Резолютивная часть решения оглашена 24.05.2022
В полном объеме решение изготовлено 27.05.2022
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
заместителя руководителя управления - начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Черенковой Е.Б. |
- |
главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
|
Фадеевой Н.В. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобу ООО "Центр правовой помощи "АЛЬТЕРНАТИВА" (далее - ООО "Центр правовой помощи "АЛЬТЕРНАТИВА", заявитель) на действия заказчика при проведении электронного аукциона на оказание услуг по отлову и транспортировке животных без владельцев в приют и организации мероприятий в приютах для животных (извещение N 0169300003322000122), в присутствии посредством видеоконференцсвязи:
- представителей Муниципальное казенное учреждение ЗГО "Управление Жилищно-коммунального хозяйства" (далее - Учреждение, Заказчик): Гайнцева А.А., действующего на основании доверенности б/н от 10.01.2022Периной Д.С., действующей на основании доверенности б/н от 23.05.2022;
- в отсутствие Администрации Златоустовского городского округа (далее - Уполномоченный орган), предоставлено ходатайство о рассмотрении жалобы без участия представителя;
- представителя ООО "Центр правовой помощи "АЛЬТЕРНАТИВА": директора Верниковской Л.В., действующей на основании решения,
У С Т А Н О В И Л А:
В Челябинское УФАС России 17.05.2022 поступила жалоба ООО "Центр правовой помощи "АЛЬТЕРНАТИВА" на действия заказчика при проведении электронного аукциона на оказание услуг по отлову и транспортировке животных без владельцев в приют и организации мероприятий в приютах для животных (извещение N 0169300003322000122) (далее - аукцион, закупка).
Согласно представленным документам извещение о проведении электронного аукциона опубликовано уполномоченным органом на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 19.10.2021 в 16:09.
В соответствии с решением Челябинского УФАС России по делу N 074/06/105-1108/2022 (198-ж/2022) от 04.05.2022 заказчику предписано внести изменения в извещение о проведении закупки, в том числе, сформировать описание объекта закупки в части формы, порядка предоставления заявок на отлов животных без владельцев, а также определения условий, при которых услуги по отлову считаются оказанными не по заявке заказчика.
Согласно представленным документам извещение о проведении электронного аукциона с изменениями опубликовано уполномоченным органом на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 13.05.2022 14:34.
Начальная (максимальная) цена контракта на оказание услуг по отлову и транспортировке животных без владельцев в приют и организации мероприятий в приютах для животных составляет 864 360,00 рублей.
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в аукционе - 18.05.2022 07:00.
В соответствии с Протоколом рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе N 0169300003321000389 от 27.10.2021 на участие в аукционе поступило две заявки, которые признаны соответствующими аукционной документации и участники допущены к участию в аукционе.
На дату рассмотрения жалобы контракт не заключен, аукцион находится на стадии проведения.
Доводы жалобы ООО "Центр правовой помощи "АЛЬТЕРНАТИВА" заключаются в следующем.
В проект контракта 13.05.2022 внесены изменения в части начальных и конечных сроков оказания услуг, в техническое задание (приложение N 1 контракту) в раздел 4 включена форма заявки, содержащая сведения о порядковом номере заявки, заявителе, его контактном телефоне и адресе.
Вместе с тем, по мнению Заявителя, формальность в составлении формы заявки не позволяет сделать вывод о порядке оказания услуг по отлову животных на основании заявки заказчика. Так из формы заявки можно получить информацию о фамилии имени отчестве заявителя, его контактном телефоне и его адресе (месте жительства), при этом отсутствует информация о дате обращения заявителя к муниципальному заказчику и месте нахождения животного, подлежащего отлову, в том числе, радиусе территории относительно места отлова. Предложенная форма заявки не позволяет сделать вывод о том, в каком порядке должна быть оказана услуга по отлову животного.
При этом, если форма заявки не содержит сведений о месте отлова и о времени, которое прошло с момента обращения заявителя к муниципальному заказчику, то исполнение заявки на отлов животного по конкретному адресу становится невозможным, поскольку пунктом 5.6 Технического задания предусмотрено, что услуги по отлову, транспортировке и содержанию животных не по заявке Заказчика, а именно начало отлова животных, который зафиксирован фото-видео отчетом по адресу, не включенному в заявку, к учету не принимаются и не оплачиваются.
Кроме того, согласно пункту 2.4.1 проекта Заказчик вправе отказать в оплате оказанных Исполнителем услуг в случае неисполнения/ненадлежащего исполнения принятых на себя в соответствии с условиями Контракта обязательств, до момента устранения Исполнителем соответствующих нарушений. Отказ от оплаты оказанных услуг в соответствии с настоящим пунктом не является основанием для предъявления Исполнителем требований о продлении сроков оказания услуг.
