Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
*- заместителя руководителя Управления - начальника отдела контроля закупок, председателя Комиссии,
* - заместителя начальника отдела контроля закупок, члена Комиссии,
* - специалиста 1 разряда отдела контроля закупок, члена Комиссии,
посредством использования интернет-видеоконференции, которая обеспечивает возможность участия сторон, в 09-30 осуществлено проведение внеплановой проверки, при участии представителей:
- заказчика в лице Администрации Октябрьского района города Екатеринбурга - *
- в отсутствие представителей уполномоченного органа в лице Администрации города Екатеринбурга, уведомленного надлежащим образом о месте и времени проведения внеплановой проверки,
- в отсутствие представителей заинтересованного лица Козловой Натальи Викторовны, уведомленой надлежащим образом о месте и времени проведения внеплановой проверки,
проведя внеплановую проверку действий (бездействия) заказчика в лице Администрации Октябрьского района города Екатеринбурга, уполномоченного органа в лице Администрации города Екатеринбурга, его комиссии при осуществлении закупки путем проведения открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по приобретению путевок в организации отдыха и оздоровления детей в 2022 году (извещение N 0162300005322000566), на предмет соблюдения требований Федерального закона от 05 апреля 2013 года N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
У С Т А Н О В И Л А:
В Управление федеральной антимонопольной службы по Свердловской области поступила информация от Козловой Натальи Викторовны (вх. 01-10247 от 11.05.2022 г.) о действиях (бездействии) заказчика в лице Администрации Октябрьского района города Екатеринбурга, уполномоченного органа в лице Администрации города Екатеринбурга, его комиссии при осуществлении закупки путем проведения открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по приобретению путевок в организации отдыха и оздоровления детей в 2022 году (извещение N 0162300005322000566), нарушающих положения Закона о контрактной системе.
Внеплановая проверка проведена в соответствии с п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе.
12.04.2022 г. на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в сети "Интернет" (http://zakupki.gov.ru) (далее по тексту - единая информационная система) размещено извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме N 0162300005322000566 на оказание услуг по приобретению путевок в организации отдыха и оздоровления детей в 2022 году.
Начальная (максимальная) цена контракта составила 13 863 520.00 рублей.
29.04.2022 г. закупочной комиссией была проведена процедура рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, по ее итогам был составлен протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 29.04.2022 NИЭОК1, подписанный присутствующими на заседании членами комиссии. В соответствии с указанным протоколом заявка участника закупки ООО "ТУРЭКСПОСЕРВИС" была признана соответствующей требованиям извещения, Закона о контрактной системе.
На основании п. 12 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию:
12) требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
В соответствии со ст. 31 Закона о контрактной системе установленные заказчиком при осуществлении закупки требования к участникам закупки предъявляются в равной мере ко всем участникам закупок (ч. 7). При этом заказчик не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона (ч. 6).
В извещении об осуществлении закупки согласно п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе должен содержаться электронный документ с описанием объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, в соответствии с которыми в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе). При этом не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом (ч. 3 ст. 33 Закона о контрактной системе).
Контракт согласно ч. 1 ст. 34 Закона о контрактной системе заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение, документация о закупке, заявка не предусмотрены. При этом информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты в связи с существенным нарушением ими условий контрактов согласно ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе включается в реестр недобросовестных поставщиков.
Таким образом, требование к участникам закупки считается установленным (предъявленным) уже тогда, когда создаётся угроза наступления неблагоприятных для участника закупки последствий несоответствия его указанному требованию, причём независимо от того, в явной либо в завуалированной форме такое требование установлено (предъявлено) заказчиком.
В соответствии со ст. 31 Закона о контрактной системе заказчик устанавливает единые перечисленные в ч. 1 этой статьи требования к участникам закупки. Дополнительные требования к участникам закупок устанавливаются только при осуществлении закупок отдельных видов товаров, работ, услуг. При этом к таким дополнительным требованиям относятся требования, в том числе к наличию: финансовых ресурсов для исполнения контракта; на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта; опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации; необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта (ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе).
Такие дополнительные требования к участникам закупок установлены Постановлением Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 "О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 2571) в отношении прямо перечисленных в приложении N 1 к этому постановлению видов товаров, работ, услуг.
Поскольку среди прямо перечисленных в приложении к Постановлению N 2571 видов услуг указаны услуги по организации отдыха детей и их оздоровлению, то заказчик при осуществлении закупки таких услуг путём проведения открытого конкурса обязан предъявить к участнику закупки дополнительные требования согласно приложению к Постановлению N 2571.
Требования, предъявляемые заказчиком в соответствии со статьей 31 Закона о контрактной системе к участникам конкурса, согласно п. 12 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе указываются в извещении о проведении закупки, а запрет на установление (предъявление) дополнительных требований к участникам закупок не может быть обойден посредством их установления (предъявления) в завуалированной форме (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара).
