Резолютивная часть решения объявлена 18.05.2022 г.
Решение в полном объеме изготовлено 23.05.2022 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва (далее - Тывинское УФАС России) по контролю в сфере закупок в составе:
Председательствующий Комиссии: "_" - заместитель руководителя управления - начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти,
Члены Комиссии:
"_" - ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;
"_" - специалист I разряда отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти.
При участии в рассмотрении обращения путем использования сеанса видеоконференцсвязи "TrueConf":
от государственного заказчика - Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Тыва (далее - УФСИН России по Республике Тыва, государственный заказчик):
- "_" действующая на основании доверенности от 17.03.2020 года N 18/ТО/5-2113,
от индивидуального предпринимателя "_" (далее - ИП "_"):
- "_" действующий на основании доверенности от 19.01.2022 года N 1,
рассмотрев обращение (вх. N 1941 от 11.05.2022 года) УФСИН России по Республике Тыва о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений в отношении ИП "_" (667000, Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Ооржака Лопсанчапа, д. 40, кв. 16, ИНН: 170103115586, ОГРНИП: 319171900009021, дата присвоения ОГРНИП 29.05.2019), в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения государственного контракта N 395 от 27.12.2021 года, заключенного по итогам электронного аукциона N 0312100003621000098 "Поставка угля", Комиссия Тывинского УФАС России,
УСТАНОВИЛА:
Обращение подготовлено в соответствии с требованиями статьи 104 Закона о контрактной системе и Постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 года N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)", в связи с чем принято к рассмотрению.
Кроме того, на основании приказа Тывинского УФАС России от 12.05.2022 года N 136 в соответствии с пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе назначено проведение внеплановой документарной проверки электронного аукциона N 0312100003621000098.
17.05.2022 в ходе заседания Комиссии Тывинского УФАС России объявлен перерыв до 18.05.2022 года 16 часов 30 минут в связи с поступившим ходатайством представителя "_" об отложении рассмотрения обращения на более поздний срок (вх. N 2028 от 17.05.2022 года), с направлением соответствующего уведомления об обвяленном перерыве (исх. N 5-1858 от 17.05.2022 года).
Тывинским УФАС России в адрес государственного заказчика, оператора электронной торговой площадки и ИП "_" были направлены уведомления о месте и времени рассмотрения обращения. Кроме того, информация о дате и времени рассмотрения обращения была размещена в Единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС).
В ходе заседания Комиссии Тывинского УФАС России представитель государственного заказчика поддержала доводы, изложенные в обращении.
Представитель ИП "_" поддержал письменное объяснение (вх. N 2027 от 17.05.2022 года), а также пояснил, что решение государственного заказчика от 01.03.2022 года об одностороннем отказе от исполнения контракта N 395 от 27.12.2022 года предпринимателем не было получено, нарушение сроков исполнения контракта произошло по причине ограничения отгрузки угля ООО "ТГРК" физическим лицам.
Рассмотрев обращение и иные материалы дела N 017/06/104-49/2022, а также выслушав пояснения лиц, участвующих в рассмотрении дела, Комиссия Тывинского УФАС России приходит к следующему.
Государственным заказчиком - УФСИН России по Республике Тыва в ЕИС 03.12.2021 года размещено извещение о проведении аукциона в электронной форме N 0312100003621000098 "Поставка угля", начальная (максимальная) цена контракта: 3 727 500,00 рублей.
Согласно протоколу проведения электронного аукциона N 0312100003621000098 от 14.12.2021 года до окончания срока подачи заявок поступило 4 заявки со следующими ценовыми предложениями:
Идентификационный номер заявки |
Предложенная цена |
Вид аукциона |
Идентификационный номер заявки |
Предложенная цена |
Вид аукциона |
111059196 |
2 516 062,50 руб. |
понижение |
111112878 |
2 534 700,00 руб. |
понижение |
111095643 |
2 721 075,00 руб. |
понижение |
111055109 |
(нет) |
понижение |
В соответствии с протоколом подведения итогов электронного аукциона N 0312100003621000098 от 14.12.2021 года заявки 3-х участников закупки признаны соответствующими требованиям законодательства о контрактной системы и аукционной документации, победителем признан участник закупки N 111059196 (ИП "_").
27.12.2021 года между УФСИН России по Республике Тыва и ИП "_" заключен государственный контракт N 395 "Поставка угля".
Частью 8 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В силу части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В пункте 13.3 государственного контракта N 395 от 27.12.2021 года предусмотрено, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Порядок расторжения контракта предусмотрен статьей 95 Закона о контрактной системе.
При этом, Федеральным законом от 02.07.2021 года N 360-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее Закон N 360-ФЗ) внесены изменения в Закон о контрактной системе вступившие в силу с 01.01.2022 года.