Заказчик по доводам жалобы представил письменные пояснения, считает, что изменениями, внесенными в извещение о проведении закупки на основании решением Челябинского УФАС России по делу N 074/06/105-1108/2022 (198-ж/2022) от 04.05.2022 выявленные антимонопольным органом неоднозначное описание объекта закупки устранены в полном объеме, и форма заявки содержит всю информацию, необходимую Исполнителю для оказания услуг по контракту.
Доводы жалобы заявителя Заказчик считает необоснованными.
Уполномоченный орган представил письменные пояснения, в которых поддержал позицию Заказчика, доводы жалобы считает необоснованными.
Изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 106 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 12 Закона о контрактной системе государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с частью 3 статьи 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Исходя из положений указанной статьи Закона о контрактной системе и общих принципов законодательства о контрактной системе, можно сделать вывод о том, что целью закупки является достижение заказчиком государственных или муниципальных нужд, выраженных в приобретении товаров, работ, услуг.
В пункте 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе указано, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Таким образом, описание объекта закупки, изложенное в извещении о закупке, должно содержать полную и однозначную информацию, соответствующую требованиям действующего законодательства и позволяющую определить соответствие товара потребности заказчика.
В соответствии с частью 2 статьи 432 ГК РФ существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Статьей 783 ГК РФ определено, что общие положения о подряде (статьи 702 - 729) применяются к договору возмездного оказания услуг, если это не противоречит статьям 779 - 782 ГК РФ, а также особенностям предмета договора возмездного оказания услуг.
Таким образом, с учетом положений статей 432, 702, 708, 783 ГК РФ существенными условиями контракта являются предмет и сроки оказания услуг.
Кроме того, в соответствии с частью 1 статьи 766 ГК РФ государственный или муниципальный контракт должен содержать условия об объеме и о стоимости подлежащей выполнению работы, сроках ее начала и окончания, размере и порядке финансирования и оплаты работ, способах обеспечения исполнения обязательств сторон.
Согласно пункту 3.4 Технического задания (приложение к проекту контракта) (далее - Техническое задание) отлов животных без владельцев производится Исполнителем планово по заявке Заказчика на отлов животных без владельцев, сформированной на основании обращений граждан Златоустовского городского округа.
Пункт 4 Технического задания (с изменениями) включает форму заявки, предусматривающую следующую информацию:
N п/п |
Заявитель |
Контактный телефон |
Адрес |
|
|
|
|
Комиссия отмечает, что действующее законодательство не дает единого толкования термина "адрес".
Из информации, размещенной в свободном доступе в информационно-коммуникационной сети "Интернет" следует, что под термином "адрес" понимается, в том числе (но не ограничиваясь): почтовый адрес, представляющий собой условную кодификацию места нахождения объекта в пространстве, применяемую для целей почтовой связи; адрес электронной почты (запись, однозначно идентифицирующая почтовый ящик, в который следует доставить сообщение электронной почты); сетевой адрес (уникальный числовой идентификатор устройства, работающего в компьютерной сети).
Кроме того, в ходе рассмотрения дела представителями Заказчика неоднократно предоставлялись различные толкования термина "адрес", предусмотренного формой заявки: адрес места жительства Заявителя; место отлова животного, с радиусом отклонения от конкретного адресного ориентира, который определяется по согласованию с Заказчиком.
Из указанного следует, что без соответствующих пояснений, содержащихся в извещении о проведении закупки, невозможно определить, какое значение в конкретном случае придается данному термину, который, исходя из иных сведений формы заявки и пояснений представителя Заказчика на заседании Комиссии, может быть, в том числе, адресом заявителя (в значении местожительства).
При этом, в соответствии с условиями контракта, место оказания услуг (место отлова животных), по мнению заказчика, является существенным, поскольку действиям Исполнителя исключительно в соответствии с адресами, указанными в заявках, придается решающее значение.
Так, согласно пункту 5.4 Технического задания услуги по отлову, транспортировке и содержанию животных не по заявке Заказчика, а именно начало отлова животных, который зафиксирован фото-видео отчетом по адресу, не включенному в заявку, к учету не принимаются и не оплачиваются, за исключением случаев (агрессивное поведение животных), согласованных с Заказчиком.
При этом, пунктом 3.1 Технического задания предусмотрено понятие "место отлова животных без владельцев", определяемое, как "территория Златоустовского городского округа, согласно заявкам Заказчика на отлов животных без владельцев, сформированным на основании обращений граждан Златоустовского городского округа. Приют (Приюты) для животных должен быть расположен на расстоянии не более 6 часов и 500 километров от места отлова", которое не находит отражение в форме заявки.
На заседании Комиссии Заказчик указал на то, что в соответствии с пунктом 2.3.3 проекта контракта Исполнитель в ходе исполнения контракта вправе запрашивать у Заказчика разъяснения и уточнения относительно оказания услуг в рамках настоящего Контракта, что, по мнению Заказчика, позволяет разъяснить все условия оказания услуг по заявке.
