Инспекция Ленинградского УФАС России по осуществлению внеплановых проверок (далее - Инспекция) в составе:
без вызова сторон,
по информации, поступившей в Ленинградское УФАС России (жалоба ООО "Мирный-55"), на основании приказа руководителя управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области N 130 от 04.04.2022 (далее - Приказ) и в соответствии с пп. "б" п. 1 ч. 3 ст. 99 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений" в целях контроля соблюдения требований Закона о контрактной системе провела внеплановую камеральную проверку при проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение проектно-изыскательских работ по реновации МБДОУ "Детский сад N3 г. Выборга" по адресу: г. Выборг, улица Морская набережная, д.11.
В ходе проведения внеплановой проверки Инспекция
УСТАНОВИЛА:
29.04.2022 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - ЕИС) по адресу: www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) размещено извещение N 0845300015022000261 о проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение проектно-изыскательских работ по реновации МБДОУ "Детский сад N3 г. Выборга" по адресу: г. Выборг, улица Морская набережная, д.11.
В силу части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Часть 1 статьи 8 Закона о контрактной системе гласит, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
При этом в соответствии с частью 2 указанной статьи конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором (часть 1 статьи 59 Закона о контрактной системе).
При этом в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при составлении описания объекта закупки должен использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В ходе внеплановой проверки данной закупки, выявлено следующее:
Согласно приложению к извещению о проведении открытого конкурса в электронной форме содержатся следующие требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке:
"б) документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона N44-ФЗ: требование установлено частью 4 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ (далее - ГрК РФ):
выписка из реестра членов саморегулируемой организации в области архитектурно-строительного проектирования, выданных по форме, утвержденной Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзора) от 04.03.2019 N 86 "Об утверждении формы выписки из реестра членов саморегулируемой организации".
Цена, предложенная участником торгов, не может быть выше уровня ответственности участника в соответствии со взносами в компенсационный фонд возмещения вреда и в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств, указанных в выписке из реестра членов СРО (ч.10 и 11 ст.55.16 ГрК РФ)".
Инспекция считает, что положение: "Цена, предложенная участником торгов, не может быть выше уровня ответственности участника в соответствии со взносами в компенсационный фонд возмещения вреда и в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств, указанных в выписке из реестра членов СРО" является неправомерным, так как наличие уровня ответственности участника закупки в компенсационном фонде, который должен быть не менее, чем его предложение о цене контракта, необоснованно и может ограничивать количество потенциальных участников.
Согласно судебной практике, к примеру, Определение Верховного Суда РФ от 21.03.2019 N 305-КГ18-26008 по делу N А40-27939/2018, или Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа по делу N А45-33422/2018 в котором указано: "Отсутствие компенсационного фонда у участника закупки в момент подачи заявок и их рассмотрения не имеет принципиального значения, если к моменту заключения договора победитель конкурентной процедуры внес денежные средства в компенсационный фонд и получил право на заключение соответствующего договора".
Таким образом, Инспекция пришла к выводу, что в действиях Заказчика усматривается нарушение пункта 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе в части установления ненадлежащего порядка оценки заявок участников открытого конкурса в электронной форме.
Таким образом, Инструкция не содержит надлежащий порядок заполнения заявки, а отсутствие определений (смысловых значений) терминов свидетельствует о неправомерности установления требований к участникам закупки, что указывает на нарушение пункта 1 части 2 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Инспекция на основании изложенного, в соответствии со статьей 99 Закона о контрактной системе, Приказа
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях Заказчиков нарушение пункта 1 части 2 статьи 64 Закона о контрактной системе;
2. Выдать Заказчикам предписание об устранении выявленных нарушений путем отмены протоколов, составленных в ходе осуществления закупки, внесения изменений в извещение, при наличии возможности исполнения предписания (если контракты не заключены);
3. Передать уполномоченному должностному лицу Ленинградского УФАС России материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 23 мая 2022 г. N 047/06/99-1360/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.05.2022