рассмотрев жалобу ООО "Аспект Авто" (далее - Заявитель) на действия ФГБУ ВДЦ "Орлёнок" при проведении электронного аукциона: "Поставка автомобилей" (извещение N 0318100047922000037), в части нарушения законодательства о контрактной системе,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Заказчиком Закона о контрактной системе.
Заявитель указывает на неправомерные действия комиссии Заказчика при рассмотрении заявок.
Заказчиком представлены письменные пояснения по существу жалобы, с доводами которой не согласен.
Рассмотрев представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.
22.04.2022 г. Заказчиком - ФГБУ ВДЦ "Орлёнок" размещено извещение на проведение электронного аукциона: "Поставка автомобилей" (извещение N 0318100047922000037).
Начальная (максимальная) цена контракта - 14 210 000,00 руб.
Согласно ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Согласно ч. 5 ст. 49 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки:
1) члены комиссии по осуществлению закупок:
рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 настоящего Федерального закона;
на основании информации, содержащейся в протоколе подачи ценовых предложений, а также результатов рассмотрения, предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта, присваивают каждой заявке на участие в закупке, признанной соответствующей извещению об осуществлении закупки, порядковый номер в порядке возрастания минимального ценового предложения участника закупки, подавшего такую заявку (за исключением случая, предусмотренного пунктом 9 части 3 настоящей статьи, при котором порядковые номера заявкам участников закупки, подавших ценовые предложения после подачи ценового предложения, предусмотренного абзацем первым пункта 9 части 3 настоящей статьи, присваиваются в порядке убывания размера ценового предложения участника закупки), и с учетом положений нормативных правовых актов, принятых в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона. Заявке на участие в закупке победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя) присваивается первый номер;
2) заказчик формирует с использованием электронной площадки протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), который должен содержать информацию, предусмотренную пунктами 1, 2, 4 - 7 части 17 статьи 48 настоящего Федерального закона. После подписания членами комиссии по осуществлению закупок такого протокола усиленными электронными подписями заказчик подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и направляет оператору электронной площадки.
Согласно протоколу N 131 Э подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 13.05.2022 г. на участие подано 4 заявки.
По итогам рассмотрения заявка ООО "Аспект Авто" (заявка N 205) отклонена. В составе заявки, участником закупки представлена недостоверная информация о характеристиках товара, а именно:
- по наименованиям "Автомобиль - специализированный, рефрижератор. Модификация - 3009А" и "Автомобиль - УАЗ. Модификация - 390945-552" при описании светильника переносного, входящего в комплектацию каждого автомобиля участником заявлено "Светильник переносной: Номинальное напряжение электропитания светильника, В, 220 _ Максимальный потребляемый ток, А, 0,18 _ Светильник предназначен для работы с лампами максимальной мощностью, Вт, 60". При указанных значениях номинального напряжения и максимальной мощности используемой лампы, максимальный потребляемый ток составляет 0,27 А. Согласно требованиям электронного документа извещения "Инструкция по заполнению заявки на участие в аукционе": "Участниками закупки при заполнении заявки не должно допускаться искусственное приведение значений показателей товаров, предлагаемых к поставке в соответствии с требованиями, установленными в описании объекта закупки. Участник закупки при указании конкретных значений показателей должен учитывать, что минимальные и (или) максимальные значения показателей, а также показатели, значения которых не могут изменяться могут быть взаимосвязаны друг с другом исходя из их физического смысла, например, сумма значений высот, составляющих предмет частей не должна превышать или быть меньше значения его полной (габаритной) высоты. Участник закупки в своём предложении обязан проверить соответствие предложенных значений показателей и, при необходимости, произвести для указания достоверных значений соответствующие арифметические действия".
