Резолютивная часть решения оглашена 19 мая 2022 года.
Решение в полном объеме изготовлено 24 мая 2022 года.
Комиссия Псковского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев сведения с использованием системы видеоконференц-связи ГБУ ПО "Псковавтодор" (далее - Заказчик) в соответствии со ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" в отношении Индивидуального предпринимателя Казакова Д.В. (адрес: 428003, Чувашская Республика, Чебоксары, ул. Ярмарочная, д.11, кв.56; ИНН 212809262510), для включения в реестр недобросовестных поставщиков, в связи с принятием Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта по поставке инвентаря для ручных работ (идентификационный номер: 4528-А-ГЗ-Л) (номер извещения 0857200000221000304),
УСТАНОВИЛА:
12 мая 2022 года в адрес Псковского УФАС России поступили сведения от Заказчика в отношении Индивидуального предпринимателя Казакова Д.В. (адрес: 428003, Чувашская Республика, Чебоксары, ул. Ярмарочная, д.11, кв.56; ИНН 212809262510), для включения в реестр недобросовестных поставщиков, в связи с принятием Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта по поставке инвентаря для ручных работ (идентификационный номер: 4528-А-ГЗ-Л) (номер извещения 0857200000221000304).
Рассмотрение сведений состоялось 19 мая 2022 года в 11 часов 30 минут.
Дата размещения в Единой информационной системе (далее - ЕИС) на сайте в сети Интернет www.zakupki.gov.ru извещения N0857200000221000304 о проведении электронного аукциона - 30.07.2021 10:04.
2) Начальная (максимальная) цена контракта - 162 625,00 рублей.
3) Оператор электронной площадки - АО "Сбербанк-АСТ".
4) Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 11.08.2021 N0857200000221000304-1, на участие в аукционе подано две заявки, все признаны соответствующими требованиям аукционной документации.
5) Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 13.08.2021 N0857200000221000304-3, руководствуясь ч. 13 ст. 69 Федерального закона от 5.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", аукцион признан несостоявшимся..
Заявка участника аукциона - Казакова Дмитрия Валерьевича (предложенная цена контракта - 161 811,87 руб.) (снижение 0,5%) признана соответствующей требованиям, установленным документацией об аукционе.
6) 27.08.2021 между Заказчиком и ИП Казаковым Д.В. заключен контракт N08572000002210003040001 на поставку инвентаря для ручных работ на сумму 161 811,87 рублей, со сроком до 31.12.2021 г..
Комиссия Псковского УФАС по контролю в сфере закупок, изучив материалы дела, установила следующее:
Согласно пункту 1.1. контракта Поставщик обязуется поставить Заказчику инвентарь для ручных работ (далее - Товар) в количестве и ассортименте в соответствии с Приложением N1 "Наименование и характеристики поставляемого Товара" к настоящему Контракту, а Заказчик принять и оплатить Товар в соответствии с условиями настоящего Контракта.
Пунктом 4.1. Контракта определено, что поставка Товара производится Поставщиком в соответствии с Приложением N 1 к настоящему Контракту в течение 15 (пятнадцати) календарных дней с даты заключения Контракта. Приемка Товара осуществляется в рабочие дни с 9.00 до 17.00, перерыв с 13.00 до 14.00.
Согласно п.13.1. Контракта, настоящий Контракт вступает в силу со дня его подписания Сторонами и действует до 31.12.2021 г., а в части финансовых обязательств до полного выполнения всех обязательств Сторон.
27.09.2021 г. Претензия Заказчика с требованием оплатить пени за просрочку исполнения обязательств на сумму 582,52 руб. (исх.N218).
08.10.2021 г. Акт приема-передачи товара на сумму 127 324,29 руб.
13.10.2021 г. Платежное поручение N619276 - оплата инвентаря для ручных работ на сумму 127 324,29 руб.
18.10.2021 г. Платежное поручение N58252 - оплата неустойки за нарушение условий Контракта на сумму 582,52 руб.
