Комиссия Ленинградского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия, Комиссия Ленинградского УФАС) в составе:
по средствам использования системы видеоконференцсвязи во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 02.04.2020 N 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением коронавирусной инфекции",
рассмотрев направленное Заказчиком во исполнение требований статьи 104 Федерального закона от 05.04.2014 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон N44-ФЗ) обращение о включении сведений об Участнике в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - реестр недобросовестных поставщиков, РНП),
УСТАНОВИЛА:
В Ленинградское УФАС России поступила информация, изложенная в обращении Заказчика (вх. N 6055 от 16.05.2022), о включении сведений об ООО "Интенсивстрой" в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом от исполнения контракта.
Из материалов дела следует, что по результатам проведения электронного аукциона между Заказчиком и Участником 09.03.2021 был заключен контракт N 0345200004021000038_100902 на оказание услуг по проверке технического состояния и испытания электроустановки в перинатальном центре ГБУЗ ЛОКБ (далее - Контракт).
Цена заключенного Контракта составила: 77 586,40 рублей (при НМЦК 370 680,00 рублей).
Из обращения следует, что согласно решению Заказчика об одностороннем отказе от исполнения Контракта от 14.04.2022 (далее - решение), Контракт считается расторгнутым.
Комиссия Ленинградского УФАС в рассматриваемом деле считает необходимым выяснить и оценить все фактические обстоятельства дела в их совокупности и взаимосвязи.
Вместе с тем, Участник, уведомленный по электронной почте указанной в ЕИС, не предоставил никаких письменных пояснений, явку на заседание в формате видеоконференцсвязи не обеспечил, то есть Участник, уведомленный надлежащим образом, не отправил Комиссии Ленинградского УФАС документов с фактами своей добросовестности, исходя из чего, Комиссия считает, что Исполнитель представил тот пакет документов, которыми располагал и считал достаточным для принятия соответствующего решения по рассматриваемому делу.
Согласно части 1 статьи 104 Закона N 44-ФЗ ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
В реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов (часть 2 статьи 104 Закона N 44-ФЗ).
Согласно части 4 статьи 104 Закона N 44-ФЗ Заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков не позднее чем через три рабочих дня с даты признания в соответствии с настоящим Федеральным законом участника закупки уклонившимся от заключения контракта, расторжения контракта по основаниям, указанным в части 2 настоящей статьи.
В соответствии с частью 7 статьи 104 Закона N 44-ФЗ в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств (часть 9 статьи 95 Закона о контрактной системе), что было предусмотрено п. 7.4. Контракта.
Комиссия Ленинградского УФАС ознакомившись с Контрактом выявила, что в соответствии с п. 1.1. Исполнитель обязуется в установленный срок оказать Заказчику услуги по проверке технического состояния и испытания электроустановки в перинатальном центре ГБУЗ ЛОКБ (далее - Оборудование) (далее - услуги) (код ОКПД2- 33.14.11.000), в соответствии с требованиями, указанными в Техническом задании и Спецификации (Приложения N1 и N 2 к Контракту, являющимися неотъемлемой его частью), а Заказчик обязуется принять и оплатить надлежаще оказанные услуги.
Согласно Контракта:
- 1.2. Объем услуг и технические требования указаны в Техническом задании (Приложение N 1 к Контракту);
- 1.3. Место оказания услуг: 188300, Ленинградская область, город Гатчина, Красносельское шоссе, д.1а (перинатальный центр ГБУЗ ЛОКБ). (далее - Объект);
- 1.4. Срок оказания услуг: с момента заключения контракта в течение 30 (тридцати) дней.
Пунктом 7.1. установлено, что настоящий Контракт вступает в силу момента его подписания Сторонами и действует до 31 декабря 2021 года включительно, а в части взаиморасчетов и выполнения Исполнителем гарантийных обязательств - до полного исполнения Сторонами своих обязательств по Контракту.
