В соответствии с п. 5 ч. 15 ст. 99 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 г. "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), п. "б" ч. 13 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 (далее по тексту - Правила) и на основании Приказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области (далее по тексту - Оренбургское УФАС России) N 144-п от 25.05.2022 г., Инспекцией Оренбургского УФАС России по осуществлению внеплановых проверок в составе:
Председателя Инспекции: Членов Инспекции:
в присутствии посредством видеоконференцсвязи представителей:
финансового отдела администрации муниципального образования Ташлинский район Оренбургской области -
общества с ограниченной ответственностью "НАДЕЖДА" (официальный дилер ООО "УАЗ") -
рассмотрев обращение финансового отдела администрации муниципального образования Ташлинский район Оренбургской области о включении в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений в отношении общества с ограниченной ответственностью "НАДЕЖДА" (ИНН: 5642005273), в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения муниципального контракта на услуги по ремонту легкового автомобиля (номер извещения N 0153300059822000001),
УСТАНОВИЛА:
24 мая 2022 года в Оренбургское УФАС России поступило обращение финансового отдела администрации муниципального образования Ташлинский район Оренбургской области (далее по тексту - Заказчик) о включении в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее по тексту - РНП) сведений в отношении общества с ограниченной ответственностью "НАДЕЖДА" (ИНН: 5642005273) (далее по тексту - Общество, Исполнитель), в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения муниципального контракта на услуги по ремонту легкового автомобиля (номер извещения N 0153300059822000001).
Представитель Заказчика пояснил, что по результатам электронного аукциона 21.02.2022 г. между финансовым отделом Заказчиком и ООО "Надежда" был заключен муниципальный контракт N 0153300059822000001 на оказание услуг по восстановительному ремонту автомобиля после ДТП. Согласно условиям контракта, Исполнитель по заданию Заказчика обязуется в установленный контрактом срок оказать услуги в соответствии с требованиями технического задания (приложение N1 к Контракту) по восстановительному ремонту автомобиля после ДТП (далее - услуги), а Заказчик обязуется принять оказанные услуги и оплатить их в количестве 1 условной единицы.
24.03.2022 г. Обществом был сформирован документ о приемке исполненных услуг по контракту.
По результатам проведенного осмотра и исследования автомобиля "CHEVROLET NIVA 212300-55" государственный регистрационный знак У 765 УХ 56 Заказчиком установлено, что услуги сервисного центра "Надежда (ООО "НАДЕЖДА") выполнены не качественно, поскольку Заказчиком были выявлены повреждения автомобиля в виде царапин, вмятин.
05.04.2022 г. Заказчиком в адрес Общества направлен мотивированный отказ от приемки выполненных работ, в связи с выявленными недостатками.
12.04.2022 г. Заказчиком в адрес Общества направлена претензия об устранении выявленных недостатков в срок до 01.05.2022 г.
Исполнителем недостатки устранены не были, в связи с чем, 05.05. 2022 г. Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Представитель Общества пояснил, что 23.03.2022 г. Исполнитель уведомил Заказчика об исполнении контракта (письмо исх. N 26 от 23.03.2022 г.). 05.04.2022 г. Заказчиком в адрес Общества направлен мотивированный отказ от приемки выполненных работ, в связи с выявленными недостатками.
06.04.2022 г. Общество запросило у Заказчика заключение экспертизы (письмо исх. N 29 от 06.04.2022 г.), которое не было ранее предоставлено в адрес Общества, а также просило принять отремонтированный автомобиль и оплатить выполненные работы.
12.04.2022 г. Заказчиком в адрес Общества направлена претензия об устранении выявленных недостатков в срок до 01.05.2022 г.
В ответ на претензию, Исполнитель (письмо исх. N 43 от 28.04.2022 г.) уведомил Заказчика о несогласии с предъявленными в претензии требованиями, в связи со значительным повышением цен на расходные материалы, Заказчику предложено принять автомобиль, соразмерно уменьшив установленную за работу цену контракта. Это связано с тем, что при тех незначительных недостатках, которые выявлены при приемке работ, возможна эксплуатация автомобиля, а новый ремонт является экономически нецелесообразным, так как приведет к чрезмерному увеличению затрат Исполнителя.
В ответ на данное предложение Исполнителя, Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В ответ на принятое Заказчиком решение об одностороннем отказе, Общество повторно предложило Заказчику принять автомобиль, соразмерно уменьшив установленную за работу цену контракта (письмо исх. N 48 от 18.05.2022 г.).
Представитель Общества обратил внимание Инспекции Оренбургского УФАС России на то, что внесение сведений в отношении Исполнителя в РНП причинит существенный материальный ущерб, в связи с тем, что Общество будет лишено возможности участвовать в торгах сроком на два года.
Инспекция Оренбургского УФАС России, рассмотрев материалы внеплановой проверки, заслушав приведенные доводы, установила следующее:
02.02.2022 г. на официальном сайте Российской Федерации (единая информационная система) в сети Интернет www.zakupki.gov.ru и на электронной торговой площадке было размещено извещение о проведении электронного аукциона на услуги по ремонту легкового автомобиля (номер извещения N 0153300059822000001).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 78 857,10 рублей.