Применительно к рассматриваемому конкурсу, пп. 6 п. 8 приложения N 1 "Техническое задание" к проекту контракта установлено, что "медицинская деятельность должна осуществляться, при наличии у Исполнителя оказывающего услуги, по организации отдыха и оздоровления детей, лицензии на осуществление медицинской деятельности на услуги при санаторно-курортном лечении, выданной в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" по лечебной физкультуре; медицинскому массажу; физиотерапии; диетологии; неврологии; педиатрии; для проведения медицинских процедур (не менее 5 различных процедур на одного ребенка, с применением массажа, физиопроцедур)".
Поскольку, как указывалось ранее, объектом закупки N 0162300005322000566 является не только оздоровление и санаторно-курортное лечение, но и организация отдыха, то требование к наличию лицензии на осуществление медицинской деятельности должно относится к исполнителю по контракту, в качестве требования к исполнению услуг по отдыху и оздоровлению.
Комиссией установлено, что поскольку в один лот включены услуги по нелицензируемым и лицензируемым видам деятельности, выполнение которых возможно посредством привлечения иных лиц, обладающих соответствующей лицензией, то установление требования в пп. 6 п. 8 приложения N 1 "Техническое задание" к проекту контракта о наличии лицензии на осуществление медицинской деятельности у Исполнителя оказывающего услуги, по организации отдыха и оздоровления детей является существенным ограничением конкуренции. При этом, в возражении на заявление не приведено законное основание для установления заказчиком такого дополнительного (по отношению единым, в том числе лицензионным требованиям) требования к Исполнителю, оказывающему услуги, по организации отдыха и оздоровления детей.
На основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу, что заказчиком допущено нарушение ч. 3 ст. 33, п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе путём установления (предъявления) в завуалированной форме дополнительных требований к Исполнителю, оказывающему услуги, по организации отдыха и оздоровления детей при отсутствии на то законных оснований.
В указанных действиях заказчика имеются признаки события административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ.
На основании пп. а п. 1 ч. 5 ст. 49 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки:
1) члены комиссии по осуществлению закупок:
а) рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 настоящего Федерального закона
На основании ч. 12 ст. 48 Закона о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях:
1) непредставления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) участником закупки оператору электронной площадки в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
2) непредставления информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона, несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
3) несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Исходя из того, что требование к наличию лицензии установлено заказчиком к исполнителю в приложении к проекту контракта и не распространяется непосредственно на участника закупки, Комиссия приходит к выводу, что решение о признании заявки участника ООО "ТУРЭКСПОСЕРВИС" закупочной комиссией было при принято правомерно, Комиссия не находит в действиях закупочной комиссии нарушений Закона о контрактной системе.
Вместе с этим, Комиссией установлено, что контракт с победителем открытого конкурса в электронной форме N 0162300005322000566 заключен и находится на стадии исполнения.
Согласно п. 35 постановления Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576 в случае если при проведении внеплановой проверки выявлены нарушения законодательства о контрактной системе, комиссия (инспекция) по проведению внеплановой проверки выдает предписание на основании принятого комиссией (инспекцией) решения по результатам проведения внеплановой проверки. При этом комиссия (инспекция) по проведению внеплановой проверки не выдает предписание в случае:
а) выявления нарушений законодательства о контрактной системе, которые не повлияли или не могли повлиять на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
б) выявления нарушений законодательства о контрактной системе, которые были допущены субъектами контроля при определении ими поставщика (подрядчика, исполнителя), если контракт заключен.
Определение поставщика (подрядчика, исполнителя) - совокупность действий, которые осуществляются заказчиками в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, начиная с размещения извещения об осуществлении закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных нужд (федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации) или муниципальных нужд либо в установленных настоящим Федеральным законом случаях с направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершаются заключением контракта (п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона о контрактной системе).
В соответствии с вышеуказанными нормами закона у Комиссии отсутствуют правовые основания по выдаче заказчику предписания об устранении выявленных нарушений в связи с наличием заключенного контракта.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. В действиях заказчика в лице Администрации Октябрьского района города Екатеринбурга выявлено нарушение ч. 3 ст. 33, п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе.
2. В действиях уполномоченного органа в лице Администрации города Екатеринбурга, закупочной комиссии нарушении Закона о контрактной системе не выявлено.
3. Заказчику, закупочной комиссии предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать в связи с заключенным контрактом.
4. Обязать заказчика обеспечить явку должностного лица, подготовившего/разместившего извещение по закупке N 0162300005322000566 с документами, закрепляющими за данным лицом служебную обязанность по совершению таких действий на составление протокола об административном правонарушении по адресу: г. Екатеринбург, ул. 8 марта,5/Химиков, 3, 4 этаж с объяснением по факту выявленного нарушения _________________ 20____г. в ________.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
*
* |
Члены Комиссии |
* |
|
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 19 мая 2022 г. N 066/06/99-1652/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.05.2022