28.10.2021 г. Информационное письмо от ООО "Мир инструмента" о том, что движок для уборки снега алюминиевый номер 61583 с длиной рукоятки 1400 мм на данный момент не производится.
04.04.2022 г. Претензия Заказчика с требованием оплатить пени за просрочку исполнения обязательств на сумму 5279,15 руб. (исх.N248).
18.04.2022 Платежное поручение N212807 - оплата неустойки за нарушение условий Контракта на сумму 5279,15 руб.
15.04.2022 Заказчик принимает решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с частью 1 статьи 104 Закона о контрактной системе ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
В соответствии с пунктом 13.14,15 Правил ведения РНП по результатам рассмотрения представленных информации, документов и проведения проверки фактов, в случае подтверждения достоверности указанных фактов уполномоченный орган выносит решение о включении информации о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр.
Орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 11.2. контракта установлено, что расторжение контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа Стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации и Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ. При этом факт подписания сторонами соглашения о расторжении настоящего Контракта не освобождает стороны от обязанности урегулирования взаимных расчетов либо обязательств, возникших при исполнении настоящего Контракта до момента его расторжения.
В соответствии с подпунктом "в" пункта 3 части 6 статьи 8 Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения открытого конкурса в электронной форме, открытого аукциона в электронной форме, запроса котировок в электронной форме, закупки товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 Закона о контрактной системе (в редакции настоящего Федерального закона) (далее также - электронные процедуры), закрытого конкурса в электронной форме, закрытого аукциона в электронной форме (далее также - закрытые электронные процедуры), заказчик в случае неполучения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, направленного в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта, либо информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, датой надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта считается день по истечении пятнадцати дней, считая с даты размещения в единой информационной системе в сфере закупок решения в соответствии с подпунктом "б" настоящего пункта.
15.04.2022 Заказчик принимает решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
15.04.2022 Решение размещено в единой информационной системе в разделе "Дополнительная информация о закупках, контрактах".
15.04.2022 Решение направлено по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (номер почтового идентификатора 18000013933073).
Датой надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте.
Согласно действующему законодательству при невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении пятнадцати дней, считая с даты размещения в единой информационной системе в сфере закупок решения в соответствии с подпунктом "б" настоящего пункта.
Согласно пояснениям Заказчика, уведомление о вручении Обществу решения не вернулось.
Частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с частью 3 статьи 103 Закона о контрактной системе информация, указанная в пунктах 8, 10, 11 и 13 части 2 настоящей статьи, направляется заказчиками в указанный орган в течение пяти рабочих дней с даты соответственно изменения контракта, исполнения контракта, расторжения контракта, приемки поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги.
В соответствии с положениями указанных выше норм, срок исчисления вступления в силу решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в данном случае, определен как 15.04.2022 +15+10 = 12.05.2022 года.
Сведения о расторжении контракта в реестре контрактов направлены Заказчиком на размещение 12.05.2022 года, в установленный Законом срок.
Согласно части 4 статьи 104 Закона о контрактной системе Заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков не позднее чем через три рабочих дня с даты признания в соответствии с настоящим Федеральным законом участника закупки уклонившимся от заключения контракта, расторжения контракта по основаниям, указанным в части 2 настоящей статьи.
Сведения в отношении ИП Казакова Д.В. направлены Заказчиком в Псковское УФАС 12.05.2022 года.
Законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
В соответствии со статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность.
Согласно пункту 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
При рассмотрении сведений Комиссия изучила материалы на предмет установления:
- факта нарушения законодательство о контрактной системе;
- существенность нарушенных требований закона и условий контракта;
- наличие вины в действиях/бездействии ответчика;
- последствия нарушения для заказчика;
- соразмерность меры ответственности.
- основания применения п. 13, 14, 15 Правил ведения РНП
Согласно пункту 3 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.
Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения.
В свою очередь, такая правовая категория, как "недобросовестность", является оценочным понятием и складывается из ряда элементов поведения хозяйствующего субъекта в ходе заключения либо исполнения контракта.
С учетом изложенного контрольным органом в сфере закупок при рассмотрении вопроса о включении или не включении определенного субъекта в реестр недобросовестных поставщиков не может ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. При этом действующее законодательство не содержит безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Исходя из этого, для возникновения таких правовых последствий как признание индивидуального предпринимателя недобросовестным поставщиком, контролирующий орган в сфере закупок обязан выяснить все обстоятельства, определить вину лица, характер его действий, и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения победителя аукциона в реестр недобросовестных поставщиков.
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое действие исполнителя, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закон о контрактной системе, в том числе, приведших к невозможности исполнения в срок контракта.
В определениях Конституционного суда Российской Федерации от 07.06.2001 N 139-О, от 07.02.2002 N 16-О, постановлениях от 21.11.2002 N 15-П, от 30.07.2001 N 13-П, информационном письме ВАС РФ от 20.12.1999 N С1-7/смп-1341 "Об основных положениях, применяемых Европейским судом по правам человека по защите имущественных прав и права на правосудие" указано, что меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Указанные меры не должны подавлять экономическую самостоятельность и инициативу граждан и юридических лиц, чрезмерно ограничивать право каждого на свободное пользование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности.
При включении в РНП в каждом конкретном случае необходимо решить вопрос о законности, справедливости и целесообразности соответствующей меры ответственности в отношениях определенного нарушителя исходя из значимого комплекса обстоятельств, а равно баланса частных и публичных прав (интересов).
Включение в РНП как мера ответственности должно отвечать принципам справедливости, соразмерности и пропорциональности государственного принуждения характеру совершенного правонарушения.
При принятии решения Комиссией Псковского УФАС учитывалась несоразмерность меры лишения участия в торгах и цены контракта 161 811,87 рублей.
Комиссией было учтено, что ИП в РНП не состоит, в ЕИС с 2021 года, имеет 47 контракта, 1 со статусом "исполнение", 40 - "исполнение завершено", 6 - "исполнение прекращено", 5 из которых по соглашению сторон и 2 - односторонний отказ (один из них рассматриваемый случай).Исполнение 23 контрактов является одним из подтверждений добросовестного поведения Подрядчика.
На заседании Казаков Д.В. пояснил, что спорный движок для уборки снега был поставлен Заказчику, однако из-за несоответствия инструмента установленным документацией характеристикам Заказчик в устной форме попросил ИП заменить товар на соответствующий.
Акт несоответствия составлен не был, инструмент был принят на склад Заказчика.
На заседании комиссии Заказчик подтвердил наличие спорного движка на складе, в соответствии с чем на включение в реестр недобросовестных поставщиков ИП Казакова Д.В. не настаивал.
Кроме того, условиями контракта предусмотрены штрафные санкции в отношении исполнителя за нарушение условий контракта, что является инструментами воздействия на исполнителя при не оказании услуг, просрочке исполнения обязательств по контракту.
Комиссия, руководствуясь частью 1 статьи 2, статьей 95, пунктом 2 части 15 статьи 99, статьей 104 Закона о контрактной системе и п.п. в ч. 15 Постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные ГБУ ПО "Псковавтодор" в отношении Индивидуального предпринимателя Казакова Д.В. (адрес: 428003, Чувашская Республика, Чебоксары, ул. Ярмарочная, д.11, кв.56; ИНН 212809262510), для включения в реестр недобросовестных поставщиков, в связи с принятием Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта по поставке инвентаря для ручных работ (идентификационный номер: 4528-А-ГЗ-Л) (номер извещения 0857200000221000304) в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления федеральной антимонопольной службы по Псковской области от 24 мая 2022 г. N РНП 060/06/95-212/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.05.2022