Общества Заявка N7.
26.07.2021 Товарная накладная N202 на сумму 1 279 756,80 рублей (подписанная заказчиком).
28.07.2021 Товарная накладная N203 на сумму 1 204 553,70 рублей (подписанная заказчиком).
30.07.2021 г. от Заказчика в адрес Общества Заявка N8.
02.08.2021 Товарная накладная N209 на сумму 1 314 880,56 рублей (подписанная заказчиком).
04.08.2021 г. от Заказчика в адрес Общества Заявка N9.
11.08.2021 г. от Заказчика в адрес Общества Заявка N10.
16.08.2021 г. от Заказчика в адрес Общества Заявка N11.
16.08.2021 Товарная накладная N218 на сумму 1 451 898,00 рублей (подписанная заказчиком).
20.08.2021 Товарная накладная N219 на сумму 1 183 470,75 рублей (подписанная заказчиком).
23.08.2021 г. от Заказчика в адрес Общества Заявка N12.
23.08.2021 Товарная накладная N220 на сумму 1 314 880,56 рублей (подписанная заказчиком).
30.08.2021 Товарная накладная N232 на сумму 1 317 575,70 рублей (подписанная заказчиком).
31.08.2021 Товарная накладная N236 на сумму 1 314 880,56 рублей (подписанная заказчиком).
31.08.2021 Товарная накладная N237 на сумму 1 316 706,30 рублей (подписанная заказчиком).
03.09.2021 скончался Осипов Игорь Борисович являющийся директором Общества (свидетельство о смерти V-АК N 7623690).
09.09.2021 г. Претензия Заказчика в адрес Подрядчика в размере 5 000 рублей.
15.09.2021 г. Оплата штрафа в размере 5 000 рублей.
10.09.2021 Товарная накладная N243 на сумму 1 304 404,29 рублей (подписанная заказчиком).
10.09.2021 Товарная накладная N242 на сумму 1 317 358,35 рублей (подписанная заказчиком).
31.03.2022 г. Запрос Заказчика исполнить заявку N12
В соответствии с частью 1 статьи 104 Закона о контрактной системе ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
В соответствии с пунктом 13.14,15 Правил ведения РНП по результатам рассмотрения представленных информации, документов и проведения проверки фактов, в случае подтверждения достоверности указанных фактов уполномоченный орган выносит решение о включении информации о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр.
Орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
В соответствии с ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 11.2. Контракта установлено, что расторжение Контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа Стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации и Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ. При этом факт подписания Сторонами соглашения о расторжении настоящего Контракта не освобождает Стороны от обязанности урегулирования взаимных расчетов либо обязательств, возникших при исполнении настоящего Контракта до момента его расторжения.
В соответствии с подпунктом "в" пункта 3 части 6 статьи 8 Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения открытого конкурса в электронной форме, открытого аукциона в электронной форме, запроса котировок в электронной форме, закупки товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 Закона о контрактной системе (в редакции настоящего Федерального закона) (далее также - электронные процедуры), закрытого конкурса в электронной форме, закрытого аукциона в электронной форме (далее также - закрытые электронные процедуры), заказчик в случае неполучения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, направленного в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта, либо информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, датой надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта считается день по истечении пятнадцати дней, считая с даты размещения в единой информационной системе в сфере закупок решения в соответствии с подпунктом "б" настоящего пункта.
15.04.2022 Заказчик принимает решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
15.04.2022 Решение направлено по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (номер почтового идентификатора 18000013933110).
15.04.2022 Решение размещено в единой информационной системе в разделе "Дополнительная информация о закупках, контрактах".
Датой надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте.
Согласно действующему законодательству при невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении пятнадцати дней, считая с даты размещения в единой информационной системе в сфере закупок решения в соответствии с подпунктом "б" настоящего пункта.
Согласно пояснениям Заказчика, уведомление о вручении Обществу решения не вернулось.
Частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Таким образом, решение об одностороннем отказе вступит в законную силу 12.05.2022 года. (15.04.2022 + 15 + 10 = 12.05.2022 года)
В соответствии с частью 3 статьи 103 Закона о контрактной системе информация, указанная в пунктах 8, 10, 11 и 13 части 2 настоящей статьи, направляется заказчиками в указанный орган в течение пяти рабочих дней с даты соответственно изменения контракта, исполнения контракта, расторжения контракта, приемки поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги.
Сведения о расторжении контракта направлены Заказчиком на рассмотрение 12.05.2022 в установленные Законом о контрактной системе сроки.
