Комиссия Белгородского УФАС России по контролю в сфере закупок, созданная в соответствии с приказом Белгородского УФАС России от 19.05.2022 N 203 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок для рассмотрения жалобы ИП Ступникова П.Д." (далее - Комиссия), в составе:
в присутствии представителя уполномоченного органа - администрации Белгородского района (по доверенности от 12.04.2022 N 50-291исх), представителя заявителя (по доверенности от 23.12.2021), рассмотрев материалы дела N 031/06/42-264/2022 по жалобе ИП Ступникова П.Д. на положения извещения при проведении Электронного аукциона на поставку арочных металлодетекторов (N закупки 0126300029122000425), проведя внеплановую проверку в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Белгородское УФАС России поступила жалоба ИП Ступникова П.Д. на положения извещения при проведении Электронного аукциона на поставку арочных металлодетекторов (N закупки 0126300029122000425) (далее - Электронный аукцион).
Из поступившей жалобы следует, что извещение об Электронном аукционе не соответствует требованиям Закона о контрактной системе. А именно:
1. Извещение об Электронном аукционе не содержит информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
2. Неверно определена начальная (максимальная) цена контракта (далее НМЦК).
Согласно, представленной заявителем справке в составе жалобы, цена товара, соответствующего предмету закупки, превышает НМЦК.
Уполномоченный орган представил возражение на жалобу ИП Ступникова П.Д., с доводами, изложенными в жалобе, не согласен, просит признать жалобу необоснованной.
Комиссия, рассмотрев жалобу ИП Ступникова П.Д., возражения уполномоченного органа, заслушав доводы присутствующих лиц, проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, приходит к следующим выводам.
На официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 06.05.2022 размещено извещение об осуществлении Электронного аукциона с приложениями.
Объект закупки - поставка арочных металлодетекторов.
Начальная (максимальная) цена контракта - 1 211 700,00 рублей.
На момент рассмотрения жалобы ИП Ступникова П.Д. контракт по результатам Электронного аукциона не заключен.
1. Пунктом 15 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее, в том числе информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
В соответствии с части 3 статью 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно части 4 статьи 14 Закона о контрактной системе Федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
Постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 878) утвержден Перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Перечень).
Для целей применения Постановления N 878 участнику закупки в составе заявки необходимо представить номер реестровой записи из единого реестра российской радиоэлектронной продукции, или номер реестровой записи из евразийского реестра промышленных товаров, или копию сертификата по форме СТ-1.
Пунктом 3 Постановления Правительства N 878 установлено, что при осуществлении закупок радиоэлектронной продукции, включенной в перечень, заказчик отклоняет все заявки, содержащие предложения о поставке радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), при условии, что на участие в закупке подана 1 (или более) удовлетворяющая требованиям извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" предусмотрена документация о закупке) заявка, содержащая предложение о поставке радиоэлектронной продукции, страной происхождения которой являются только государства - члены Евразийского экономического союза.
Приказом N 126н установлены условия допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, допускаемых на территорию Российской Федерации для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд, указанных в приложении к Приказу N 126н.
При рассмотрении дела Комиссией установлено, что извещение о проведении Электронного аукциона, объектом закупки которого является арочный металлодетектор, в соответствии с каталогом Товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд имеет код позиции 26.30.50.119 (приборы и аппаратура для систем охранной сигнализации прочие, не включенные в другие группировки), содержит ограничения установленные Постановлением N 878 и Приказом N 126н.
Положения пункта 3 Постановления N 878 не применялись в связи с тем, что на участие в аукционе не было подано ни одной заявки (окончательных предложений) удовлетворяющей условиям, указанным в пункте 3 Постановления N 878. В связи с этим у постоянно действующей аукционной (конкурсной) комиссии отсутствовали правовые основания для применения пункта 3 Постановления N 878.
Согласно пункту 1.6. Приказа N 126н подтверждением страны происхождения товаров, указанных в Приложении, является указание (декларирование) участником закупки в заявке в соответствии с Законом о контрактной системе наименования страны происхождения товара.
В пункте 4 письма Минфина России от 18.01.2019 N 24-01-07/2281 "О применении отдельных положений приказа Минфина России от 04.06.2018 N 126н "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд" указано, что декларированием страны происхождения товара является указание наименования его страны происхождения.
Таким образом, учитывая, что Приказом N 126н не установлены требования о представлении определенного документа в качестве подтверждения страны происхождения товара, указание участником закупки в заявке наименования страны происхождения товара является декларированием страны происхождения товара.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 20.05.2022 NИЭА1 для участия в аукционе было подано три заявки, две из которых были признаны соответствующими требованиям извещения об осуществлении аукциона.
Комиссия, рассмотрев материалы дела, а также изучив заявки участников закупки, полученных по запросу Белгородского УФАС России (исх. 3039/2 от 23.05.2022) от площадки ООО "РТС-тендер", пришла к выводу, что все участники закупки задекларировали в своих заявках наименование страны происхождения предлагаемого товара - Российская Федерация.