Комиссия отмечает, что в проекте контракта, при наличии указанного права исполнителя, не предусмотрена обязанность Заказчика предоставлять такие разъяснения, не определены порядок, объем и сроки как обращений за разъяснениями исполнителя по контракту, так и предоставления разъяснений Заказчиком.
Из пояснений Заказчика следует, что исходя из специфики объекта закупки, с учетом неразрешенности вопроса о регулировании популяции животных без владельцев на территории Златоустовского городского округа, наличия муниципальной нужды в оказании услуг по отлову в соответствии с поступающими в Администрацию обращениями граждан, не представляется возможным указать более полную информацию в форме заявки.
При рассмотрении дела Комиссией проведен анализ описания объекта и условий исполнения контрактов, заключенных иными заказчиками Челябинской области на оказание аналогичных услуг.
Из проведенного анализа следует, что форма документа, на основании которого исполнителем оказываются услуги по муниципальному контракту, имеющего различные наименования (заявка; наряд-заказ), как правило, содержит следующую информацию, позволяющую детализировать оказываемую услугу:
- номер обращения; заявитель (ФИО, должность, наименование организации); телефон/ адрес заявителя; отлов животных без владельцев, количество голов собак/кошек; адрес отлова животных без владельцев; примечание (заказчики - Администрации Кизильского муниципального района, Карталинского муниципального района; г. Магнитогорска; Нагайбакского муниципального района);
- оказание услуг осуществляется на основании наряда - заказа, передаваемого исполнителю, содержащего следующие сведения: наименование уполномоченного органа; основание для отлова: обращение (заявка) физических и юридических лиц; количество животных, подлежащих отлову в плановом порядке; информация о безнадзорных собаках: категория животного (собака, щенок); пол (кобель, сука); окрас животного, особые отметины; размер животного (маленькая, средняя, большая); дополнительное описание, указанное в обращении (заявке); адрес места отлова согласно обращению (заявке) заявителя; адрес фактического места отлова (заказчик - Администрация Верхнеуральского городского округа).
Из указанного следует, что довод Заказчика о невозможности указать более полную информацию в форме заявки, чем та, которая предусмотрена извещением о проведении закупки в рассматриваемом случае, не находит своего подтверждения. При этом, Заказчиком не представлено нормативно-правовое обоснование данных доводов.
Кроме того, Комиссия отмечает, учитывая, что предмет оказания услуг, являющегося объекта закупки (животные без владельцев), может самостоятельно перемещаться относительно места обитания, зафиксированного в обращении заявителя, указание места отлова как определенной геолокационной точки в пространстве, без указания радиуса перемещения животного, не приведет к устранению неопределенности условий исполнения контракта.
С учетом изложенного, принимая во внимание: отсутствие в форме заявки информации о месте отлова животного; отсутствие в извещении о проведении закупки разъяснения понятия "адрес", предусмотренного в форме заявки, при наличии в проекте контракта условия, что в случае осуществления отлова по адресу, не включенному в заявку, оказанные услуги могут быть не приняты - в извещении о проведении закупки с изменениями, внесенными 13.05.2022, содержится неоднозначное описание объекта закупки, не позволяющее сделать вывод, как о порядке оказания услуг по отлову животных на основании заявки заказчика, так и о порядке приемки и оплаты услуг по отлову и транспортировке животных без владельцев, что свидетельствует о неясности и неоднозначности условий исполнения контракта для потенциальных участников закупки, в нарушение части 2 статьи 33, пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
Доводы жалобы Заявителя являются обоснованными.
Из протокола подведения итогов аукциона следует, что победитель закупки определен.
В этой связи, в целях соблюдения баланса интересов участников закупки, Комиссия выдает обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе при направлении заказчиком проекта контракта победителю аукциона.
В связи с допущенными нарушениями в действиях должностных лиц усматриваются признаки состава административного правонарушения, предусмотренного главой 7 КоАП РФ.
Исходя из изложенного, информации, представленной заявителем, заказчиком, а также информации, полученной Комиссией при проведении внеплановой проверки, Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд,
РЕШИЛА:
1. Признать доводы жалобы ООО "Центр правовой помощи "Альтернатива" на действия заказчика при проведении электронного аукциона на оказание услуг по отлову и транспортировке животных без владельцев в приют и организации мероприятий в приютах для животных (извещение N 0169300003322000122) обоснованными.
2. По результатам рассмотрения жалобы признать в действиях заказчика нарушения части 2 статьи 33, пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику, оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы жалобы должностному лицу Челябинского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены Комиссии Е.Б. Черенкова
Н.В. Фадеева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 27 мая 2022 г. N 074/06/106-1286/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.05.2022