Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (Крымское УФАС России) (далее - Комиссия) в составе:
председатель Комиссии - заместитель руководителя Крымского УФАС России А.П. Рудакова,
члены Комиссии:
заместитель начальника отдела контроля закупок Крымского УФАС России Т.Д. Аблаева,
главный специалист-эксперт отдела контроля закупок Крымского УФАС России Э.С.Велиляева,
при участии посредством видеоконференц-связи представителей интересов:
- ГБОУ ДО РК "Региональный центр по подготовке к военной службе и военно-патриотическому воспитанию" (далее - Заказчик) - Л.А. Мартыненко (по доверенности);
- ИП Парубин Игорь Олегович (далее - Заявитель) - А.С. Пискун (по доверенности),
рассмотрев жалобу Заявителя на действия комиссии Заказчика при проведении закупки "Поставка патронов светозвукового действия" (извещение N0375200057322000028) (далее - Закупка), в соответствии со статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и в результате внеплановой проверки, проведенной в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, пунктом 3.30 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы от 19.11.2014 N727/14, зарегистрированного в Министерстве юстиции Российской Федерации 27.02.2015 за N36262 (далее - Административный регламент от 19.11.2014 N727/14),
УСТАНОВИЛА:
В Крымское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, опубликовавшего извещение о Закупке с нарушением требований Закона о контрактной системе.
Представитель Заказчика не согласилась с доводами Заявителя и сообщила, что при проведении Закупки Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В силу пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать также документ - описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно пункту 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
На основании пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных п. 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе, заказчик устанавливает к участникам закупки требование о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно подпункту "н" пункту 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должна содержать информацию и документы об участнике закупки: документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 18 Извещения о проведении электронного аукциона на право заключения Государственного контракта на поставку патронов, охолощенных Заказчиком установлено следующее:
18. |
Требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 Федерального закона |
Участник закупки должен соответствовать требованиям: 1) соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, которые являются объектом закупки, - не установлено; |
Согласно доводу жалобы:
"В соответствии со ст. 9.1 ФЗ-150 "Об оружии": "Разработка, производство, испытание, хранение, ремонт и утилизация гражданского и служебного оружия и основных частей огнестрельного оружия, торговля гражданским и служебным оружием и основными частями огнестрельного оружия, а также разработка, производство, испытание, хранение, реализация и утилизация патронов к гражданскому и служебному оружию и составных частей патронов к гражданскому и служебному оружию подлежат лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности".
Статья 9 ФЗ-150 "Об оружии" имеет исчерпывающий перечень оружия и патронов, которые не подлежат лицензированию, а именно: "Приобретение, экспонирование и коллекционирование оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации не подлежат лицензированию в случае:
приобретения оружия государственными военизированными организациями;
приобретения спортивного пневматического оружия с дульной энергией не более 7,5 Дж и калибра до 4,5 мм включительно юридическими лицами, занимающимися производством оружия или торговлей им (далее - юридические лица - поставщики), спортивными организациями и образовательными организациями;
приобретения, экспонирования и коллекционирования государственными и муниципальными музеями оружия, имеющего культурную ценность, в целях, определенных законодательством Российской Федерации о Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации;
приобретения списанного оружия и охолощенных патронов;
приобретения спортивного и охотничьего холодного клинкового оружия;
приобретения охотничьего метательного стрелкового оружия".
Также, ст. 1 ФЗ-150 "Об оружии" определяет и разграничивает такие понятия, как "патрон сверхзвукового действия" и "охолощенный патрон", что даёт нам понимание о том, что эти два понятия не тождественны:
патрон светозвукового действия - устройство, предназначенное для выстрела из огнестрельного оружия, огнестрельного оружия ограниченного поражения, газового или сигнального оружия, объединяющее в одно целое при помощи гильзы средства инициирования и снаряжение светозвукового действия и не предназначенное для поражения живой или иной цели;
охолощенные патроны - патроны к огнестрельному оружию с отверстием в гильзе, извлеченным метательным зарядом и использованным средством инициирования.
Согласно вышеизложенному, можно сделать вывод, что патрон светозвукового действия не подпадает под перечень патронов, не подлежащих лицензированию. Данный вывод находит свое подтверждение в ответе Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации исх. N 3-16-168371 от 16.12.2019 "О продаже списанного охоложенного оружия и патронов светозвукового действия к нему"
Вывод: приобретение патронов светозвукового действия возможны только при получении лицензии на приобретение гражданского, служебного оружия и патронов.
Также, для реализации (поставки Заказчику) данного вида патронов юридическому лицу необходима лицензия на торговлю: ст. 18 ФЗ-150 "Об оружии":
"Торговлю гражданским и служебным оружием и патронами к нему на территории Российской Федерации имеют право осуществлять юридические лица, производящие гражданское и служебное оружие и патроны к нему на основании лицензии на их производство, а также юридические лица, осуществляющие торговлю на основании лицензии на торговлю гражданским и служебным оружием и патронами к нему".
