Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России по контролю в сфере закупок, торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров на территории Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии:
заместителя руководителя Управления,
Членов Комиссии:
главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок и торгов Управления,
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок и торгов Управления,
рассмотрев представленное Заказчиком - ГКУ "Дирекция капитального строительства и инвестиций Ямало-Ненецкого автономного округа" обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по факту одностороннего отказа от исполнения исполнения государственного контракта N 0190200000321005929/63 на выполнение работ по проектированию для составления технической документации на капитальный ремонт объекта: "Здание: Пождепо на 4 выезда в пос. Аксарка, расположенное по адресу: ЯНАО, Приуральский район, пос. Аксарка, пер. Овражный, д. 10", цена контракта - 1 167 510,7 рублей, (извещение N 0190200000321005929), с ООО "Юникс" (ИНН: 3922007992) (далее - Исполнитель, Подрядчик),
УСТАНОВИЛА:
В соответствии с ч. 2 и 4 ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в Ямало-Ненецкое УФАС России были представлены материалы и решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Рассмотрев представленные Заказчиком материалы и объяснения сторон, в результате проверки содержащихся в указанных документах и информации фактах одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта на основании части 7 статьи 104 Закона о контрактной системе, Комиссия считает, что информация об Исполнителе не подлежит включению в реестр, исходя из следующего.
Согласно части 2 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе в реестр включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Частью 1 статьи 2 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
На основании пункта 2 статьи 450.1 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.
29.06.2021 на основании Протокола подведения итогов электронного аукциона от 15.06.2021 N0190200000321005929-3 между Заказчиком и Подрядчиком заключен государственный контракт N 0190200000321005929/63 на выполнение работ по проектированию для составления технической документации на капитальный ремонт объекта: "Здание: Пождепо на 4 выезда в пос. Аксарка, расположенное по адресу: ЯНАО, Приуральский район, пос. Аксарка, пер. Овражный, д. 10" (далее - Контракт).
В соответствии с п. 1.1 Контракта, Государственный заказчик поручает, а Подрядчик принимает на себя обязательства, в соответствии с Заданием на проектирование для составления технической документации на капитальный ремонт объекта, являющимся Приложением N 1 к Контракту (далее - Задание) и в сроки, установленные Контрактом, выполнить работы по проектированию для составления технической документации на капитальный ремонт объекта: "Здание: Пождепо на 4 выезда в пос. Аксарка, расположенное по адресу: ЯНАО, Приуральский район, пос. Аксарка, пер. Овражный, д. 10" (далее - Объект).
Согласно п. 2.1 Контракта содержание и сроки выполнения работ определяются Графиком выполнения работ, являющимся неотъемлемой частью Контракта (Приложение N2 к Контракту).
Срок выполнения работ: с момента заключения государственного контракта, до "20" декабря 2021 года, с учетом выполнения условий п. 5.4.
Из Решения об одностороннем отказе от исполнения контракта от 03.03.2022 (далее - Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта) следует, что со стороны Подрядчика наблюдаются нарушения промежуточных сроков выполнения работ, предусмотренных Графиком выполнения работ.
Пунктом 10.3 Контракта установлено, что расторжение Государственного контракта допускается по соглашению Сторон, на основании решения суда, в случае одностороннего отказа одной из Сторон от исполнения Контракта в случаях, когда такой отказ допускается в соответствии с законодательством Российской Федерации и условиями Контракта.
Государственный заказчик вправе расторгнуть настоящий контракт в случаях:
- задержки Подрядчиком начала выполнения работ, а также любого из этапов выполнения работ (согласно Приложению N 2 Контракта) по причинам, не зависящим от Государственного заказчика;
- нарушения Подрядчиком срока выполнения работ, предусмотренных Контрактом;
- в случае проведения процедуры ликвидации Подрядчика - юридического лица или наличия решения арбитражного суда о признании Подрядчика банкротом и об открытии конкурсного производства;
- в случае исключения из членов саморегулируемой организации в области проектирования, инженерных изысканий;
- в случае прекращения действия иных разрешительных документов, других актов государственных органов в рамках действующего законодательства, лишающих Подрядчика права на выполнение работ;
- в случае не устранения Подрядчиком недостатков в выполненных работах в сроки, определенные Государственным заказчиком;
- в случае если Подрядчик не предоставил Государственному заказчику обязательные Приложения, в сроки установленные Контрактом;
- в случае наступления обстоятельств, указанных в п.4.8. Контракта;
- в случае нарушения срока замены банковской гарантии, указанного в п. 12.10., более чем на 30 (тридцать) календарных дней;
- в связи с существенным изменением обстоятельств, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, Контракт вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях;
- в других случаях, предусмотренных действующим законодательством.