Так, в соответствии с частью 6 статьи 8 Закона N 360-ФЗ с 1 января до 1 июля 2022 года:
1) положения частей 12.1 и 14.1, пункта 1 части 17.2, частей 20.1 и 22.1 статьи 95 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в редакции настоящего Федерального закона) не применяются;
2) заключение контракта в случае, предусмотренном частью 17.1 статьи 95 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в редакции настоящего Федерального закона), осуществляется в порядке, установленном пунктом 2 части 17.2 указанной статьи;
3) в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 статьи 95 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения открытого конкурса в электронной форме, открытого аукциона в электронной форме, запроса котировок в электронной форме, закупки товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в редакции настоящего Федерального закона) (далее также - электронные процедуры), закрытого конкурса в электронной форме, закрытого аукциона в электронной форме (далее также - закрытые электронные процедуры), заказчик:
а) направляет такое решение поставщику (подрядчику, исполнителю) в порядке, установленном частью 12.2 статьи 95 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в редакции настоящего Федерального закона);
б) не позднее дня направления решения (в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта) размещает такое решение в единой информационной системе в сфере закупок по правилам, действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона;
в) в случае неполучения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, направленного в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта, либо информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, датой надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта считается день по истечении пятнадцати дней, считая с даты размещения в единой информационной системе в сфере закупок решения в соответствии с подпунктом "б" настоящего пункта;
4) в случае принятия поставщиком (подрядчиком, исполнителем) предусмотренного частью 19 статьи 95 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур, поставщик (подрядчик, исполнитель) направляет такое решение заказчику в порядке, установленном частью 20.2 статьи 95 указанного Федерального закона (в редакции настоящего Федерального закона).
Частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта (часть 14 статьи 95 Закона о контрактной системе).
Следовательно, у подрядчика в течение десяти дней с даты надлежащего уведомления о принятом решении есть возможность устранить нарушения условий по контракту и предпринять действия по его исполнению.
Как следует из представленных в материалы дела документов, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта N 395 от 27.12.2021 года принято 01.04.2022 года и в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе размещено в ЕИС в разделе "Дополнительная информация о закупках, контрактах" 01.04.2022 года. Кроме того, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта N 395 от 27.12.2021 года направлено в адрес ИП "_" посредством услуг почтовой связи АО "Почта России" заказным письмом с уведомлением о вручении (номер почтового отправления 66700568009106), которое возвращено обратно заказчику.
Следовательно, датой вступления указанного решения в силу в соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе, статьей 191 Гражданского кодекса Российской Федерации, при отсутствии со стороны ИП "_" действий, направленных на устранение выявленных нарушений при исполнении государственного контракта N 395 от 27.12.2021 года, является 27.04.2022 года, то есть день следующей за днем истечение десятидневного срока.
В соответствии с частью 1 статьи 104 Закона о контрактной системе ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
В силу части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Согласно части 4 статьи 104 Закона о контрактной системе заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков не позднее чем через три рабочих дня с даты признания в соответствии с настоящим Федеральным законом участника закупки уклонившимся от заключения контракта, расторжения контракта по основаниям, указанным в части 2 настоящей статьи.
В соответствии с частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.
Таким образом, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков является мерой государственного принуждения, применяемой к лицу, совершившему правонарушение, влекущей возложение на него неблагоприятных последствий (невозможность участвовать в закупках), то есть, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков является, фактически, мерой юридической ответственности, влекущей за собой негативные последствия - наличие в свободном доступе информации о лице как о ненадежном поставщике (исполнителе, подрядчике), ненадлежащим образом исполнившим принятое на себя обязательство и, как следствие подрыв деловой репутации.
Следовательно, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия), в том числе нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
В свою очередь, ни Закон о контрактной системе, ни Правила, не содержат безусловной обязанности федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок включать представленные заказчиком сведения о поставщике (исполнителе, подрядчике) в реестр недобросовестных поставщиков без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Таким образом, при рассмотрении вопроса о включении в реестр недобросовестных поставщиков федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок не должен ограничиваться формальным установлением факта нарушения Закона о контрактной системе, а обязан всесторонне исследовать все обстоятельства дела, дав оценку существенности нарушения, степени вины участника, ущербу, нанесенному заказчику.
При этом, необходимо различать неисполнение контракта, как нарушение гражданско-правовых обязательств в результате обычной хозяйственной деятельности, от нарушений гражданско-правовых обязательств в результате недобросовестного поведения поставщика (подрядчика, исполнителя), злоупотребления им правами.
