Резолютивная часть решения оглашена 24 мая 2022 года.
Решение в полном объеме изготовлено 27 мая 2022 года.
Комиссия Псковского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев сведения с использованием системы видеоконференц-связи ГБУЗ ПО "Псковский клинический перинатальный центр" (далее - Заказчик) в соответствии со ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" в отношении Индивидуального предпринимателя Камышанского Владимира Максимовича (адрес: 143965, обл. Московская, г. Реутов, ул. Октября, д.1, кв.227; ИНН 772090032403) для включения в реестр недобросовестных поставщиков, в связи с принятием Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта по поставке медицинских изделий (Перчатки смотровые нитриловые, неопудренные, нестерильные) (идентификационный номер: 8449-А-ГЗ-Л) (номер извещения 0357200017021000264),
УСТАНОВИЛА:
17 мая 2022 года в адрес Псковского УФАС России поступили сведения от Заказчика в отношении Индивидуального предпринимателя Камышанского Владимира Максимовича (адрес: 143965, обл. Московская, г. Реутов, ул. Октября, д.1, кв.227; ИНН 772090032403) для включения в реестр недобросовестных поставщиков, в связи с принятием Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта по поставке медицинских изделий (Перчатки смотровые нитриловые, неопудренные, нестерильные) (идентификационный номер: 8449-А-ГЗ-Л) (номер извещения 0357200017021000264).
Рассмотрение сведений состоялось 24 мая 2022 года в 16 часов 00 минут с учетом объявленных перерывов 23 мая 2022 г. в 11 часов 00 минут в связи с необходимостью предоставления дополнительных документов адрес Комиссии.
Дата размещения в Единой информационной системе (далее - ЕИС) на сайте в сети Интернет www.zakupki.gov.ru извещения N357200017021000264 о проведении электронного аукциона - 28.12.2021 16:06.
2) Начальная (максимальная) цена контракта - 495 000,00 рублей.
3) Оператор электронной площадки - АО "Сбербанк-АСТ".
4) Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 14.01.2022 N0357200017021000264-1, на участие в аукционе подано десять заявок, все признаны соответствующими требованиям аукционной документации.
5) Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 19.01.2022 N0357200017021000264-3, победителем электронного аукциона признан участник аукциона Камышанский Владимир Максимович, предложивший наиболее низкую цену контракта - 331 156,95 руб.
6) 04.02.2022 между Заказчиком и ИП Камышанским В.М. заключен контракт N 017/8449-А-2022 на поставку медицинских изделий (Перчатки смотровые нитриловые, неопудренные, нестерильные) (идентификационный номер: 8449-А-ГЗ-Л) на сумму 331 156,95 рублей, со сроком до 30.04.2022 года. (реестровый номер 2602701949722000046).
Комиссия Псковского УФАС по контролю в сфере закупок, изучив материалы дела, установила следующее:
Согласно пункту 1.1. контракта Поставщик обязуется осуществить для нужд ГБУЗ ПО "Псковский перинатальный центр" поставку медицинских изделий (Перчатки смотровые нитриловые, неопудренные, нестерильные) (ОКПД2 - 22.19.60.119) (далее - товар) согласно Спецификации (приложение N 1) и Технического задания (описания объекта закупки) (приложение N 2), которые являются неотъемлемой частью настоящего Контракта, а Заказчик обязуется оплатить поставленный товар на условиях, предусмотренных настоящим Контрактом.
В соответствии с п.11.1 контракта, Контракт вступает в силу с момента заключения и действует до 30 июня 2022 года.
28.02.2022 от Подрядчика в адрес Заказчика письмо о невозможности поставить товар в связи с трудностями согласовать поставку товара с заводом-изготовителем, возникшими из-за сложной экономической ситуации в РФ.
Также подрядчик сообщил, что в будущем поставка будет возобновлена, но по цене в несколько раз превышающей стоимость данных перчаток на момент подачи заявки для участия в закупке.
Подрядчик просит расторгнуть по соглашению сторон.
01.03.2022 Заявка от Заказчика в адрес Подрядчика по электронной почте с требованием поставить товар в полном объеме соответственно специфике контракта и графика поставок.
