Комиссия Белгородского УФАС России по контролю в сфере закупок, созданная в соответствии с приказом Белгородского УФАС России от 17.05.2022 N 196 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок для рассмотрения жалобы ООО "МЕДЭКСМАТ" (далее - Комиссия), при участии представителей заказчика - ОГБУЗ "Белгородская областная клиническая больница Святителя Иоасафа", уполномоченного учреждения - ОГКУ "Центр закупок", заинтересованного лица - управления по регулированию контрактной системы в сфере закупок Белгородской области Мирошниковой Н.А. (по доверенности), в отсутствии представителя заявителя ООО "МЕДЭКСМАТ" (о месте и времени рассмотрения дела надлежаще уведомлено), рассмотрев материалы дела N 031/06/105-257/2022 по жалобе ООО "МЕДЭКСМАТ" на положения извещения о проведении запроса котировок в электронной форме на поставку медицинских изделий Оборудование для гемодиализа, ввод в эксплуатацию медицинского изделия, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинское изделие, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий (N закупки 0826500000922002703) (далее - Запрос котировок в электронной форме), проведя внеплановую проверку в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Белгородское УФАС России поступила жалоба ООО "МЕДЭКСМАТ" на положения извещения об осуществлении Запроса котировок в электронной форме.
Из жалобы следует, что среди аппаратов для гемодиализа, зарегистрированных на территории Российской Федерации, не существует оборудования с характеристиками, указанными заказчиком в Приложении N 1 "Описание объекта закупки" (далее - Техническое задание)
Кроме того, заявитель в жалобе указал, что установленные заказчиком в документации о закупке ненадлежащие требования к характеристикам поставляемого товара (оборудования) не могут быть обусловлены объективными потребностями заказчика.
Указанные обстоятельства, по мнению заявителя, приводят к ограничению количества участников закупки и нарушают требования статьи 8 Закона о контрактной системе.
В подтверждение своих доводов заявитель приложил к жалобе сравнительную таблицу, которая содержит анализ технических характеристик оборудования следующих производителей: аппарат для гемодиализа 5008S resenius Medical Care, Германия), аппарат для гемодиализа Dialog+ (B. Braun, Германия), аппарат для гемодиализа DBB-05 (Nikisso, Германия), аппарат Surdial Х (Nipro. Япония), аппарат Малахит (ООО "Завод Дизэт", Россия) на соответствие Техническому заданию.
По мнению заявителя, с целью устранения нарушений статьи 8 Закона о контрактной системе, заказчику необходимо из Технического задания убрать характеристики требуемого к поставке оборудования, изложенные в пунктах: 3.3. Пределы измерения давления, 3.6 Пределы измерения давления, 3.1.2. Размеры шприцев, 3.1.3. Скорость подачи, 3.1.4. Совместимость с универсальными артерио-венозными магистралями и бикарбонатными картриджами различных производителей, 4.1. Скорость потока диализата с шагом не менее 100 мл/мин.
Уполномоченное учреждение, заказчик не согласны с позицией заявителя, представили возражение на жалобу ООО "МЕДЭКСМАТ", просят признать жалобу необоснованной.
На заседании Комиссии представители уполномоченного учреждения и заказчик поддержали доводы, изложенные в своих возражениях, считают жалобу необоснованной.
Комиссия, рассмотрев жалобу ООО "МЕДЭКСМАТ", возражения уполномоченного учреждения и заказчика, заслушав доводы участвующих лиц, проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, приходит к следующим выводам.
На официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 06.05.2022 размещены извещение об осуществлении Запроса котировок в электронной форме и документы в электронной форме.
Объект закупки - поставка медицинских изделий Оборудование для гемодиализа, ввод в эксплуатацию медицинского изделия, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинское изделие, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий.
Начальная (максимальная) цена контракта - 22 320 000,00 рублей.
На момент рассмотрения жалобы контракт по результатам Запроса котировок в электронной форме не заключен.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В силу части 2 статьи 8 Федерального закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что извещение об осуществлении закупки должно содержать описание объекта закупки, сформированное в соответствии с положениями статьи 33 указанного Федерального закона.
В силу пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании объекта закупки должен руководствоваться, в том числе следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Таким образом, при осуществлении закупки заказчик обязан описать объект закупки в соответствии с нормами Закона о контрактной системе именно таким образом, чтобы участник закупки смог подать заявку на участие в торгах, соответствующую объективным и обоснованным требованиям Заказчика. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать требования к товару, так как Закон о контрактной системе не содержит норм, ограничивающих право заказчика включать в документацию об аукционе требования к объекту закупки, которые являются для него значимыми, а также норм, обязывающих заказчика устанавливать в документации, вопреки его потребностям, такие требования к характеристикам объекта закупки, которые соответствовали бы всем существующим видам товаров.