Таким образом, Контрактом предусмотрено, что заказчик вправе принять
решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, которые предусмотрены гражданским законодательством для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств (ч. 9 ст. 95 Закона N 44-ФЗ). Право на односторонний отказ от исполнения договора подряда предоставлено заказчику гражданским законодательством, в том числе:
1) если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным (п. 2 ст. 715 ГК РФ);
2) если вследствие просрочки должника исполнение утратило интерес для кредитора, он может отказаться от принятия исполнения и требовать возмещения убытков (п. 2 ст. 405 ГК РФ); указанные в п. 2 ст. 405 ГК РФ последствия просрочки исполнения наступают при нарушении конечного срока выполнения работы, а также иных установленных договором подряда сроков (п. 3 ст. 708 ГК РФ).
ООО "ЮНИКС" нарушен срок выполнения работ, а равно выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным (п. 2 ст. 715 ГК РФ).
В связи с вышеизложенным на основании п. 2 ст. 715, п. 2 ст. 405, ст. 309 ГК РФ, ч. 9 ст. 95 Закона N 44-ФЗ, п. 10.3 Контракта Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
Заказчиком, как до назначенного времени проведения заседания Комиссии, так и во время, более никаких дополнительных материалов по факту исполнения контракта и процедуре его расторжения не представлено.
Исполнитель на уведомление Ямало-Ненецкого УФАС России от 17.05.2022 NАД/1987, направленное на указанный в контракте адрес электронной почты, представил объяснение по факту одностороннего расторжения контракта в котором указал, что 29.06.2021 г. приступило к выполнению работ по контракту направив письмо заказчику о том, что до конца месяца сотрудниками ООО "Юникс" планируется посетить объект с целью проведения комплексное обследование объекта, на что в телефонном разговоре был получен ответ от заказчика, что без согласованных программ выполнять работы не допустимо.
27.06.2021 года - заказчик в соответствии с контрактом направил в адрес ООО "Юникс" исходные данные;
22.07.2021 года - ООО "Юникс" направил на согласование в адрес заказчика программы комплексного обследования объекта, которые были им согласованы лишь 10 сентября 2022 года (спустя 56 календарных дней), что и стало причиной сдвигом всех сроков выполнения данных работ;
Обстоятельства с эпидемиологической обстановкой и самоизоляция сотрудников компании "Юникс" по причине массовых заболеваний (COVID-19) так же наложили свой след на график данных работ;
14.03.2022 г. компанией ООО "Юникс" направила в адрес заказчика на согласование инженерно-технический отчет и проектную документацию;
На сегодняшний день компания ООО "Юникс" выполнила большую часть проектно-сметной документации и понесла значительные финансовые затраты, что свидетельствует о не уклонении от своих обязательств по данному контракту.
Согласно части 8 статьи 95 Закона о контрактной системе, расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно части 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 ст. 95 Закона о контрактной системе решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, Заказчик в соответствии с частью 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе осуществляет порядок такого расторжения, однако с 01.01.2022 до 01.07.2022 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе (в ред. ФЗ от 02.07.2021 N 360-ФЗ) не применяется. Регулирование на указанный период установлено Федеральным законом от 02.07.2021 N 360-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее ФЗ N360).
В соответствии с п. 3 ч. 6 ст. 8 ФЗ-360 в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения открытого конкурса в электронной форме, открытого аукциона в электронной форме, запроса котировок в электронной форме, закупки товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 Закона о контрактной системе (в редакции настоящего Федерального закона) (далее также - электронные процедуры), закрытого конкурса в электронной форме, закрытого аукциона в электронной форме (далее также - закрытые электронные процедуры), заказчик:
а) направляет такое решение поставщику (подрядчику, исполнителю) в порядке, установленном частью 12.2 статьи 95 Закона о контрактной системе;
б) не позднее дня направления решения (в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта) размещает такое решение в единой информационной системе в сфере закупок по правилам, действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона;
в) в случае неполучения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, направленного в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта, либо информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, датой надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта считается день по истечении пятнадцати дней, считая с даты размещения в единой информационной системе в сфере закупок решения в соответствии с подпунктом "б" настоящего пункта;
В соответствии с ч. 12.2 ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения закрытого конкурса, закрытого аукциона, при осуществлении закупок, предусмотренных статьей 93 (за исключением закупки товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 настоящего Федерального закона), статьей 111 (в случае определения в соответствии с частью 1 статьи 111 настоящего Федерального закона особенностей, предусматривающих не размещение информации и документов в единой информационной системе, на официальном сайте при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и статьей 111.1 настоящего Федерального закона, такое решение передается лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку или направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте. Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления считается:
1) дата, указанная лицом, имеющим право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), в расписке о получении решения об одностороннем отказе от исполнения контракта (в случае передачи такого решения лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку);
2) дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, предусмотренного настоящей частью, либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, информации о возврате такого письма по истечении срока хранения (в случае направления решения об одностороннем отказе от исполнения контракта заказным письмом).
В соответствии с п. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
03.03.2022 принято Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
03.03.2022 решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено в ЕИС и в этот же день направлено Подрядчику по адресу электронной почты указанной в контракте.
Решение заказчика об одностороннем расторжении контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта (ч.13 ст.95 Закона о контрактной системе).
