Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чеченской Республике по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия, Чеченское УФАС России) в составе:
Председатель Комиссии:
Эдылханов Б.Д. - заместитель руководителя управления;
Члены Комиссии:
Саралиев М.Х. - начальник отдела контроля органов власти и закупок;
Исаев У.В. - начальник отдела контроля антимонопольного и рекламного законодательства,
в присутствии представителя Заказчика: Закаев А.Р. начальник отдела по осуществлению закупок,
в присутствии представителя Участника закупки (посредством видеоконференцсвязи): Филимонов Д.А. по доверенности от 25.05.2022,
рассмотрев обращение Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Чеченской Республике о включении в Реестр недобросовестных поставщиков сведений об Обществе с ограниченной ответственностью "СФЕРА" (ИНН 7100007651), уклонившимся от заключения контракта,
УСТАНОВИЛА:
В Чеченское УФАС России в соответствии с требованиями части 4 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон "О контрактной системе") поступило обращение Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Чеченской Республике о включении информации об участнике закупки - Обществе с ограниченной ответственностью "СФЕРА" (ИНН 7100007651) в реестр недобросовестных поставщиков, уклонившимся от заключения контракта по результатам проведенного электронного аукциона на техническое обслуживание и регламентно-профилактический ремонт трансформаторных подстанций, на начальную (максимальную) цену контракта 900 000,00 рублей (номер извещения 0294100000222000024).
В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 11.05.2022 NИЭА1 победителем электронного аукциона на техническое обслуживание и регламентно-профилактический ремонт трансформаторных подстанций, был признан участник закупки с порядковым номер заявки, присвоенным оператором 1 - Победитель ООО "СФЕРА", идентификационным номером заявки - 111847792, с ценовым предложением - 261 000,00 руб. Проект контракта размещен 11.05.2022 17:32 (МСК).
Протоколом от 19.05.2022 N 0294100000222000024/1 участник закупки ООО "СФЕРА" признан уклонившимся от заключения контракта (протокол размещен 19.05.2022 17:52 (МСК)).
Основание для принятия решения: в срок, предусмотренный частью 3 статьи 51 Закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ победитель электронного аукциона - ООО "СФЕРА" не предоставил обеспечение исполнения контракта в соответствии с положениями статьи 37 ФЗ-44.
ООО "СФЕРА" была предоставлена независимая гарантия N 46910-22КЭБГ/0017 от 18.05.2022 на сумму 26 100 (двадцать шесть тысяч сто) рублей 00 копеек.
В соответствии с частью 3 статьи 51 Федерального закона "О контрактной системе", не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем размещения заказчиком в соответствии с частью 2 настоящей статьи проекта контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет одно из следующих действий:
1) подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом). При этом такой участник закупки:
а) в случаях, предусмотренных статьей 37 настоящего Федерального закона, одновременно представляет заказчику информацию и документы, предусмотренные указанной статьей;
б) вносит на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, денежные средства в размере платы, подлежащей внесению за заключение контракта, предложенной таким участником закупки (если по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с настоящим Федеральным законом определен размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта);
2) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке и в единой информационной системе (с использованием электронной площадки, без размещения на официальном сайте) протокол разногласий в одном или нескольких из следующих случаев:
а) наличие разногласий в отношении информации, включенной в проект контракта в соответствии с пунктом 1 части 2 настоящей статьи, с указанием информации, не соответствующей требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, и положениям заявки такого участника закупки;
б) несогласие заключить контракт, содержащий условия, предусмотренные пунктом 2 части 2 настоящей статьи;
3) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке отказ от заключения контракта в случае, предусмотренном пунктом 1 части 17.2 статьи 95 настоящего Федерального закона.
Между тем, участник закупки - ООО "СФЕРА", не внёс на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, в полном объеме денежные средства в размере платы, подлежащей внесению за заключение контракта, в соответствии с требованиями статьи 37 Федерального закона "О контрактной системе".
В соответствии с частью 1 статьи 37 Федерального закона "О контрактной системе" если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет более чем пятнадцать миллионов рублей и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, либо предложена сумма цен единиц товара, работы, услуги, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной суммы цен указанных единиц, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке), но не менее чем десять процентов от начальной (максимальной) цены контракта или от цены заключаемого контракта (если контракт заключается по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона) и не менее размера аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).
Согласно части 2 статьи 37 Федерального закона "О контрактной системе" если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет пятнадцать миллионов рублей и менее и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, либо предложена сумма цен единиц товара, работы, услуги, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной суммы цен указанных единиц, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, указанном в части 1 настоящей статьи, или информации, подтверждающей добросовестность такого участника в соответствии с частью 3 настоящей статьи, с одновременным предоставлением таким участником обеспечения исполнения контракта в размере обеспечения исполнения контракта, указанном в извещении об осуществлении закупки, приглашении, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
Таким образом, победитель электронного аукциона ООО "СФЕРА" обязан был внести обеспечение исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, от цены контракта, что составляет 39 150 рублей.
Кроме того, ООО "СФЕРА" могло представить информацию, подтверждающую добросовестность такого участника, что также не было сделано.