На заседании Комиссии представитель уполномоченного учреждения пояснил, что формирование описания объекта закупки осуществлялось заказчиком в целях достижения максимального результата при эксплуатации оборудования, с соблюдением принципов, закрепленных статьей 41 Конституции РФ и статьей 4 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N323), предусматривающих обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья, приоритет интересов пациента, доступность и качество при оказании медицинской помощи.
Также, при подготовке технического задания заказчик исходил из максимально полезных качеств существующих на рынке медицинских изделий, в целях надлежащего выполнения возложенных функций и задач, а так же эффективного расходования бюджетных средств.
При указанных обстоятельствах исключать из Технического задания оспариваемые позиции заказчику не представляется возможным.
Представитель заказчика также пояснил, что согласно части 4 статьи 38 Закона N323 на территории Российской Федерации разрешается обращение медицинских изделий, зарегистрированных в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 N 1416 утверждены Правила государственной регистрации медицинских изделий.
Согласно пункту 2 Правил государственной регистрации медицинских изделий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 N 1416 (далее - Правила), государственной регистрации подлежат любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой...".
Пунктом 6 указанных Правил урегулировано, что единственным документом, подтверждающим факт государственной регистрации медицинского изделия, является регистрационное удостоверение на медицинское изделие (далее - регистрационное удостоверение). Форма регистрационного удостоверения утверждается регистрирующим органом.
Кроме этого, в силу пункта 1 части 11 статьи 38 Закона N323, подпункта "а" пункта 7 Правил государственной регистрации медицинских изделий государственный реестр медицинских изделий и организаций (индивидуальных предпринимателей), осуществляющих производство и изготовление медицинских изделий содержит наименование медицинского изделия, в соответствии с которым он допущен к обращению на территории Российской Федерации.
Единственным органом, допускающим в обращение медицинское изделие на территории РФ, осуществляющим его государственную регистрацию является, согласно Пункту 3 Правил, Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения.
Согласно приказу Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения от 16.01.2013 года N 40-Пр/13 "Об утверждении формы регистрационного удостоверения на медицинское изделие" в регистрационном удостоверении содержится, в том числе информация о наименовании медицинского изделия (с указанием принадлежностей, необходимых для применения медицинского изделия по назначению).
Кроме того, заказчик указал, что на территории Российской Федерации зарегистрировано 23 аппарата для гемодиализа различных производителей, в том числе аппарат гемодиализный "СурдиалХ" (предложение к поставке содержит заявка участника закупки) и аппарат для гемодиализа Dialog+ (B. Braun, Германия), которые полностью соответствует требованиям заказчика.
В доказательство вышеуказанного обстоятельства представителем заказчика в материалы дела представлена копия письма от 20.05.2022 ООО "Кордим" (официальный дистрибьютор компании "Нипро Корпорейшн", Япония) с приложением - копией регистрационного приложения, в котором сообщается о соответствии технических характеристик аппарата гемодиализного "Сурдиал Х" для одного пациента (на одно диализное место), с принадлежностями, значениям, указанным заказчиком в извещении об осуществлении Запроса котировок в электронной форме.
Кроме того, заказчиком в материалы дела представлена копия письма ООО "ТРАСТ ФАРМА" (дилер компании "Б. Браун Авитум ИГ") исх.N 212 от 20.05.2022, в котором также сообщается о соответствии характеристик аппарата для гемодиализа Dialog+ (B. Braun, Германия) требованиям Технического задания.
Таким образом, к обороту на территории Российской Федерации допущены как минимум два аппарата для гемодиализа, которые полностью соответствуют требованиям заказчика.
Кроме того, при рассмотрении дела установлено, что заявителем анализ медицинского оборудования произведен без учета всех аппаратов для гемодиализа, разрешенных к обращению на территории Российской Федерации.
При этом анализ медицинского оборудования проводился на основании руководств по эксплуатации, размещенных в свободном доступе в сети интернет. Вместе с тем, заявителем не представлены в материалы дела доказательства, свидетельствующие об актуальности используемых с целью анализа оборудования соответствующих руководств по эксплуатации.
В соответствии с пунктом 3.33 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России N 727/14 от 19.11.2014, по результатам рассмотрения жалобы и проведения внеплановой проверки Комиссия принимает единое решение. Решение принимается Комиссией простым большинством голосов членов Комиссии, присутствовавших на заседании Комиссии, на основании документов и сведений, представленных на заседание Комиссии.
При указанных обстоятельствах доводы жалобы ООО "МЕДЭКСМАТ" не нашли своего подтверждения.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 99 и 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "МЕДЭКСМАТ" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области от 25 мая 2022 г. N 031/06/105-257/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.05.2022