В соответствии с пунктом 15 Правил орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Как следует из материалов дела и установлено Комиссией Тывинского УФАС России, основанием для принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта N 395 от 27.12.2021 года является не поставка угля не в полном объеме по заключенному государственному контракту N 395 от 27.12.2021 года.
Статьей 309 ГК РФ установлено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Согласно пункту 1.1 государственного контракта N 395 от 27.12.2021 года поставщик обязуется поставить грузополучателю Государственного заказчика уголь (далее - товар) по адресу, цене, в ассортименте, количестве и в сроки, предусмотренные Спецификацией (приложение N 1), в соответствии с характеристикой предусмотренной приложением N 2 к Контракту, а Государственный заказчик обязуется обеспечить приемку и оплату товара согласно условиям Контракта.
Приложением N 2 к Контракту N 395 от 27.12.2021 года определен следующий порядок поставки:
N п/п |
Грузополучатель, адрес доставки |
Сроки поставки |
Всего, тонн |
|
с 11.01.2022 по 25.01.2022 |
с 26.01.2022 по 25.02.2022 |
|||
1 |
ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Тыва, г. Кызыл, ул. Догээ-Баары, 1 |
300,00 |
300,00 |
600,00 |
2 |
ФКУ ЛИУ-2 УФСИН России по Республике Тыва, г. Кызыл, ул. Ровенская, 38 |
182,5 |
182,5 |
365,00 |
3 |
ФКУ КП-3 УФСИН России по Республике Тыва, г. Кызыл, ул. Калинина, 140 |
50,00 |
50,00 |
100,00 |
Итого: |
532,5 |
532,5 |
1065,00 |
При этом, как следует из представленных в материалы дела документов со стороны ИП "_" предпринимались меры по надлежащему исполнения условий контракта, как в период срока исполнения контракта, так и по завершению его срока.
Так, УФСИН России по Республике Тыва представило в материалы дела письмо о напоминании поставки угля согласно графику за исх. N 18/ТО/27-11434, претензии по государственному контракту N 395 от 27.12.2021 года N 18/ТО/27-892 от 02.01.2022 года, N 18/ТО/27-1857 от 04.03.2022 года и скриншоты переписки с электронной почты с ИП "_"
Со стороны ИП "_" представлены в материалы дела заявление в ООО "ТГРК" от 17.02.2022 года и от 01.03.2022 года, письмо заказчику о сложившейся ситуации от 16.03.2022 года (вх. N 4068 от 17.03.2022 года), запросы о наличии угля в ООО УК "КемУглеСбыт" от 02.03.2022 года, в ООО "РуТЭК" от 04.03.2022 года, в ООО "Улугхемуголь" от 05.03.2022 года, в ООО "МСК БЕТОН" от 06.03.2022 года, ответ на запрос от ООО "МСК БЕТОН", договор поставки N 22Э/144 от 22.03.2022 года заключенный с ООО "МСК БЕТОН" для исполнения государственного контракта N 395 от 27.12.2021 года, счет-фактуры N 04 от 14.01.2022 года, N 02 от 17.01.2022 года, N 05 от 18.01.2022 года, N 06 от 20.01.2022 года, N 07 от 21.01.2022 года, платежные поручения от 04.02.2022 года N 658784, N 658785, N 658786, N 658803, от 07.02.2022 года N 666374.
При таких обстоятельствах, с учетом имеющихся в материалах дела документов, действий сторон контракта, Комиссия Тывинского УФАС России приходит к выводу, что несоответствующее исполнение обязательств по контракту в рассматриваемом случае не является безусловным основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков, также материалами дела не подтверждается факт совершения поставщиком недобросовестных действий по умышленному уклонению от исполнения обязательств по контракту как то понимается в статье 10 Гражданского кодекса РФ, и которая запрещает осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом), поскольку материалы дела не содержат доказательств, что ИП "_" осуществлял свои гражданские права связанные с исполнением контракта исключительно с намерением причинить вред Заказчику, либо действовало в обход закона с противоправной целью, либо заведомо недобросовестно осуществлял гражданские права (злоупотребление правом).
На основании вышеизложенного, Комиссия Тывинского УФАС России, руководствуясь статьями 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 года N 1078,
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Управлением Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Тыва в отношении индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства "_" (667000, Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Ооржака Лопсанчапа, д. 40, кв. 16, ИНН: 170103115586, ОГРНИП: 319171900009021, дата присвоения ОГРНИП 29.05.2019), в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения государственного контракта N 395 от 27.12.2021 года, заключенного по итогам электронного аукциона N 0312100003621000098 "Поставка угля", в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Председательствующий Комиссии "_"
Члены Комиссии "_"
"_"
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва от 23 мая 2022 г. N 017/06/104-49/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.05.2022