"Запрещается продавать гражданское и служебное оружие юридическим лицам, не представившим лицензию на приобретение указанного оружия, а патроны к нему - юридическим лицам, не представившим разрешения на хранение или хранение и ношение указанного оружия".
В случае поставки патронов светозвукового действия в соответствии с аукционной документацией Заказчика, действия Поставщика будут содержать в себе состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.8 КоАП РФ "Нарушение правил производства, приобретения, продажи, передачи, хранения, ношения, коллекционирования, экспонирования, уничтожения или учета оружия и патронов к нему, а также нарушение правил производства, продажи, хранения, уничтожения или учета взрывчатых веществ и взрывных устройств, пиротехнических изделий, порядка выдачи свидетельства о прохождении подготовки и проверки знания правил безопасного обращения с оружием и наличия навыков безопасного обращения с оружием или медицинских заключений об отсутствии противопоказаний к владению оружием".
Специфика объекта закупки обязывает Поставщика иметь лицензию на приобретение и реализацию данных патронов, что обязан прописывать в своей документации Заказчик".
Согласно возражениям Заказчика:
"Действительно, в пункте 18 документа "Извещение патроны" не указаны какие-либо особые/специальные требования (наличие лицензии) к участникам закупки, однако отсутствие таких требований не является нарушением.
Объекты закупки "Патрон светозвукового действия 7,62*39" и "Патрон светозвукового действия 10ТК" не подпадают под действие статьи 9.1. Федерального закона от 13.12.1996 N 150-ФЗ "Об оружии" (далее - Закон).
Согласно статьи 1 Закона патрон светозвукового действия - устройство, предназначенное для выстрела из огнестрельного оружия, огнестрельного оружия ограниченного поражения, газового или сигнального оружия, объединяющее в одно целое при помощи гильзы средства инициирования и снаряжение светозвукового действия и не предназначенное для поражения живой или иной цели.
В соответствии со статьей 1 Закона списанное оружие - огнестрельное оружие, в каждую основную часть которого внесены технические изменения, исключающие возможность производства выстрела из него или с использованием его основных частей патронами, в том числе метаемым снаряжением, и которое предназначено для использования при осуществлении культурной и образовательной деятельности с возможностью имитации выстрела из него патроном светозвукового действия (охолощенное оружие) или без возможности имитации выстрела из него (учебное оружие) либо для изучения процессов взаимодействия частей и механизмов оружия (разрезное оружие).
Согласно части 6 статьи 9 Закона приобретение, экспонирование и коллекционирование оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации не подлежат лицензированию в случае приобретения списанного оружия и охолощенных патронов.
В соответствии с частью 4 статьи 13 Закона списанное оружие имеют право приобретать граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет, без получения лицензии.
Списанное оружие для имитации стрельбы использует патроны светозвукового действия, и законодательство Российской Федерации об оружии не содержит прямого запрета на продажу списанного охолощенного оружия и патронов светозвукового действия.
Светозвуковые патроны приобретаются без лицензии как патроны к оружию, не подлежащему лицензированию.
Аналогичный вывод содержит письмо Центра лицензионно-разрешительной работы Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Санкт-Петрбургу и Ленинградской области (ГУ МВД по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области) N57/12-1751 от 06.07.2016 г. "О продаже патронов" (прилагается).
Вместе с тем, согласно абзаца 2 пункта 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 12.03.2002 N 5 (Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.06.2019 N 15) "О судебной практике по делам о хищении, вымогательстве и незаконном обороте оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств" суд пришел к выводу о том, что по смыслу положений статей 222, 223, 225 - 226.1 УК РФ патроны светозвукового, травматического, газового действия, сигнальные, строительно-монтажные, учебные, охолощенные и иные патроны, не имеющие поражающего элемента (снаряда, пули, дроби, картечи и т.п.) и не предназначенные для поражения цели, не относятся к боеприпасам, взрывчатым веществам и взрывным устройствам.
Трактуя "понимание" статьи 1 Закона во втором абзаце на 3 странице жалобы заявитель и вовсе изобретает новое понятие как "патрон сверхзвукового действия" которое даёт ему понимание "не тождественности" с "охолощенными патронами", и необходимости наличия лицензии не на основании Закона, а на основании "Специфики объекта закупки".
На странице 4 заявитель жалобы умышленно искаженно трактуя положения статьи 18 закона путем её выборочного изложения, пытается ввести в заблуждение комиссию относительно запрета, которого нет на самом деле.