Согласно Техническому заданию:
1. Перечень оборудования:
N |
Наименование оборудования |
Единицы измерения |
Количество |
1. |
Кабельная линия до 1 кВ |
линия |
2474 |
2. |
Выключатель с электромагнитным и тепловым расцепителем |
шт. |
248 |
3. |
Заземляющее устройство. |
контур |
6 |
4. |
Проверка цепи между заземлителями и заземляемыми элементами электрического и другого оборудования |
точка |
2474 |
2. Перечень оказываемых услуг:
N п/п |
Наименование |
Периодичность |
1 |
Визуальное обследование: Обследование внешнего и внутреннего состояния всего оборудования для приведения его в соответствие с требованиями и нормами. Идентификация наличия коррозии, окисления поверхности, утечек, нарушений правил безопасности использования электрооборудования, заземления оборудования, механического повреждения оборудования. |
1 раз в год |
2 |
Измерение сопротивления изоляции проводов, кабелей и обмоток эл. потребителей: Измерение и запись сопротивления изоляции при параметрах, установленных производителем или Требованиями ГОСТ, ПУЭ. Используется для приведения значений изоляции оборудования в соответствие с необходимыми значениями, что уменьшает риск возникновения пожаров, взрывов и поломок. |
1 раз в год |
3 |
Измерение переходных сопротивлений заземляемого (зануляемого электрооборудования: измерение переходного сопротивления в сети заземления (зануления), а также в соединениях корпусов токоприемников и аппаратов с заземляющими проводами. Измерение и запись сопротивления проводников, соединений и устройств позволяет уменьшить риск возникновения проблем с качеством электроэнергии, появления гармоник высокого уровня и проблем с безопасными условиями труда. |
1 раз в год |
4 |
Измерение заземляемого устройства: Согласно действующим правилам ПТЭЭП и ПУЭ в электроустановках с напряжением до и выше 1000В, для обеспечения электробезопасности должны быть выполнены заземляющие устройства и заземлено электрооборудование. Измерение сопротивления растекания тока заземляющего устройства. Проведение измерения и записи сопротивления проводников, соединений и устройств, с целью уменьшить риск возникновения проблем с качеством электроэнергии, появления гармоник высокого уровня и проблем с безопасными условиями труда. |
1 раз в год |
5 |
Замер сопротивления петли "фаза-нуль": Проводится измерение полного сопротивления, токов короткого замыкания с целью оценки срабатывания автоматического отключения питания. Позволяет предотвратить возникновение напряжения прикосновения при повреждении изоляции. |
1 раз в год |
6 |
Проверка автоматических выключателей |
1 раз в год |
7 |
Проверка устройств защитного отключения |
1 раз в год |
8 |
Актуализация однолинейных схем электроснабжения |
1 раз в год |
9 |
Подготовка технического отчета: Проведение анализа полученной при обследовании информации, сопоставление ее с ГОСТ, ПУЭ, подготовка детального отчета о проведенном обследовании с описанием выявленных дефектов и рекомендациями по их устранению. |
1 раз в год |
Таким образом, Комиссия Ленинградского УФАС усматривает, что стороны изначально знали о всех объемах, сроках, количестве и качеству предъявляемым к поставке товара, которая должна соответствовать требованиям установленным действующим Контрактом и приложений к нему.
Из материалов дела следует, что решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контрактов было принято 14.04.2022 в связи с тем, что Участник оказание услуг вообще не осуществил.
Из материалов дела следует, что Контракт заключен 09.03.2021.
В соответствии с п.4.2 Контракта Исполнитель со дня подписания Контракта назначает ответственного представителя для координации, организации и сдачи услуг Заказчику.
Согласно п. 7.5 Технического задания к Контракту Исполнитель до начала оказания услуг должен представить Заказчику в письменном виде сопроводительное письмо с указанием цели командировки работников, а также:
1) перечень электротехнического персонала, командируемого на объект с указанием ФИО. прав, подтверждением группы по электробезопасности, номера документа, удостоверяющего личность, должности и профессии каждого командируемого лица. К перечню необходимо приложить копии документов об обучении и допуске к работе (копии аттестаций, допусков и удостоверений).