В соответствии с частью 3 статьи 37 Федерального закона "О контрактной системе" к информации, подтверждающей добросовестность участника закупки, относится информация, содержащаяся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, и подтверждающая исполнение таким участником в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке трех контрактов (с учетом правопреемства), исполненных без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней). При этом цена одного из таких контрактов должна составлять не менее чем двадцать процентов начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
Из объяснений ООО "СФЕРА" следует, что "В соответствии с требованиями Закона о контрактной системе N44-ФЗ ответственное лицо ООО "Сфера" в регламентированные сроки планировало подписало и разместило в единой информационной системе Проект контракта, а также предоставило обеспечение исполнения Контракта в виде независимой гарантии. Однако сотрудник ответственный за совершение действий направленных на заключение Контракта неверно рассчитал сумму обеспечения исполнения Контракта, не применил положения ст.37 Закона о контрактной системе N44-ФЗ, тем самым направив в Банк запрос на выпуск Независимой гарантии с неверной суммой, в связи с чем Независимая гарантия была выпущена с неверной суммой, что послужило основанием для признания ООО "Сфера" уклонившимися.".
При этом, лишь 25.05.2022 платежным поручением N 103, ООО "СФЕРА" перечислило недостающую сумму обеспечения контракта в размере 13 050 рублей.
Фактически ООО "СФЕРА" своевременно не были приняты меры, направленные на подписание и добросовестное исполнение контракта.
Согласно части 7 статьи 104 Федерального закона "О контрактной системе" в течение пяти рабочих дней с даты поступления документов и информации, указанных в частях 4 - 6 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в указанных документах и информации фактов. В случае подтверждения достоверности этих фактов федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, включает информацию, предусмотренную частью 3 настоящей статьи, в реестр недобросовестных поставщиков в течение трех рабочих дней с даты подтверждения этих фактов.
Согласно правилам ведения реестра, антимонопольный орган обязан проверять соблюдение заказчиком определенных процедурных требований, а также фактическую недобросовестность исполнителя.
Антимонопольный орган обязан проверить наличие фактов, свидетельствующих о недобросовестности исполнителя - то есть оценить его поведение. В отсутствие такой оценки процедура включения в реестр носит сугубо заявительный характер. Следует понимать, что включение в реестр, по сути, является дисквалификацией, поэтому применение строго формального подхода способно привести к резкому сокращению числа участников закупок и ограничению конкуренции.
При этом, контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок (статья 6 Закона о контрактной системе).
По смыслу части 1 статьи 12 Федерального закона "О контрактной системе" заказчики, реализуя принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективность осуществления закупок, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Одним из таких средств, обеспечивающих заказчикам возможность достижения "заданных результатов", является ведение реестра недобросовестных поставщиков участников (подрядчиков, исполнителей), в который включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Необоснованный отказ антимонопольного органа во включении указанных участников закупок в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) прямым образом затрагивает права заказчика, поскольку участие таких лиц в последующих закупках не позволит заказчику с оптимальными издержками добиться "заданных результатов", приведет к неэффективному использованию бюджетных средств и нарушению конкуренции.
ООО "СФЕРА" со всей степенью заботливости и осмотрительности должно было исполнить взятые на себя обязательства по своевременному предоставлению обеспечения исполнения контракта. При таких условиях довод участника закупки о перечислении на расчетный счет заказчика недостающей суммы обеспечения в размере 13 050 рублей подлежит отклонению, поскольку наличие самого факта непредоставления обеспечения ООО "СФЕРА" вовремя является основанием для включения информации о нем в реестр недобросовестных поставщиков.
Кроме того, подобное обращение Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Чеченской Республике о включении информации об участнике закупки - Обществе с ограниченной ответственностью "СФЕРА" в реестр недобросовестных поставщиков, уклонившимся от заключения контракта, уже второе в течение одного месяца.
Так, решением Чеченского УФАС России от 29 апреля 2022 года по делу N РНП-20-04/44-22, сведения, представленные Государственным учреждением - Отделением Пенсионного фонда Российской Федерации по Чеченской Республике о включении информации об участнике закупки - Обществе с ограниченной ответственностью "СФЕРА" (ИНН 7100007651) в реестр недобросовестных поставщиков, уклонившимся от заключения контракта по результатам проведенного электронного аукциона на оказание услуг по техническому обслуживанию и регламентно-профилактическому ремонту систем мониторинга и видеофиксации в клиентских службах ОПФР по Чеченской Республике, на начальную (максимальную) цену контракта 2 313 000,00 рублей (номер извещения 0294100000222000018), не были включены в Реестр недобросовестных поставщиков.
Несмотря на это, победитель электронного аукциона - ООО "СФЕРА" повторно уклонился от заключения контракта.
Согласно части 2 статьи 104 Федерального закона "О контрактной системе" в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц, учредителем ООО "СФЕРА" является Комаров Сергей Николаевич (710700450018).
Таким образом, в соответствии с частью 2 статьи 104 Федерального закона "О контрактной системе" сведения об Обществе с ограниченной ответственностью "СФЕРА" (ИНН 7100007651) и сведения в отношении его учредителя Комарова Сергея Николаевича (710700450018) подлежат включению в Реестр недобросовестных поставщиков.
Руководствуясь статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чеченской Республике по контролю в сфере закупок,
РЕШИЛА:
1. Признать действия Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Чеченской Республике, соответствующими требованиям Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
2. Признать Общество с ограниченной ответственностью "СФЕРА" (ИНН 7100007651) уклонившимся от заключения контракта по результатам проведенного электронного аукциона на техническое обслуживание и регламентно-профилактический ремонт трансформаторных подстанций (номер извещения 0294100000222000024).
3. В связи с уклонением от заключения контракта, сведения в отношении Общества с ограниченной ответственностью "СФЕРА" (ИНН 7100007651) и сведения в отношении его учредителя Комарова Сергея Николаевича (710700450018) включить в Реестр недобросовестных поставщиков сроком на 2 (два) года.
Решение комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии Б.Д. Эдылханов
Члены Комиссии: М.Х. Саралиев
У.В. Исаев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Чеченской Республике от 26 мая 2022 г. N РНП-20-06/44-22
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.05.2022