Сведения о расторжении контракта в реестре контрактов направлены Заказчиком на размещение 12.05.2022 года, в установленный Законом срок.
Законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
В соответствии со статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность.
Согласно пункту 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
При рассмотрении сведений Комиссия изучила материалы на предмет установления:
- факта нарушения законодательство о контрактной системе;
- существенность нарушенных требований закона и условий контракта;
- наличие вины в действиях/бездействии ответчика;
- последствия нарушения для заказчика;
- соразмерность меры ответственности.
- основания применения п. 13, 14, 15 Правил ведения РНП
Согласно пункту 3 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.
Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения.
В свою очередь, такая правовая категория, как "недобросовестность", является оценочным понятием и складывается из ряда элементов поведения хозяйствующего субъекта в ходе заключения либо исполнения контракта.
С учетом изложенного контрольным органом в сфере закупок при рассмотрении вопроса о включении или невключении определенного субъекта в реестр недобросовестных поставщиков не может ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. При этом действующее законодательство не содержит безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Исходя из этого, для возникновения таких правовых последствий как признание общества недобросовестным поставщиком, контролирующий орган в сфере закупок обязан выяснить все обстоятельства, определить вину лица, характер его действий, и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения победителя аукциона в реестр недобросовестных поставщиков.
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое действие исполнителя, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, в том числе, приведших к невозможности исполнения в срок контракта.
В определениях Конституционного суда Российской Федерации от 07.06.2001 N 139-О, от 07.02.2002 N 16-О, постановлениях от 21.11.2002 N 15-П, от 30.07.2001 N 13-П, информационном письме ВАС РФ от 20.12.1999 N С1-7/смп-1341 "Об основных положениях, применяемых Европейским судом по правам человека по защите имущественных прав и права на правосудие" указано, что меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Указанные меры не должны подавлять экономическую самостоятельность и инициативу граждан и юридических лиц, чрезмерно ограничивать право каждого на свободное пользование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности.
В своих письменных пояснениях Общество указывает на причину по которой произошло нарушение сроков поставки по Заявке N12, а именно нарушение условий контракта Заказчиком в части не оплаты поставленного товара в срок по иным договорам на поставку нефтепродуктов.
Также Общество представило выписку из Единого государственного реестра юридических лиц, в соответствии с которым Общество с 14.09.2021 г. находится в состоянии ликвидации.
Исходя из анализа представленной в материалы дела переписки между подрядчиком и Заказчиком Псковское УФАС России при рассмотрении дела не установило обстоятельств, свидетельствующих о намеренном уклонении ООО "БДК" от исполнения контракта.
При включении в РНП в каждом конкретном случае необходимо решить вопрос о законности, справедливости и целесообразности соответствующей меры ответственности в отношениях определенного нарушителя исходя из значимого комплекса обстоятельств, а равно баланса частных и публичных прав (интересов).
Включение в РНП как мера ответственности должно отвечать принципам справедливости, соразмерности и пропорциональности государственного принуждения характеру совершенного правонарушения.
Проанализировав взаимодействие сторон в рамках заключаемого и исполняемого контракта, Комиссией при вынесении решения учитывался тот факт, что несвоевременное исполнение спорной Заявки произошло в связи с нарушением сроков оплаты поставляемого товара по иным договорам, при этом в соответствии с представленными документами товар принят и оплачен Заказчиком на сумму 35 297 335,71 рублей, что составляет 90,22% от цены контракта.
На заседании Комиссии Заказчик не настаивал на включении Общества в реестр недобросовестных поставщиков.
Кроме того, условиями контракта предусмотрены штрафные санкции в отношении исполнителя за нарушение условий контракта, что является инструментами воздействия на исполнителя при не оказании услуг, просрочке исполнения обязательств по контракту.
Комиссия, руководствуясь частью 1 статьи 2, статьей 95, пунктом 2 части 15 статьи 99, статьей 104 Закона о контрактной системе и п.п. в ч. 15 Постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные ГБУ ПО "Псковавтодор" в отношении Общества с ограниченной ответственностью "Балтийская дизельная компания" (адрес: 192019, г. Санкт-Петербург, ул.Седова, д.11, лит. А, пом.631, ИНН 7811544068), для включения в реестр недобросовестных поставщиков, в связи с принятием Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта по поставке дизельного топлива наливом (идентификационный номер: 585-А-ГЗ) (номер извещения 0157200000321000557) в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления федеральной антимонопольной службы по Псковской области от 24 мая 2022 г. N РНП 060/06/95-211/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.05.2022