Информация о расторжении контракта в связи с принятым решением об одностороннем отказе от исполнения контракта размещена в ЕИС на официальном сайте системы http://zakupki.gov.ru. В ЕИС контракт имеет статус: исполнение прекращено. Дата расторжения контракта 04.05.2022.
Изучив представленные документы, Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России пришла к следующим выводам.
Порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков определен Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078.
Основаниями включения сведений о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в Реестр при одностороннем отказе заказчика от исполнения обязательств по контракту, при условии соблюдения порядка, установленного статьей 95 Закона о контрактной системе, принятия соответствующего решения, являются документально подтвержденные следующие обстоятельства:
-неисполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту;
-ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту;
-установление заказчиком в ходе исполнения контракта несоответствия поставщика (подрядчика, исполнителя) требованиям, установленным документацией о закупке;
-установление заказчиком в ходе исполнения контракта факта представления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) недостоверной информации о своем соответствии установленным документацией о закупке требованиям.
Правилами установлено, что по результатам рассмотрения представленных информации и документов, и проведения проверки фактов, выносится решение. В случае подтверждения достоверности вышеуказанных фактов уполномоченный орган выносит решение о включении информации о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр. В ином случае уполномоченный орган выносит решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр.
Статьей 401 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) установлено, что лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Факт надлежащего исполнения обязательств, равно как и отсутствие вины в неисполнении либо ненадлежащем исполнении обязательства, по общему правилу, доказывается обязанным лицом (п. 2 ст. 401 ГК РФ).
Исходя из статьи 104 Закона о контрактной системе, реестр недобросовестных поставщиков с одной стороны является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств. При этом одним из последствий включения в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в торгах по размещению государственного и муниципального заказа (часть 2 статьи 104 Закона о контрактной системе).
С другой стороны, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Вместе с тем, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При решении вопроса о включении сведений об исполнителе в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) антимонопольный орган проверяет, имел ли место факт ненадлежащего исполнения своих обязательств Поставщиком и является ли это нарушение существенным.
Из материалов обращения следует, что Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением Подрядчиком условий контракта, а именно нарушения сроков исполнения.
Исполнитель пояснил, что просрочка исполнения контракта произошла в первую очередь в связи с тем, что Заказчиком долго согласовывались программы комплексного обследования объекта, а также повлияла эпидемиологическая обстановка.
Исследовав представленные Заказчиком и Подрядчиком документы, содержание контракта, а также пояснения сторон, Комиссия пришла к выводу о том, что намерений уклоняться от исполнения обязательств в рамках контракта у Подрядчика не было. Умышленных действий, направленных на неисполнение условий контракта также не имелось. Комиссией установлено совершение со стороны Исполнителя действий по урегулированию вопроса исполнения контракта, что не свидетельствуют о намеренном уклонении общества от исполнения контракта.
Кроме того, у Комиссии отсутствуют доказательства того обстоятельства, что Подрядчик совершал действия, выражающиеся в умышленном и намеренном уклонении от исполнения контракта. Заказчиком на в адрес комиссии документы, подтверждающие факт умышленного уклонения Подрядчика от исполнения контракта не представлено. Заказчик не настаивал на включении Подрядчика в реестр недобросовестных Подрядчиков.
В соответствии с пп. "в" п. 15 постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078, орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) если исполнителем представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта.
Подрядчиком представлены информация и документы, подтверждающие, что принимаемые Подрядчиком меры, были направлены на надлежащее исполнение Контракта, а не на уклонение от его исполнения.
Проанализировав совокупность сведений и документов, представленных заказчиком и Обществом в адрес Ямало-Ненецкого УФАС России, Комиссия не установила оснований для включения сведений об ООО "Юникс" в реестр недобросовестных поставщиков в соответствии с положениями Закона о контрактной системе в связи с отсутствием в действиях Исполнителя признаков недобросовестного поведения при исполнении контракта.
С учетом конкретных обстоятельств дела и степени вины Подрядчика Комиссия приходит к выводу об отсутствии в поведении Подрядчика таких признаков не добросовестности, как злоупотребление и умышленность, в связи с чем Ямало-Ненецкое УФАС считает возможным не включать сведения о Подрядчике в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078, приказом ФАС России от 27.08.2007 года N 267, Комиссия
РЕШИЛА:
Информацию об ООО "Юникс" (ИНН: 3922007992), представленные ГКУ "Дирекция капитального строительства и инвестиций Ямало-Ненецкого автономного округа", по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта N 0190200000321005929/63 на выполнение работ по проектированию для составления технической документации на капитальный ремонт объекта: "Здание: Пождепо на 4 выезда в пос. Аксарка, расположенное по адресу: ЯНАО, Приуральский район, пос. Аксарка, пер. Овражный, д. 10", цена контракта - 1 167 510,7 рублей, (извещение N 0190200000321005929), в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать.
В соответствии с ч. 11 ст. 104 Закона о контрактной системе, включение в реестр недобросовестных поставщиков информации об участнике закупки может быть обжаловано заинтересованным лицом в судебном порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу от 23 мая 2022 г. N 089/06/104-434/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.05.2022