На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (редакция от 01.01.2022) (далее - Закон о контрактной системе), пункта 19 Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, банков, государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ", региональных гарантийных организаций, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576 (далее - Правила), в соответствии с приказом ФАС России от 15.11.2021 N 1264/21 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок" (далее - Приказ) Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи обращение ООО "Межбольничные аптеки" (далее - Заявитель), содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях АО "Сбербанк-АСТ" (далее - Оператор электронной площадки) при проведении ГБУЗ ПК "ГСП N3" (далее - Заказчик N 1); Оператором электронной площадки электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг по поставке экстемпоральных лекарственных средств (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0356300014022000001) (далее -Аукцион N 1); при проведении ГБУЗ ПК "ККСП" (далее - Заказчик N 2), Оператором электронной площадки электронного аукциона на изготовление и поставку экстемпоральных средств для нужд ГБУЗ ПК "ККСП" (номер извещения в ЕИС - 0356500003522000017) (далее - Аукцион N 2,); при проведении ГБУЗ ПК "ККСП" (далее - Заказчик N 2), Оператором электронной площадки электронного аукциона на изготовление и поставку экстемпоральных средств для нужд ГБУЗ ПК "ККСП" (номер извещения в ЕИС - 0356500003522000018) (далее - Аукцион N 3); при проведении ГБУЗ ПК "КККВД" (далее - Заказчик N 3), Оператором электронной площадки электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг по изготовлению и поставке экстемпоральных лекарственных средств (номер извещения в ЕИС - 0356500000222000069) (далее - Аукцион N 4); при проведении ГБУЗ ПК "КККВД" (далее - Заказчик N 3), Оператором электронной площадки электронного аукциона на право заключения контракта на оказание услуг по изготовлению и поставке экстемпоральных лекарственных средств (номер извещения в ЕИС -0356500000222000070) (далее - Аукцион N 5); при проведении ГБУЗ ПК "ГДП N 3" (далее - Заказчик N 4), Оператором электронной площадки электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг по изготовлению и поставке экстемпоральных лекарственных средств (номер извещения в ЕИС - 0356300018422000019) (далее - Аукцион N 6); при проведении ГБУЗ ПК "ГДКП N1" (далее - Заказчик N 5), Оператором электронной площадки электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг по изготовлению и поставке экстемпоральных лекарственных средств (номер извещения в ЕИС - 0356500000922000046) (далее - Аукцион N 7); при проведении ГБУЗ ПК "НРБ" (далее - Заказчик N 6), Оператором электронной площадки электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг по поставке экстемпоральных лекарственных средств (номер извещения в ЕИС - 0356300002722000084) (далее - Аукцион N 8),
УСТАНОВИЛА:
В ФАС России поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Оператора электронной площадки при проведении Заказчиком N 1, Оператором электронной площадки Аукциона N 1, Заказчиком N 2, Оператором электронной площадки Аукционов NN 2-3, Заказчиком N 3, Оператором электронной площадки Аукционов NN 4-5, Заказчиком N 4, Оператором электронной площадки Аукциона N 6, Заказчиком N 5, Оператором электронной площадки Аукциона N 7, Заказчиком N 6, Оператором электронной площадки Аукциона N 8.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Оператора электронной площадки, неправомерно взыскавшего плату за участие в Аукционах NN 1-8, превышающую размер, установленный постановлением Правительства Российской Федерации от 10.05.2018 N 564 "О взимании операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок платы при проведении электронной процедуры, закрытой электронной процедуры и установлении ее предельных размеров" (далее - Постановление N 564).
Представитель Оператора электронной площадки в письменных пояснениях согласился с доводом обращения Заявителя.
В результате рассмотрения обращения и осуществления в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки в части действий Оператора электронной площадки Комиссия установила следующее.
Согласно части 4 статьи 24.1 Закона о контрактной системе допускается взимание платы за участие в электронной процедуре, закрытой электронной процедуре с участника соответствующей процедуры, и (или) лица, с которым заключается контракт, и (или) за проведение электронной процедуры, закрытой электронной процедуры с заказчика, если Правительством Российской Федерации установлено право операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок взимать такую плату, в том числе порядок ее взимания, а также определены предельные размеры такой платы.
Пунктом 1 Постановления N 564 установлено, что операторы электронных площадок, операторы специализированных электронных площадок вправе взимать плату с лица, с которым заключается контракт по результатам проведения электронной процедуры, закрытой электронной процедуры.
В соответствии с пунктом 2 Постановления N 564 в случае заключения контракта по результатам осуществления закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Закона о контрактной системе предельный размер платы не может составлять более одного процента начальной (максимальной) цены контракта и более чем 2 000 рублей.
Согласно доводу Заявителя Оператором электронной площадки по факту заключения контрактов по итогам Аукционов NN 1-8 в адрес Заявителя направлены уведомления о взыскании платы, на основании которых со счета Заявителя списаны денежные средства на общую сумму 19 200 рублей, включающую предельный размер платы за заключения контракта по результатам осуществления закупки в соответствии пунктом 1 части 1 статьи 30 Закона о контрактной системе в размере 16 000 рублей и налог на добавленную стоимость в размере 3 200 рублей.
Представитель Оператора электронной площадки в письменных пояснениях сообщил, что вышеуказанный налог на добавленную стоимость в размере 3200 рублей, удержан Оператором электронной площадки ошибочно.
Комиссией установлено, что Аукционы NN 1-8 проводились среди субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем Оператором электронной площадки по факту заключения Заявителем Контрактов NN 1-8 по итогам проведения Аукционов NN 1-8 неправомерно взыскана плата с Заявителя в размере, превышающем регламентированный размер платы за заключение контрактов.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что действия Оператора электронной площадки нарушают часть 4 статьи 24.1 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Правилами, Приказом, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях Оператора электронной площадки нарушение части 4 статьи 24.1 Закона о контрактной системе.
2. Выдать Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленного нарушения Закона о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 25 мая 2022 г. N П-171/22
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.06.2022