Инспекция Ленинградского УФАС России по осуществлению внеплановых проверок (далее - Инспекция) в составе:
с участием в заседании представителей по доверенностям:
от Заказчика - Государственное казенное учреждение ленинградской области "Оператор "Электронного правительства":
от Уполномоченного органа - Комитет государственного заказа Ленинградской области:
от представителя Заявителя - ООО Строительный комплекс, Савинов Г.О.
по информации, поступившей в Ленинградское УФАС России, на основании приказа руководителя управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области N 130 от 04.04.2022 (далее - Приказ) и в соответствии с пп. "б" п. 1 ч. 3 ст. 99 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений" в целях контроля соблюдения требований Закона о контрактной системе провела внеплановую камеральную проверку.
В ходе проведения внеплановой проверки Инспекция
УСТАНОВИЛА:
19.04.2022 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - ЕИС) по адресу: www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) размещено извещение N 0145200000422000434 об электронном аукционе на выполнение работ по развитию государственной информационной системы "Региональный кадастр отходов Ленинградской области".
В силу части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Часть 1 статьи 8 Закона о контрактной системе гласит, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
При этом в соответствии с частью 2 указанной статьи конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
При этом в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при составлении описания объекта закупки должен использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Инспекцией установлено, что согласно положениям извещения об осуществлении закупки фактическое исполнение обязательств по контракту установлено Заказчиком в зависимость от волеизъявления третьего лица.
В ответе на запрос N1 Заказчик указал следующее:
"5. В части подсистемы "Кадастр отходов" государственной информационной системы "Региональный кадастр отходов Ленинградской области" и подсистемы "Моделирование и прогнозирование" правообладателем с неисключительными правами является государственное казенное учреждение Ленинградской области "Оператор "электронного правительства" (ГКУ ЛО "ОЭП"). Выполнение работ по развитию невозможно без привлечения обладателя исключительных прав ООО "Большая тройка".
"6. ГКУ ЛО "ОЭП" принадлежат неисключительные права на систему на основании:
- Лицензионного договора,
- Акта приема-передачи неисключительных прав на программное обеспечение к лицензионному договору.
В соответствии с Лицензионным договором, Заказчик имеет право на: "адаптацию программного обеспечения встроенными в него средствами исключительно для собственных нужд", но не имеет права на "обратное" проектирование, вскрытие технологии, декомпиляцию и дизассемблирование, а также разработку произвольных модулей, подсистем и других систем с использованием программного обеспечения, за исключением случаев, прямо предусмотренных законом". Исполнитель самостоятельно приобретает права в ООО "Большая тройка".
В части модуля "Мониторинг транспортных средств" подсистемы "Контроль перевозок отходов на территории Ленинградской области" исключительные права принадлежат Заказчику".
Таким образом, исполнение обязательств Исполнителем по контракту ставится в зависимость от волеизъявления ООО "Большая тройка", которое может отказать в предоставлении необходимых прав или предложить неприемлемые условия.
Отказ в предоставлении прав будет означать неисполнение контракта Исполнителем, расторжение Заказчиком контракта в одностороннем порядке, взыскание штрафных санкций и направление сведений об Исполнителе для включения в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Такие условия могут привести к ограничению числа участников закупки, так как никто кроме лица, которому ООО "Большая тройка" предоставит необходимые права, не сможет исполнить контракт.
Инспекцией также установлено, что условия проекта контракта противоречат типовым условиям контрактов на выполнение работ по созданию и (или) развитию (модернизации) государственных (муниципальных) и (или) иных информационных систем, утвержденным приказом Министерства Цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 17.12.2020 N715 (далее - Типовые условия).
В п. 4.1 Типовых условий указано:
"4.1. Исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности, в том числе, но не исключая: изобретения, полезные модели, промышленные образцы, программы для электронных вычислительных машин, базы данных, топологии интегральных микросхем, а также исключительные права на результаты работ, включая объекты авторских прав и потенциально патентоспособные технические решения, секреты производства (ноу-хау), созданные в рамках Контракта, принадлежат в лице заказчика:
вариант 1: Российской Федерации;
вариант 2: субъекту Российской Федерации;
вариант 3: муниципальному образованию.
В разделе 7 проекта контракта указано:
"7.1. Исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности, в том числе, но не исключая: изобретения, полезные модели, промышленные образцы, программы для электронных вычислительных машин, базы данных, топологии интегральных микросхем, а также исключительные права на результаты работ, включая объекты авторских прав и потенциально патентоспособные технические решения, секреты производства (ноу-хау), созданные в рамках Контракта, принадлежат в лице Заказчика субъекту Российской Федерации.
7.2. Субъектом Российской Федерации, которому в лице Заказчика, принадлежат права на Систему, является - Ленинградская область".
В приложении N5 "АКТ N о передаче исключительных прав на
использование программного обеспечения (ФОРМА)" к государственному контракту указано следующее:
"1. С даты подписания Сторонами настоящего Акта Исполнитель передает, а Заказчик принимает исключительное право на использование программного обеспечения по условиям Государственного контракта N____________от___ г., указанным в нижеприведенной таблице:
N п/п |
Наименование программного обеспечения |
Кол-во |
|
|
|
|
|
|
2. Исполнитель гарантирует, что имеет все правомочия на передачу прав.
3. Полученные по настоящему Акту права действуют на территории Российской Федерации в течение 1 (Одного) года".
Инспекция на основании изложенного, в соответствии со статьей 99 Закона о контрактной системе, Приказа
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе;
2. Выдать Заказчику предписание об устранении выявленных нарушений путем отмены протоколов, составленных в ходе осуществления закупки, внесения изменений в извещение об осуществлении закупки;
3. Передать уполномоченному должностному лицу Ленинградского УФАС России материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 23 мая 2022 г. N 047/06/99-1324/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.05.2022