- по наименованию "Автомобиль - УАЗ. Модификация - 390945-552" участником указано "Длина автомобиля, мм, 4847 _ Колесная база, мм, 2550 _ Передний свес автомобиля, мм, 1054 _ Задний свес автомобиля, мм, 1277". При указанных размерах базы, переднего и заднего свесов длина автомобиля составляет 4881 мм. Вместе с тем, согласно нормативной документации (ГОСТ 22748-77) база автомобиля - это расстояние между центровыми линиями передних задних колес, передний свес автомобиля - это расстояние между центровой линией передних колес и крайней передней точкой автомобиля, задний свес автотранспортного средства - это расстояние между центровой линией задних колес и крайней задней точкой автотранспортного средства. Таким образом участником предоставлена недостоверная информация о длине автомобиля. Согласно требованиям электронного документа извещения "Инструкция по заполнению заявки на участие в аукционе": "Участниками закупки при заполнении заявки не должно допускаться искусственное приведение значений показателей товаров, предлагаемых к поставке в соответствии с требованиями, установленными в описании объекта закупки. Участник закупки при указании конкретных значений показателей должен учитывать, что минимальные и (или) максимальные значения показателей, а также показатели, значения которых не могут изменяться могут быть взаимосвязаны друг с другом исходя из их физического смысла, например, сумма значений высот, составляющих предмет частей не должна превышать или быть меньше значения его полной (габаритной) высоты. Участник закупки в своём предложении обязан проверить соответствие предложенных значений показателей и, при необходимости, произвести для указания достоверных значений соответствующие арифметические действия".
Данное решение Единой комиссии подтверждается административной практикой по сходным делам, рассмотренным Краснодарским УФАС - РЕШЕНИЕ N 803/2021-КС по делу N 023/06/67-2638/2021 от 31.05.2021 о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с п. 1) ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы: описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 1), п. 2) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии;
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Извещение содержит перечень прикрепленных документов: "Обоснование НМЦК", "Проект контракта", "Описание объекта закупки (2)", "Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке", "Инструкция по заполнению заявки на участие в аукционе".
Файл "Описание объекта закупки (2)" содержит:
N п/п |
Наименование товара, входящего в объект закупки |
Ед. изм. |
Кол-во |
Требования, установленные в отношении закупаемого товара (показатели, в соответствии с которыми будет устанавливаться соответствие) |
Обоснование необходимости использования дополнительных характеристик (пункт 6 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд") |
|
1 |
|
|
|
Наименование показателя, ед.изм |
Значение |
|
|
Средство транспортное - фургон для перевозки пищевых продуктов |
|
|
Назначение |
автомобиль специализированный, рефрижератор для перевозки скоропортящихся продуктов |
|
|
|
|
|
Светильник переносной: |
|
|
|
|
|
|
Номинальное напряжение электропитания светильника, В |
220-250 |
|
|
|
|
|
Максимальный потребляемый ток, А |
не более 0,35 |
|
2 |
Автомобиль грузовой бортовая платформа |
шт |
2 |
Длина автомобиля, мм |
< 5000 |
КТРУ |
|
|
|
|
Светильник переносной: |
Для обеспечения освещения труднодоступных зон при проведении обслуживания машины или ремонтных работ в темное время суток |
|
|
|
|
|
Номинальное напряжение электропитания светильника, В |
220-250 |
|
|
|
|
|
Максимальный потребляемый ток, А |
не более 0,35 |
|
|
В соответствии с п. 1-8) ч. 12 ст. 48 Закона о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях:
1) непредставления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) участником закупки оператору электронной площадки в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
2) непредставления информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона, несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
3) несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона;
4) предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона (за исключением случаев непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона);
5) непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона, если такие документы предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частью 3 статьи 14 настоящего Федерального закона (в случае установления в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона в извещении об осуществлении закупки запрета допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств);
6) выявления отнесения участника закупки к организациям, предусмотренным пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 4 июня 2018 года N 127-ФЗ "О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств", в случае осуществления закупки работ, услуг, включенных в перечень, определенный Правительством Российской Федерации в соответствии с указанным пунктом;
7) предусмотренных частью 6 статьи 45 настоящего Федерального закона;
8) выявления недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке.
При отклонении заявки N205 (ООО Аспект Авто) по показателю "Длина автомобиля" Заказчик производил арифметические действия, руководствуясь ГОСТ 22748-77 (Межгосударственный стандарт Автотранспортные средства).
В соответствии с "Инструкцией по заполнению заявки": "При рассмотрении заявок участников комиссия вправе проверять достоверность предоставленных сведений в отношении закупаемого/поставляемого товара, а именно: товарного знака (его словесного обозначения) (при наличии), знака обслуживания (при наличии), фирменного наименования (при наличии), патента (при наличии), полезной модели (при наличии), промышленного образца (при наличии), наименования страны происхождения товара, а также соответствие указанных сведений требованиям, установленным в описании объекта закупки и, в тоже время их соответствии положениям государственных стандартов если требования к товару установлены в соответствующем с государственном стандарте, указанном в описании объекта закупки".