14.03.2022 от Заказчика в адрес Подрядчика претензия с требованием в срок до 23.03.2022 г. поставить товар в полном объеме, либо, в случае невозможности, имеющееся количество товара и сообщить дополнительную дату поставки. На дату поставки будут рассчитаны пени (исх.N251).
Также Заказчик сообщает о невозможности расторгнуть контракт по соглашению сторон, а также в случае невыполнения условий 24.03.2022 г. Заказчиком будет принято решение об одностороннем отказе.
15.03.2022 Частичная поставка товара на сумму 39 130 руб. (УПД N8).
25.03.2022 от Заказчика в адрес Подрядчика претензия с требованием поставить товар в срок до 01.04.2022 г. На дату поставки будут рассчитаны пени (исх.N315).
Также Заказчик сообщает о принятии решения об одностороннем отказе со стороны Заказчика 04.04.2022 в случае невыполнения условий.
31.03.2022 г. Заказчик принимает решение об одностороннем отказе от исполнения контракта. (исх.N341).
07.04.2022 от Заказчика в адрес Подрядчика требование об уплате штрафа в размере 3 311,57 руб.
08.04.2022 Оплата Заказчиком исполненных обязательств на сумм 39 130 руб. (платежное поручение N531730).
В соответствии с частью 1 статьи 104 Закона о контрактной системе ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
В соответствии с пунктом 13.14,15 Правил ведения РНП по результатам рассмотрения представленных информации, документов и проведения проверки фактов, в случае подтверждения достоверности указанных фактов уполномоченный орган выносит решение о включении информации о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр.
Орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 8.1. контракта установлено, что расторжение Контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда или в связи с односторонним отказом стороны Контракта от исполнения Контракта, в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с подпунктом "в" пункта 3 части 6 статьи 8 Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения открытого конкурса в электронной форме, открытого аукциона в электронной форме, запроса котировок в электронной форме, закупки товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 Закона о контрактной системе (в редакции настоящего Федерального закона) (далее также - электронные процедуры), закрытого конкурса в электронной форме, закрытого аукциона в электронной форме (далее также - закрытые электронные процедуры), заказчик в случае неполучения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, направленного в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта, либо информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, датой надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта считается день по истечении пятнадцати дней, считая с даты размещения в единой информационной системе в сфере закупок решения в соответствии с подпунктом "б" настоящего пункта.
31.03.2022 г. Заказчик принимает решение об одностороннем отказе от исполнения контракта. (исх.N341).
31.03.2022 Решение размещено в единой информационной системе в разделе "Дополнительная информация о закупках, контрактах".
01.04.2022 Решение направлено по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (номер почтового идентификатора 18000001629704).
Датой надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте.
Согласно действующему законодательству при невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении пятнадцати дней, считая с даты размещения в единой информационной системе в сфере закупок решения в соответствии с подпунктом "б" настоящего пункта.
Уведомление о вручении почтового отправления с решением об одностороннем отказе от исполнения контракта Заказчиком в адрес Псковского УФАС не предоставлено.
Частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с частью 3 статьи 103 Закона о контрактной системе информация, указанная в пунктах 8, 10, 11 и 13 части 2 настоящей статьи, направляется заказчиками в указанный орган в течение пяти рабочих дней с даты соответственно изменения контракта, исполнения контракта, расторжения контракта, приемки поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги.
В соответствии с положениями указанных выше норм, срок исчисления вступления в силу решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в данном случае, должен быть определен как 31.03.2022 +15+ 10 = 26.04.2022 года.
Сведения о расторжении контракта в реестре контрактов направлены Заказчиком на размещение 17.05.2022 года.
Согласно части 4 статьи 104 Закона о контрактной системе Заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков не позднее чем через три рабочих дня с даты признания в соответствии с настоящим Федеральным законом участника закупки уклонившимся от заключения контракта, расторжения контракта по основаниям, указанным в части 2 настоящей статьи.
Сведения в отношении ИП Камышанского В.М. направлены Заказчиком в Псковское УФАС 17.05.2022 года.
В соответствии с ч. 6 ст. 7.32 КоАП РФ нарушение порядка расторжения контракта в случае одностороннего отказа от исполнения контракта влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей.
Законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
В соответствии со статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность.