Таким образом, наличие сведений о товаре в едином реестре российской радиоэлектронной продукции не является исключительным подтверждением информации о стране его происхождения, и единственным источником информации, которым должна была руководствоваться аукционная комиссия, поскольку перечень товаров, включенных в Реестр, не является исчерпывающим в отношении товаров, произведенных на территории Российской Федерации. Внесение информации о продукции в Реестр российских товаров осуществляется производителями добровольно в заявительном порядке.
При указанных обстоятельствах, довод жалобы ИП Ступникова П.Д. является необоснованным.
Кроме того Комиссия отмечает, что в соответствии с пунктом 3.5. проекта Контракта приемка Товара осуществляется представителем Заказчика в присутствии представителя Поставщика в соответствии с наименованием, количеством и иными характеристиками поставляемого Товара, указанными в Спецификации (приложение N 1 к Контракту), а также другими условиями Контракта. Представитель Заказчика проводит проверку соответствия наименования, количества и иных характеристик поставляемого Товара, указанных в Спецификации (приложение N 1 к Контракту), сведениям, содержащимся в сопроводительных документах Поставщика.
В соответствии с пунктами 3.8. и 3.9. проекта Контракта уполномоченный представитель Заказчика проводит экспертизу Товара на соответствие требованиям, установленным Контрактом и предусмотренной им нормативной и технической документацией, и может принять мотивированный отказ от приемки, в котором указываются недостатки и сроки их устранения, либо согласно пункту 10.2. проекта Контракта расторгнуть Контракт по соглашению Сторон, по решению суда или в связи с односторонним отказом Стороны от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
2. Пунктом 2 части 2 ст. 42 Закона о контрактной системе установлено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать обоснование начальной (максимальной) цены контракта. Заказчик, осуществляющий деятельность на территории иностранного государства, также указывает информацию о валюте, используемой для определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, для оплаты поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги, и порядок применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуг.
В соответствии с частью 1 статьи 22 Закона о контрактной системе, начальная (максимальная) цена контракта определяется и обосновывается заказчиком посредством применения следующего метода или нескольких следующих методов:
1) метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка);
2) нормативный метод;
3) тарифный метод;
4) проектно-сметный метод;
Согласно части 5 статьи 22 Закона о контрактной системе, в целях применения метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) могут использоваться общедоступная информация о рыночных ценах товаров, работ, услуг в соответствии с частью 18 настоящей статьи, информация о ценах товаров, работ, услуг, полученная по запросу заказчика у поставщиков (подрядчиков, исполнителей), осуществляющих поставки идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, или при их отсутствии однородных товаров, работ, услуг (в случае получения такой информации заказчиком), а также информация, полученная в результате размещения запросов цен товаров, работ, услуг в единой информационной системе (в случае получения такой информации заказчиком).
В ходе заседания Комиссии, представитель уполномоченного органа пояснил, что при расчете начальной (максимальной) цены Контракта (НМЦК) Заказчиком применен метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) с использованием общедоступной информации о рыночных ценах на товары (работы, услуги), информации о ценах на товары (работы, услуги), полученной в том числе и по запросу заказчика у поставщиков (исполнителей, подрядчиков) осуществляющих поставки (оказание, выполнение) идентичных (однородных) товаров (работы, услуги) (коммерческие и ценовые предложения) в соответствии с частью 5 статьи 22 Закона о контрактной системе.
Заказчиком был произведен запрос цен товаров, работ, услуг у трёх поставщиков от 25.04.2022 N 50-11/05-143/1, в ответ были получены коммерческие предложения вх. N 5 от 28.04.2022, N 6 от 29.04.2022 и N 7 от 29.04.2022 (копии в материалы дела приложены).
Наименьшее коммерческое предложение НМЦК составляет: 1 211 700 (Один миллион двести одиннадцать тысяч семьсот) рублей 00 копеек.
Согласно части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг.
Исходя из сведений протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 20.05.2022 NИЭА1 для участия в аукционе было подано три заявки, что свидетельствует о готовности трёх участников исполнить контракт на объявленных условиях.
Таким образом, Заказчиком были соблюдены нормы законодательства о контрактной системе.
Учитывая вышеизложенное, довод жалобы ИП Ступникова П.Д. не нашёл своего подтверждения.
В соответствии с части 1 статьи 105 Закона о контрактной системе при проведении конкурентных способов, при осуществлении закупки товара у единственного поставщика в электронной форме на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 настоящего Федерального закона, участник закупки в соответствии с законодательством Российской Федерации имеет право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном главой 6 Закона о контрактной системе, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) субъекта (субъектов) контроля, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. При этом обжалование действий (бездействия) субъекта (субъектов) контроля в порядке, установленном настоящей главой, не является препятствием для обжалования таких действий (бездействия) в судебном порядке.
В соответствии с пунктом 3.33 "Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 г. N 727/14, Комиссия принимает решение на основании представленных документов и сведений.
Учитывая выше изложенное, руководствуясь статьями 99 и 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ИП Ступникова П.Д. необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии:
Члены Комиссии:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области от 24 мая 2022 г. N 031/06/42-264/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.05.2022