Однако, в "Описании объекта закупки" Заказчиком не установлено соответствие ГОСТ.
Отклонение заявки ООО "Аспект Авто" по показателю "Максимально потребляемый ток", относящемуся к светильнику переносному, также является несостоятельным, так как предложение ООО "Аспект Авто" соответствует установленным требованиям.
Таким образом, основания отклонения заявки ООО "Аспект Авто", указанные в протоколе N131 Э подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 13.05.2022 г. нарушают положения п. 1) ч. 5 ст. 49, п. 1-8) ч. 12 ст. 48 Закона о контрактной системе, что содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
По результатам внеплановой проверки в действиях Заказчика установлены нарушения положений Закона о контрактной системе.
В соответствии с п. 1-3) ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
1) описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
2) обоснование начальной (максимальной) цены контракта. Заказчик, осуществляющий деятельность на территории иностранного государства, также указывает информацию о валюте, используемой для определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, для оплаты поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги, и порядок применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги;
3) требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с п. 1) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с п. 1 Письма ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16 "Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке" (далее - Письмо ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16) в целях обеспечения возможности участникам закупки надлежащим образом заполнить заявку и указать требуемые показатели заказчик устанавливает в документации о закупке инструкцию по заполнению заявок, в которой, по мнению ФАС России, целесообразно:
1) указать на раздел и (или) пункт документации о закупке, в котором содержатся показатели, предусмотренные частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, в отношении которых участники закупки делают предложение в своих заявках;
2) определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены максимальные и (или) минимальные значения, а также порядок их указания участниками закупки в своих заявках (в виде одного значения показателя или диапазона значений показателя);
3) определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены значения, которые не могут изменяться, и соответственно подлежат указанию участниками закупки в своих заявках без каких-либо изменений;
4) сопоставить требования технических регламентов, стандартов и иных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании (далее - Стандарты), с показателями, значения которых подлежат указанию в заявке (в случае установления заказчиком в документации о закупке требования о соответствии таких показателей значениям, установленным Стандартами).
Неустановление заказчиком надлежащей инструкции по заполнению заявки может привести к возникновению у участников закупок ошибок технического характера при заполнении и формировании своих заявок, что в свою очередь может привести к признанию таких заявок не соответствующими установленным заказчиком требованиям (абз. 5 Письма ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16).
В "Инструкции по заполнению заявки" установлено, что участник должен провести арифметические действия при указании информации при заполнении соей заявки, о чем указывают следующие положения: "Участниками закупки при заполнении заявки не должно допускаться искусственное приведение значений показателей товаров, предлагаемых к поставке в соответствии с требованиями, установленными в описании объекта закупки. Участник закупки при указании конкретных значений показателей должен учитывать, что минимальные и (или) максимальные значения показателей, а также показатели, значения которых не могут изменяться могут быть взаимосвязаны друг с другом исходя из их физического смысла, например, сумма значений высот, составляющих предмет частей не должна превышать или быть меньше значения его полной (габаритной) высоты. Участник закупки в своём предложении обязан проверить соответствие предложенных значений показателей и, при необходимости, произвести для указания достоверных значений соответствующие арифметические действия".
Таким образом, из положения Инструкции следует, что участник закупки на момент подачи заявки должен иметь в наличии товар, чтобы провести соответствующие арифметические расчеты, что противоречит законодательству о контрактной системе.
Согласно п. 3 Письма ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16 при установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Таким образом, Заказчиком положения Инструкции установлены с нарушением ч. 3 ст. 7, п.1-3) ч. 2 ст. 42, п. 1) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, что содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.4 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Комиссия, руководствуясь ч.1, ч.4 ст.105 и на основании ч.15 ст.99, ч.8 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Аспект Авто" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика - ФГБОУ "ВДЦ "Орленок" (комиссии) нарушение ч. 3 ст. 7, п.1-3) ч. 2 ст. 42, п. 1) ч. 1 ст. 33, п. 1) ч. 5 ст. 49, п. 1-8) ч. 12 ст. 48 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику - ФГБОУ "ВДЦ "Орленок" (комиссии) выдать предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства уполномоченному должностному лицу по ч. 2 ст. 7.30 КоАП.
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 24 мая 2022 г. N 023/06/99-1966/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.05.2022