Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России по контролю в сфере закупок, торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров на территории Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - Управление, Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии:
Врио руководителя Управления,
Членов Комиссии:
главного специалиста-эксперта отдела закупок и торгов Управления;
ведущего специалиста-эксперта отдела закупок и торгов Управления,
рассмотрев жалобу ООО "ЮУРЦС" на действия заказчика - ГБУЗ Ямало-Ненецкого автономного округа "Лабытнангская городская больница" при осуществлении закупки способом электронного аукциона на "Поставку медицинских изделий (насоса шприцевого)", начальная (максимальная) цена контракта - 670 000,00 рублей (извещение N 0190200000322004751) на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок Российской Федерации - www zakupki.gov.ru (далее - Аукцион, Официальный сайт) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Управление поступила жалоба Заявителя (вход. N 3067 от 18.05.2022) на действия Заказчика.
Заявитель считает, что положения аукционной документации противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
Заказчик с доводами Заявителя не согласился, представил возражения и сообщил, что при проведении Аукциона, действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В соответствии с извещением, документацией об Аукционе, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
1) извещение размещено в единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) на Официальном сайте;
2) дата и время начала подачи заявок - 26.04.2022 20:28;
3) Дата и время окончания подачи заявок - 19.05.2022 09:00;
4) Дата проведения процедуры подачи предложений о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги - 19.05.2022;
5) Дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - 23.05.2022;
Жалоба подана в соответствии с Законом о контрактной системе, с соблюдением требований, предусмотренных статьей 105 Закона о контрактной системе.
В своей жалобе Заявитель указывает на то, что по совокупности установленных Заказчиком в техническом задании требований к закупаемому товару, соответствует единственному производителю.
В результате рассмотрения жалобы, представленных материалов и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
В Приложении N 1.1 к Описанию объекта закупки установлены функциональные, технические, качественные характеристики (эксплуатационные) объекта закупки (товара) "Насос шприцевой".
В своей жалобе Заявитель указал, что описание объекта закупки сформулировано таким образом, что в рамках данной закупки только товар единственного производителя Компании "Б. Браун Мельзунген АГ" ("B.Braun Melsungen AG", Германия), удовлетворяет заявленным требованиям.
Из возражений Заказчика следует, что в соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе техническое задание (потребность) содержит показатели, позволяющие определить соответствие закупаемого товара, работы, услуги, установленные заказчиком. При этом в техническом задании (потребности) указаны максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться. Считает, что указанные характеристики не нарушают требования Закона о контрактной системе.
В опровержение доводов Заказчика, Заявитель в материалы дела представил Комиссии Руководство по эксплуатации на насос инфузионный шприцевой Перфузор компакт плюс с принадлежностями производителя Компании "Б. Браун Мельзунген АГ" ("B.Braun Melsungen AG", Германия).
Изучив и сопоставив представленные Заявителем документы и информацию с техническим заданием Заказчика Комиссия установила, что под указанные Заказчиком характеристики подпадает насос инфузионный шприцевой Перфузор компакт плюс с принадлежностями производителя Компании "Б. Браун Мельзунген АГ" ("B.Braun Melsungen AG", Германия).
Также в своих возражениях Заказчик ссылался на то, что был проведен анализ рынка путем направления соответствующих запросов хозяйствующим субъектам на предмет возможности поставки и стоимости товаров. На указанные запросы в адрес Заказчика поступили 3 (три) коммерческих предложения, содержащих ценовые предложения поставки товаров, являющихся объектом закупки, о объеме, предусмотренном описанием объекта закупки.
Изучив представленные Заказчиком коммерческие предложения от хозяйствующих субъектов Комиссия установила, что все три коммерческих предложения содержат информацию о том, что к поставке предлагается насос инфузионный шприцевой Перфузор компакт плюс с принадлежностями производителя Компании "Б. Браун Мельзунген АГ" ("B.Braun Melsungen AG", Германия).
Вместе с тем Комиссия Управления отмечает, что представителями Заказчика не представлено документов, подтверждающих наличие на рынке иных производителей, соответствующих всей совокупности установленных Заказчиком в технической части аукционной документации требований к товару. Также пояснения Заказчика не содержат обоснований, подтверждающих объективную потребность указанных характеристик.
Кроме того, согласно Протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 20.05.2022 NИЭА1 подано три заявки из которых одна заявка отклонена как на соответствующая требованиям описания объекта закупки, а остальные допущенные две заявки предложили к поставке насос инфузионный шприцевой Перфузор компакт плюс с принадлежностями производителя Компании "Б. Браун Мельзунген АГ" ("B.Braun Melsungen AG", Германия).
На основании вышеизложенного Комиссия считает, что данные обстоятельства свидетельствуют о злоупотреблении со стороны Заказчика в части ограничения круга потенциальных участников, поскольку такое описание объекта закупки соответствует продукции конкретного производителя.
Дополнительно Комиссия отмечает, что данная позиция подтверждается различной правоприменительной практикой а именно п. 2 "Обзор судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017): "Включение заказчиком в документацию требований к закупаемому товару, которые свидетельствуют о его конкретном производителе, в отсутствие специфики использования такого товара является нарушением положений статьи 33 Закона о контрактной системе.".
Следовательно, совокупность данных обстоятельств приводит к нарушению требований п.1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Комиссия пришла к выводу о том, что в действиях Заказчика имеются нарушения требований Закона о контрактной системе. Соответственно имеются основания для выдачи предписания о приведении аукционной документации в соответствие с действующим законодательством.
Руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктом 3.30 Административного регламента, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ЮУРЦС" на действия заказчика - ГБУЗ Ямало-Ненецкого автономного округа "Лабытнангская городская больница" при осуществлении закупки способом электронного аукциона на "Поставку медицинских изделий (насоса шприцевого)", начальная (максимальная) цена контракта - 670 000,00 рублей (извещение N 0190200000322004751), обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику предписание об устранении допущенных нарушений.
4. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
5. Обязать Заказчиков обеспечить уведомление должностного лица действовавшего от имени заказчика при формировании с использованием единой информационной системы, подписавшего усиленной электронной подписью в соответствии со ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки о необходимости представить в срок до 22.06.2022 г. в адрес Ямало-Ненецкого УФАС России следующие надлежащим образом заверенные копии документов:
- паспортные данные должностного лица (страницы с 2 по 6);
- информацию о фактическом месте проживании;
- адрес личной электронной почты;
- приказ о назначения на должность;
- должностную инструкцию;
- справку о доходах в форме 2-НДФЛ;
- объяснения должностного лица;
- иную информацию и документы, которые могут иметь значение для рассмотрения дела.
Составление протокола об административном правонарушении по части 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ по вышеуказанному факту в отношении должностного лица -назначается на 24.06.2022 в 15 час. 30 мин., по адресу: ЯНАО, г. Салехард, ул. Губкина, 13, каб. 23 (зал заседаний).
В соответствии с частью 1 статьи 25.1. КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
В случае невозможности обеспечить явку на составление протокола об административном правонарушении должностным лицам необходимо уведомить об этом Ямало-Ненецкое УФАС России факс (34922) 3-47-08; e-mail: to89@fas.gov.ru).
Примечание: В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу от 24 мая 2022 г. N 089/06/33-444/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.05.2022