Так, согласно части 5 статьи 18 Закона "Запрещается продавать гражданское и служебное оружие юридическим лицам, не представившим лицензию на приобретение указанного оружия, а патроны к нему - юридическим лицам, не представившим разрешения на хранение или хранение и ношение указанного оружия. Продолжение статьи 18 Запрещается продавать оружие гражданам, не представившим лицензию на приобретение соответствующего вида оружия, патроны к нему - гражданам, не представившим разрешения на хранение или хранение и ношение такого оружия, за исключением тех видов оружия и патронов к нему, на приобретение которых лицензия не требуется".
Письмо N 3-16-168371 от 16.12.2019 "О продаже списанного охоложенного оружия и патронов светозвукового действия к нему" Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации в части светозвуковых патронов включенное в жалобу заявителем в качестве аргумента своей правоты содержит аналогичные выводы о том, что граждане вправе приобретать, хранить, продавать списанное оружие для использования в образовательных целях без лицензии.
Однако, в части запрета на приобретение патронов светозвукового действия по лицензии данное письмо не соответствует положениям действующего законодательства Российской Федерации и данное письмо не является нормативным правовым актом - не порождает каких-либо правовых последствий.
Кроме того, согласно Положения, утвержденного Указом Президента РФ от 30.09.2016 N 510 Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации не уполномочена разъяснять законодательство Российской Федерации, практику его применения, а также осуществлять толкование норм, терминов и понятий.
Согласно части 2 статьи 36 Конституции Российской Федерации не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.
Отсутствие дополнительных требований в настоящем случае объективно не может ограничивать конкуренцию и нарушать права заявителя жалобы.
Целью приобретения патронов по настоящей закупке являлось обеспечение мероприятий с использованием ТОКИС оружия - тактический огневой комплекс имитации стрельбы, который применяется со светозвуковыми патронами, позволяющими максимально приблизить условия выполнения упражнений к реальной боевой обстановке".
В соответствии со статьей 18 Федерального закона от 13.12.1996 N150-ФЗ "Об оружии" (далее - Закон об оружии) торговлю гражданским и служебным оружием и патронами к нему на территории Российской Федерации имеют право осуществлять юридические лица, производящие гражданское и служебное оружие и патроны к нему на основании лицензии на их производство, а также юридические лица, осуществляющие торговлю на основании лицензии на торговлю гражданским и служебным оружием и патронами к нему.
Предметом закупки являются поставка патронов светозвукового действия, а именно "Патрон светозвукового действия 7,62*39" и "Патрон светозвукового действия 10ТК" к охолощённому оружию:
N п/п |
Наименование товара |
Значение характеристики |
Единица измерения характеристики |
Кол-во |
||
1 |
Патрон светозвукового действия 7,62*39 |
КТРУ 25.40.10.000-00000001 |
штука |
30 000 |
||
Дополнительная информация* | ||||||
В связи с использованием совместно с охолощёнными автоматами ВПО 925, ВПО 926, ВПО 927, АКМ СХ, АКМС СХ установлены дополнительные требования: Калибр: 7,62 мм. Длина: 39 мм. | ||||||
2 |
Патрон светозвукового действия 10ТК |
КТРУ 25.40.10.000-00000001 |
штука |
30 000 |
||
Дополнительная информация* | ||||||
В связи с использованием совместно с охолощёнными пистолетами ПМ-СХ, ПМ Р-411, ПМ-СО установлены дополнительные требования: Марка патрона: 10ТК. Калибр: 10 мм. Длина: 24 мм. Диаметр: 9,8 мм. |
Исходя из положений статьи 1 Закона об оружии охолощенное оружие списанное оружие - огнестрельное оружие, в каждую основную часть которого внесены технические изменения, исключающие возможность производства выстрела из него или с использованием его основных частей патронами, в том числе метаемым снаряжением, и которое предназначено для использования при осуществлении культурной и образовательной деятельности с возможностью имитации выстрела из него патроном светозвукового действия.
В соответствии с пунктом 6 статьи 3 Закона об оружии списанное оружие относится к гражданскому оружию.
Таким образом, учитывая, что прямая норма Закона об оружии говорит о том, что при продаже гражданского оружия и патронов к нему необходима лицензия, то Заказчик не установив в извещении о проведении закупки требования о необходимости лицензии нарушает статью 31 Закона о контрактной системе, так как предметом закупки является приобретение патронов к гражданскому оружию, на продажу которых у участника должна быть лицензия.
На основании вышеизложенного, Комиссия Крымского УФАС России установила в действиях Заказчика нарушение пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе. Довод признан обоснованным.
Руководствуясь частями 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом от 19.11.2014 N727/14, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Заявителя обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение требований пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
3. Выдать предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия
Председатель Комиссии А.П. Рудакова
Члены Комиссии: Т.Д. Аблаева
Э.С. Велиляева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю от 1 июня 2022 г. N 082/06/106-692/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.06.2022