2) заверенные руководителем копии приказов о назначении ответственных лиц (включая ответственного за охрану труда, пожарную безопасность, соблюдение норм санитарно- эпидемиологического режима на объекте, с обязательным наличием соответствующего обучения и аттестаций - по пожарному минимуму, охране труда, промышленной безопасности и т.д.);
3) номера автомашин, подвозящих материалы, оборудование и др. грузы, необходимые для оказания услуг.
Согласно п.7.7 Технического задания к Контракту материалы, используемые для оказания услуг, должны быть разрешены для применения в учреждениях здравоохранения, иметь сертификаты качества или соответствия.
Документы, которые отвечают стандартным требованиям, были получены Заказчиком по электронной почте только 30.032021.
05.04.2021 Участник направил Заказчику письмо о приостановке работ с указанием что:
- Участнику проводить испытания повышенным напряжением (1000В или 2500В) проводов и кабелей, в том числе на этажах, где находятся пациенты;
- На объекте отсутствует исполнительная документация;
- При пересчёте объёмов по измерению сопротивления изоляции выяснилось существенное несоответствие Контракту: из 2474 линий согласно контракту на объекте не более 1400 линий.
08.04.2021 Заказчик направил Участнику письмо N8121/35 о том, что оснований для приостановки оказания услуг не имеется, поскольку:
- Испытания в помещениях, в которых находятся пациенты и (или) медперсонал, будут проводиться в их отсутствие по согласованию с Заказчиком в указанное время.
Кроме того, регламентом испытаний кабельных линий 04 кВ определено использование мегомметров на 1000 В и не разрешается на 2500 В.
- Вся исполнительная документация, необходимая для выполнения работ, определённых Контрактом, у Заказчика имеется. Необходимо прислать перечень требуемой Исполнителю документации и она будет предоставлена.
- При пересчёте объёмов Обществом не были учтены кабельные линии от шкафов управления до самого технологического оборудования (насосов, вентиляторов, чиллеров и др.) Поэтому расчёт Исполнителя по количеству линий некорректный.
На основании чего, в письме Заказчик указывает, что нуждается в услугах, предусмотренных Контрактом, вопрос о расторжении Контракта по соглашению сторон или приостановке не рассматривается, а Обществу следует незамедлительно приступить к исполнению своих обязательств по Контракту.
Из материалов дела следует, что ответа на вышеуказанное письмо от Участника не поступало.
23.12.2021 Заказчик направил в адрес Участника Претензию N 01.19/4244 о необходимости исполнить обязательства.
Из материалов дела следует, что Общество никак не отреагировало на Претензию.
14.04.2022 Заказчик направил в адрес Участника Претензию N 01.19/1228 в которой повторно просил исполнить обязательства.
Из материалов дела следует, что Общество никак не отреагировало на Претензию.
Поскольку услуги не были оказаны, Исполнитель не реагировал на претензии, Заказчик 14.04.2022 принял решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
Также из текста обращения Заказчика следует, что в установленный срок, Участник не устранил причины принятия одностороннего отказа, услуги так и не начинались оказываться, Исполнитель не реагирует ни на телефонные звонки, ни на письма, действия (бездействия) Исполнителя создают угрозу нормального функционирования Заказчика в 2021-2022 годах, поскольку у Заказчика могут быть проблемы с работой электроустановки.
В силу части 13 статьи 95 Закона N 44-ФЗ решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с частью 14 статьи 95 Закона N 44-ФЗ заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи.
Комиссией установлено, что решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта принято Заказчиком, размешено на официальном сайте в единой информационной системе, направлено Участнику Почтой России, а также электронной почтой.
