Резолютивная часть решения оглашена 23.05.2022
В полном объеме решение изготовлено 24.05.2022
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
заместителя руководителя управления-начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
Членов Комиссии: |
Фадеевой Н.В. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
|
Кулезневой Е.В. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобу ИП Колмыкова Е.В. на действия заказчика, аукционной комиссии при проведении электронного аукциона на поставку пробирок вакуумных (извещение N 0369200025822000008), при дистанционном участии представителя ГБУЗ "ОПБ N 7" (далее - заказчик) Фролова А.Э., действующего на основании доверенности N 53 от 19.05.2022,
У С Т А Н О В И Л А:
В Челябинское УФАС России 17.05.2022 поступила жалоба ИП Колмыкова Е.В. на действия заказчика, аукционной комиссии при проведении электронного аукциона на поставку пробирок вакуумных (извещение N 0369200025822000008) (далее - аукцион).
Согласно представленным документам заказчик 29.04.2022 объявил о проведении аукциона путем опубликования в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru извещения о закупке.
Начальная (максимальная) цена контракта - 68 500,00 рублей.
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в аукционе - 17.05.2022 в 10:00.
На дату рассмотрения жалобы контракт не заключен.
Доводы жалобы заявителя заключаются в следующем.
1. Заказчиком в извещении об осуществлении закупки в отношении пробирок вакуумных указан код по ОКПД2 32.50.13.190 - инструменты и приспособления, применяемые в медицинских целях, прочие, не включенные в другие группировки.
По мнению заявителя, указанные действия заказчика являются неправомерными. В рамках рассматриваемой закупки пробиркам вакуумным соответствует код по ОКПД2 32.50.50.181 - вакуумные одноразовые пробирки.
2. Заказчиком в извещении об осуществлении закупки неправомерно установлен предусмотренный Постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 N 616 запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, поскольку указанный запрет применяется только в отношении медицинских масок.
Представитель заказчика с доводами жалобы согласился и пояснил, что в связи с высокой служебной нагрузкой специалистом при размещении извещения об осуществлении закупки допущена техническая ошибка в части установления запрета, предусмотренного Постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 N 616.
Заслушав пояснения заказчика, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
1. В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 Закона о контрактной системе.
Постановлением Правительства РФ от 07.06.2019 N 733 утверждены Правила разработки, ведения, изменения и применения общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации (далее - Правила).
Согласно пункту 4 Правил перечень общероссийских классификаторов, федеральных органов исполнительной власти и государственных корпораций, ответственных за их формирование, утверждается Министерством финансов Российской Федерации.
Приказом Минфина России от 12.07.2021 N 98н утвержден перечень общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации и федеральных органов исполнительной власти, ответственных за их формирование (далее - Перечень).
Согласно Перечню ответственным за формирование общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2) является Минэкономразвития России совместно с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности.
С учетом изложенного, определение по общероссийскому классификатору кода объекта классификации относится к компетенции Минэкономразвития России.
Комиссия считает необходимым отметить, что согласно части 1 статьи 105 Закона о контрактной системе участник закупки в соответствии с законодательством Российской Федерации имеет право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном главой 6 Закона о контрактной системе, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) субъекта (субъектов) контроля, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
В силу части 4 статьи 106 Закона о контрактной системе участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы.
Из анализа части 1 статьи 105, части 4 статьи 106 Закона о контрактной системе следует, что заявитель жалобы доказывает обоснованность доводов жалобы с предоставлением соответствующих документов.
Жалоба заявителя не содержит документов, официальных ответов Минэкономразвития России, свидетельствующих о неправомерном отнесении заказчиком объекта к соответствующему коду и наименованию позиции общероссийского классификатора (32.50.13.190).
Комиссия антимонопольного органа также отмечает, что исходя из содержания пункта 13 Правил разработки, ведения, изменения и применения общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации, определение по общероссийскому классификатору кода объекта классификации, относящегося к сфере деятельности юридических и физических лиц, осуществляется ими самостоятельно путем отнесения этого объекта к соответствующему коду и наименованию позиции общероссийского классификатора, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации.
С учетом изложенного, довод заявителя об указании заказчиком ненадлежащего кода по ОКПД2 применительно к пробиркам вакуумным является необоснованным, ввиду недоказанности.
2. В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок.
Согласно пункту 15 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
Исходя из содержания извещения о проведении аукциона, заказчиком осуществляется закупка пробирок вакуумных (код по КТРУ 32.50.50.000, код по ОКПД2 32.50.13.190).
Данные товары отсутствуют в утвержденном Постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 N 616 перечне промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд (далее - перечень).
Более того, исходя из содержания перечня, запрет, предусмотренный Постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 N 616, применяется только в отношении медицинских масок.
В данном случае, в рамках рассматриваемой закупки отсутствуют основания для установления запрета, предусмотренного Постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 N 616.
Вместе с тем, в нарушение пункта 15 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе заказчиком в извещении о проведении аукциона указана информация об установлении предусмотренного Постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 N 616 запрета на допуск товаров, происходящих из иностранных государств.
При этом, как следует из материалов дела, на участие в рассматриваемой закупке подано две заявки, содержащие предложение о поставке товара со страной происхождения Российская Федерация.
Исходя из материалов дела, ИП Колмыков Е.В. в рассматриваемой закупке не участвовал, а также не представил какие-либо доказательства, свидетельствующие о невозможности участия в аукционе, нарушении прав и законных интересов.
Следует отметить, что пункт 33 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2020), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации, указывает, что механизм защиты прав участников закупки в административном порядке путем рассмотрения их жалоб контрольным органом в сфере закупок, установленный главой 6 Закона о контрактной системе, в соответствии с пунктом 2 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации должен применяться в случаях действительных, а не мнимых нарушений прав и законных интересов участников закупки и не должен создавать предпосылки для нарушения вышеуказанных публичных интересов.
Более того, согласно пояснениям заказчика, товар, закупаемый в рамках рассматриваемого аукциона, необходим для медицинского учреждения. Так, по состоянию на 23.05.2022 остаток пробирок вакуумных с активатором свертывания составляет 0 (ноль) штук, пробирок вакуумных с активатором свертывания и разделительным гелем - 120 штук. Повторное проведение процедуры торгов может негативно повлиять на осуществление медицинской деятельности учреждения.
С учетом изложенного, острой потребности заказчика в закупаемом товаре, а также необходимости обеспечения эффективной деятельности медицинского учреждения, Комиссия Челябинского УФАС России считает возможным не выдавать заказчику предписание.
Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и приказом ФАС России от 19 ноября 2014 года N 727/14 "Об утверждении административного регламента ФАС по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать доводы жалобы ИП Колмыкова Е.В. на действия заказчика при проведении электронного аукциона на поставку пробирок вакуумных (извещение N 0369200025822000008) обоснованными в части неправомерного установления запрета, предусмотренного Постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 N 616, а в остальной части необоснованными.
2. Признать в действиях заказчика нарушение пункта 15 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе.
3. Предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать, поскольку выявленное нарушение не повлияло на результаты рассматриваемого аукциона, права и законные интересы заявителя жалобы.
4. Передать материалы дела должностному лицу Челябинского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены комиссии Н.В. Фадеева
Е.В. Кулезнева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 25 мая 2022 г. N 074/06/106-1291/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.05.2022