Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу АНОО ДПО "Высшая школа закупок" (далее - Заявитель) на действия Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, ООО "РТС-тендер" (далее - Оператор электронной площадки) открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта на оказание услуг по повышению квалификации работников Фонда социального страхования Российской Федерации (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0273100000722000015) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, ненадлежащим образом установившего в извещении о проведении Конкурса (далее - Извещение) порядок оценки заявок участников по показателю "Наличие у участника закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов" (далее - Показатель N 1) критерия "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" (далее - Критерий), а также неправомерно установившего в порядке оценки заявок участников показатель "Наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" (далее - Показатель N 2) Критерия.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии не согласился с доводом Заявителя и сообщил, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с Законом о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с Извещением, протоколами, составленными в ходе проведения Конкурса:
1) Извещение размещено в ЕИС - 06.05.2022;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - открытый конкурс в электронной форме;
3) начальная (максимальная) цена контракта (далее - НМЦК) - 14 050 001 рублей;
4) источник финансирования - бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации, КБК - 39307050341090059244;
5) дата окончания подачи заявок на участие в Конкурсе - 24.05.2022.
1.1 Согласно доводу Заявителя Заказчиком ненадлежащим образом установлен в Извещении порядок оценки заявок участников закупки по Показателю N 1 Критерия.
В силу пункта 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с Законом о контрактной системе.
Частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе установлено, что порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются положением об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20.12.2021 N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Положение).
В соответствии с пунктом 24 Положения для оценки заявок по критерию оценки "Квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;
б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;
в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;
г) наличие у участников закупки деловой репутации;
д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Пунктом 6.1 Приложения N 1 к Извещению установлено, что повышение квалификации должно проводиться по следующим образовательным программам дополнительного профессионального образования: журналистика и связи с общественностью, форма обучения - очная; организация контрольной и аудиторской деятельности в государственных внебюджетных фондах, финансовый риск-менеджмент, форма обучения - очная; новое и актуальное в бюджетном законодательстве и бюджетном учёте, форма обучения - очно-заочная (с применением дистанционных образовательных технологий); правовые механизмы противодействия коррупции в сфере госзакупок, форма обучения - очно-заочная (с применением дистанционных образовательных технологий).
В соответствии с порядком оценки заявок участников закупки Извещения Заказчиком по Показателю N 1 Критерия установлено следующее: "По данному критерию оцениваются заявки, в которых представлена информация, подтверждающая наличие у участника открытого электронного конкурса филиальной сети, реализующей программы дополнительного профессионального образования во всех федеральных округах Российской Федерации".
Кроме того, в соответствии с порядком оценки заявок участников Конкурса Показатель N 1 Критерия оценивается следующим образом, а именно: "100 баллов заявке, содержащей предложение о наличии у Участника закупки филиальной сети реализующей программы дополнительного профессионального образования во всех федеральных округах Российской Федерации, а при отсутствии у Участника закупки филиальной сети реализующей программы дополнительного профессионального образования во всех федеральных округах Российской Федерации - 0 баллов".
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что оказание услуг по повышению квалификации в очной форме обучения осуществляется в городе Москва, при этом повышение квалификации в рамках очно-заочного обучения проводится с применением дистанционных образовательных технологий по месту нахождения обучающихся работников Заказчика.
Учитывая вышеизложенное, а также изучив указанный порядок оценки заявок участников закупки, Комиссия приходит к выводу, что условие порядка оценки заявок участников Конкурса в рамках Показателя N 1 Критерия о наличии у участника Конкурса филиальной сети, реализующей программы дополнительного профессионального образования во всех федеральных округах Российской Федерации, не соответствует характеру оказываемых услуг, поскольку оказание услуг по повышению квалификации осуществляется исключительно в Москве, а также с применением дистанционных образовательных технологий по месту нахождения работников Заказчика. В этой связи наличие у участника Конкурса филиальной сети, реализующей программы дополнительного профессионального образования во всех федеральных округах Российской Федерации, не влияет на качество оказываемых исполнителем по государственному контракту услуг.