Согласно части 10 статьи 104 Закона о контрактной системе Правительством Российской Федерации устанавливается порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 утверждены Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Правила).
Правилами установлено, что уполномоченный орган по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона (пп. б п. 13 Правил).
Комиссии не представлено доказательств добросовестного поведения Участника, а в виду его отсутствия на заседании Комиссии, Управлению не представлено документов, которые могли бы подтверждать позицию о невозможности исполнить Контракт и о том, что Участник стремился выполнить обязательства.
Согласно нормам действующего законодательства РФ и заключенному Контракту услуги должны оказываться в соответствии с согласованным и утвержденным Техническим заданием.
В соответствии со статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность.
Согласно статьи 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
В соответствии с частью 3 статьи 401 ГК РФ непреодолимой силой признаются чрезвычайные и непредотвратимые при данных условиях обстоятельства.
Согласно пункту 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2016 г. N 7, не могут быть признаны непреодолимой силой обстоятельства, наступление которых зависело от воли или действий стороны обязательства, например, отсутствие у должника необходимых денежных средств, нарушение обязательств его контрагентами, неправомерные действия его представителей.
Весь объем и сроки оказания услуг были изначально известны Участнику, следовательно, неисполнение обязательств связанно с надлежащей степенью заботливости и осмотрительности Участника.
Комиссия Ленинградского УФАС отмечает, что гражданско-правовые отношения Участника с другими лицами (завод-производитель, субподрядчиками и т.д.) не должны оказывать влияние на обязательства Исполнителя в рамках заключенного Контракта с государственным органом при расходовании бюджетных средств и не является основанием для неисполнения обязательств.
На единственное письмо Общества о приостановке работ, Заказчик написал ответ о том, что упомянутые в нем сложности не препятствуют исполнять обязательства, поскольку осмотр линий может быть осуществлен в отсутствии пациентов, вся исполнительная документация имеется у Заказчика, а пересчет объемов произведен Участником неверно (без учета имеющихся линий и мощностей), в последующем Заказчик выставлял дополнительный срок для исполнения обязательств, однако Участник ни на одну претензию не реагировал, при принятии решения об одностороннем отказе также не связывался с Заказчиком.
Фактически в настоящем деле, Участник после заявленной им в письме приостановки, перестал выходить на связи, никак не письма не отправлял, на объекте отсутсвовал.
При применении Комиссией такой меры как включение в реестр недобросовестных поставщиков, необходимо оценить соразмерность применяемых санкций существу совершенных Участником действий (бездействия) и возможными для Исполнителя последствиями.
В рассматриваемом деле, действия (бездействия) Участника привели к тому, что услуги вообще не оказаны Заказчику.
Таким образом, Заказчику, нуждающемуся в проверке линий электроустановки, нанесен значительный ущерб, выраженный в создании угрозы нормального функционирования, поскольку данная установка обеспечивает электричеством перинатальный центр Заказчика, бесперебойность работы которой не подлежит сомнению, исходя из специфики отделения учреждения, кроме того Заказчику необходимо формировать новую электронную процедуру, новых согласований как по выделению бюджетных средств, так и по выполнению утвержденного плана-графика.
То есть, Комиссия приходит к выводу, что Заказчик в значительной степени лишился того, на что рассчитывал при заключении Контракта.
При таких обстоятельствах Комиссия Ленинградского УФАС, с учетом всех фактов и доказательств, усматривает в действиях Участника признаки недобросовестности, выраженные в действиях (бездействии) по исполнению возложенных на себя обязательств в рамках заключенного Контракта.
Учитывая изложенное, в рассматриваемом случае, фактические обстоятельства дела указывают на наличие оснований для включения сведений об Участнике в реестр недобросовестных поставщиков.
Руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
Включить сведения об ООО "Интенсивстрой" в реестр недобросовестных поставщиков.
Настоящее решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в судебном порядке в установленные законом сроки.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 23 мая 2022 г. N 047/06/104-1299/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.05.2022