Согласно пункту 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
При рассмотрении сведений Комиссия изучила материалы на предмет установления:
- факта нарушения законодательство о контрактной системе;
- существенность нарушенных требований закона и условий контракта;
- наличие вины в действиях/бездействии ответчика;
- последствия нарушения для заказчика;
- соразмерность меры ответственности.
- основания применения п. 13, 14, 15 Правил ведения РНП
Согласно пункту 3 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.
Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения.
В свою очередь, такая правовая категория, как "недобросовестность", является оценочным понятием и складывается из ряда элементов поведения хозяйствующего субъекта в ходе заключения либо исполнения контракта.
С учетом изложенного контрольным органом в сфере закупок при рассмотрении вопроса о включении или не включении определенного субъекта в реестр недобросовестных поставщиков не может ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. При этом действующее законодательство не содержит безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Исходя из этого, для возникновения таких правовых последствий как признание индивидуального предпринимателя недобросовестным поставщиком, контролирующий орган в сфере закупок обязан выяснить все обстоятельства, определить вину лица, характер его действий, и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения победителя аукциона в реестр недобросовестных поставщиков.
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое действие исполнителя, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закон о контрактной системе, в том числе, приведших к невозможности исполнения в срок контракта.
В определениях Конституционного суда Российской Федерации от 07.06.2001 N 139-О, от 07.02.2002 N 16-О, постановлениях от 21.11.2002 N 15-П, от 30.07.2001 N 13-П, информационном письме ВАС РФ от 20.12.1999 N С1-7/смп-1341 "Об основных положениях, применяемых Европейским судом по правам человека по защите имущественных прав и права на правосудие" указано, что меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Указанные меры не должны подавлять экономическую самостоятельность и инициативу граждан и юридических лиц, чрезмерно ограничивать право каждого на свободное пользование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности.
При включении в РНП в каждом конкретном случае необходимо решить вопрос о законности, справедливости и целесообразности соответствующей меры ответственности в отношениях определенного нарушителя исходя из значимого комплекса обстоятельств, а равно баланса частных и публичных прав (интересов).
Включение в РНП как мера ответственности должно отвечать принципам справедливости, соразмерности и пропорциональности государственного принуждения характеру совершенного правонарушения.
При принятии решения Комиссией Псковского УФАС учитывалась, несоразмерность меры лишения участия в торгах и цены контракта 331 156,95 рублей.
Комиссией было учтено, что ИП в РНП не состоит, в ЕИС с 2021 года, имеет 9 контрактов, 1 со статусом "исполнение", 7 - "исполнение завершено", 1 - "исполнение прекращено" (рассматриваемый случай). Исполнение 7 контрактов является одним из подтверждений добросовестного поведения Подрядчика.
На заседании представитель ИП Камышевского В.М. пояснил, что материальные сложности возникли в связи со значительным для предпринимателя повышением стоимости товара в 2 раза, связанным со сложившимися экономическими условиями в РФ, что подтверждается коммерческими предложениями (в материалах дела).
Также Комиссией было учтено, что индивидуальным предпринимаем были совершены действия, направленные на исполнение контракта, а именно частичная поставка товара на сумму 39 130,00 руб..
Кроме того, условиями контракта предусмотрены штрафные санкции в отношении исполнителя за нарушение условий контракта, что является инструментами воздействия на исполнителя при не оказании услуг, просрочке исполнения обязательств по контракту.
Комиссия, руководствуясь частью 1 статьи 2, статьей 95, пунктом 2 части 15 статьи 99, статьей 104 Закона о контрактной системе и п.п. в ч. 15 Постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные ГБУЗ ПО "Псковский клинический перинатальный центр" в отношении Индивидуального предпринимателя Камышанского Владимира Максимовича (адрес: 143965, обл. Московская, г. Реутов, ул. Октября, д.1, кв.227; ИНН 772090032403) для включения в реестр недобросовестных поставщиков, в связи с принятием Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта по поставке медицинских изделий (Перчатки смотровые нитриловые, неопудренные, нестерильные) (идентификационный номер: 8449-А-ГЗ-Л) (номер извещения 0357200017021000264) в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления федеральной антимонопольной службы по Псковской области от 27 мая 2022 г. N РНП 060/06/95-215/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.05.2022