Вместе с тем отсутствие филиальной сети реализующей программы дополнительного профессионального образования во всех федеральных округах Российской Федерации, в том числе наличие в 7 федеральных округах Российской Федерации из 8 федеральных округов Российской Федерации, влечет присвоение участнику Конкурса по Показателю N 1 Критерия 0 баллов.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что условие порядка оценки заявок участников Конкурса в рамках Показателя N 1 Критерия о наличии у участника Конкурса филиальной сети, реализующей программы дополнительного профессионального образования во всех федеральных округах Российской Федерации, не соответствует Положению и нарушает пункт 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе, что содержит признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
1.2 Согласно доводу Заявителя Заказчиком в порядке оценки заявок участников закупки неправомерно установлен Показатель N 2 Критерия.
В соответствии с порядком оценки заявок участников закупки Извещения Заказчиком по Показателю N 2 Критерия установлено следующее: "Оценивается количество специалистов и иных работников, необходимых для оказания услуг, в должности не ниже преподавателя, имеющих высшее профессиональное образование по направлению подготовки "Юриспруденция", "Финансы и кредит", "Реклама и связи с общественностью", "Журналистика" в соответствии с Общероссийским классификатором специальностей по образованию ОК 009-2016 (принят и введен в действие Приказом Росстандарта от 08.12.2016 N 2007-ст). Перечень документов, подтверждающих наличие специалистов и иных работников, их квалификацию: - трудовая книжка сотрудника или сведения о трудовой деятельности, предусмотренные статьей 66.1 Трудового кодекса Российской Федерации; - диплом о высшем профессиональном образовании/ диплом о профессиональной переподготовке с присвоением квалификации по направлениям подготовки "Юриспруденция", "Финансы и кредит", "Реклама и связи с общественностью", "Журналистика".
Предельно необходимое максимальное значение - 30 (тридцать) специалистов и иных работников.
Оценивается количество специалистов и иных работников участника Конкурса на момент подачи заявки на участие в Конкурсе".
Согласно доводу Заявителя Заказчиком неправомерно установлен Показатель N 2 Критерия, поскольку условие порядка оценки заявок участников Конкурса в рамках Показателя N 2 Критерия о наличии документов подтверждающих наличие специалистов и иных работников, их квалификацию, а именно: - трудовая книжка сотрудника или сведения о трудовой деятельности, предусмотренные статьей 66.1 Трудового кодекса Российской Федерации; - диплом о высшем профессиональном образовании/диплом о профессиональной переподготовке не соответствует действующему законодательству Российской Федерации.
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что Показатель N 2 Критерия установлен в соответствии с подпунктом "д" пункта 24 Положения, что не противоречит положениям Закона о контрактной системе.
Изучив порядок оценки заявок извещения о проведении Конкурса по Показателю N 2 Критерия, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика в части установления Показателя N 2 Критерия не противоречат положениям Закона о контрактной системе.
При этом представитель Заявителя на заседании Комиссии не представил документов и сведений, позволяющих Комиссии прийти к выводу об обратном, в связи с чем довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
2. Решением комиссии ФАС России по контролю в сфере закупок от 23.05.2022 N 28/06/105-1527/2022 (далее - Решение) в действиях Заказчика при проведении Конкурса выявлены следующие нарушения:
- части 4 статьи 34 Закона о контрактной системе, выразившиеся в неправомерном установлении в проекте государственного контракта извещения о проведении Конкурса положения об ограничении общей суммы возможной к начислению неустойки ценой государственного контракта;
- пункта 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе, выразившиеся в ненадлежащем установлении порядка оценки заявок участников Конкурса.
С учетом изложенного, Заказчику, Комиссии по осуществлению закупок, Оператору электронной площадки выдано предписание от 23.05.2022 N 28/06/105-1527/2022 об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе путем внесения изменений в извещение о проведении Конкурса.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу АНОО ДПО "Высшая школа закупок" в части пункта 1.1 мотивировочной части решения обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения части 4 статьи 34, пункта 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе.
3. Предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе не выдавать, так как ранее выдано по делу от 23.05.2022 N 28/06/105-1527/2022.
4. Должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа ФАС России материалы от 25.05.2022 по делу N 28/06/105-1560/2022 для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении не передавать, поскольку ранее передано по делу от 23.05.2022 N 28/06/105-1527/2022.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 25 мая 2022 г. N 28/06/105-1560/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.05.2022