В соответствии с протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 10.02.2022 г. N ИЭА1, по окончании срока подачи заявок подана только одна заявка на участие в закупке - ООО "НАДЕЖДА" с предложением по цене контракта 78 857,10 рублей.
21.02.2022 г. между Заказчиком и Обществом заключен муниципальный контракт N 0153300059822000001 на оказание услуг по восстановительному ремонту автомобиля после ДТП на сумму 78 857,10 рублей (далее - Контракт).
В соответствии с п. 1.1 Контракта, Исполнитель по заданию Заказчика обязуется в установленный Контрактом срок оказать услуги по восстановительному ремонту автомобиля после ДТП (далее - услуги), а Заказчик обязуется принять оказанные услуги и оплатить их в количестве 1 условной единицы.
В соответствии с п. 2.1 Контракта, услуги оказываются Исполнителем в соответствии с требованиями технического задания (приложение N 1 к Контракту), являющегося неотъемлемой частью Контракта, а также техническими нормами, требованиями общепринятых стандартов качества, эксплуатационно-техническими и другими нормативными документами, регламентирующими порядок организации выполнения работ и оказания услуг, действующими в Российской Федерации.
В соответствии с п. 4.1 Контракта, срок оказания услуг - в течении 30 календарных дней с момента заключения контракта.
23.03.2022 г. Исполнитель уведомил Заказчика об исполнении контракта (письмо исх. N 26 от 23.03.2022 г.).
24.03.2022 г. Обществом был сформирован документ о приемке исполненных услуг по контракту.
05.04.2022 г. Заказчиком в адрес Общества направлен мотивированный отказ от приемки выполненных работ, в связи с выявленными недостатками.
06.04.2022 г. Общество запросило у Заказчика заключение экспертизы (письмо исх. N 29 от 06.04.2022 г.), которое не было ранее предоставлено в адрес Общества, а также просило принять отремонтированный автомобиль и оплатить выполненные работы.
Ответ Заказчика на указанное письмо Общества в материалы дела не представлен.
12.04.2022 г. Заказчиком в адрес Общества направлена претензия об устранении выявленных недостатков в срок до 01.05.2022 г.
28.04.2022 г. Исполнитель (письмо исх. N 43 от 28.04.2022 г.) уведомил Заказчика о несогласии с предъявленными в претензии требованиями, в связи со значительным повышением цен на расходные материалы, Заказчику предложено принять автомобиль, соразмерно уменьшив установленную за работу цену контракта. Это связано с тем, что при тех незначительных недостатках, которые выявлены при приемке работ, возможна эксплуатация автомобиля, а новый ремонт является экономически нецелесообразным, так как приведет к чрезмерному увеличению затрат Исполнителя.
Ответ Заказчика на указанное письмо Общества в материалы дела не представлен.
В соответствии с ч. 8 ст. 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии с п. 3 ч. 6 ст. 8 Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", с 1 января до 1 июля 2022 года в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения открытого конкурса в электронной форме, открытого аукциона в электронной форме, запроса котировок в электронной форме, закупки товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 Закона о контрактной системе (в редакции настоящего Федерального закона), закрытого конкурса в электронной форме, закрытого аукциона в электронной форме, Заказчик:
а) направляет такое решение поставщику (подрядчику, исполнителю) в порядке, установленном частью 12.2 статьи 95 Закона о контрактной системе (в редакции настоящего Федерального закона);
б) не позднее дня направления решения (в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта) размещает такое решение в единой информационной системе в сфере закупок по правилам, действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона;
в) в случае неполучения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, направленного в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта, либо информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, датой надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта считается день по истечении пятнадцати дней, считая с даты размещения в единой информационной системе в сфере закупок решения в соответствии с подпунктом "б" настоящего пункта.
В соответствии с ч. 12.2 ст. 95 Закона о контрактной системе, в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения закрытого конкурса, закрытого аукциона, при осуществлении закупок, предусмотренных статьей 93 (за исключением закупки товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 настоящего Федерального закона), статьей 111 (в случае определения в соответствии с частью 1 статьи 111 настоящего Федерального закона особенностей, предусматривающих неразмещение информации и документов в единой информационной системе, на официальном сайте при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и статьей 111.1 настоящего Федерального закона, такое решение передается лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку или направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте. Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления считается:
1) дата, указанная лицом, имеющим право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), в расписке о получении решения об одностороннем отказе от исполнения контракта (в случае передачи такого решения лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку);
2) дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, предусмотренного настоящей частью, либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, информации о возврате такого письма по истечении срока хранения (в случае направления решения об одностороннем отказе от исполнения контракта заказным письмом).
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта (ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе).
В соответствии с п. 15.7 Контракта, Контракт может быть расторгнут по взаимному соглашению Сторон, по решению суда или в случае одностороннего отказа Стороны от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством в порядке, предусмотренном законодательством о контрактной системе.
05.05.2022 г. Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
05.05.2022 г. указанное решение размещено Заказчиком в Единой информационной системе, а также направлено в адрес Общества посредством Поты России.
18.05.2022 г. в ответ на принятое Заказчиком решение об одностороннем отказе, Общество повторно предложило Заказчику принять автомобиль, соразмерно уменьшив установленную за работу цену контракта (письмо исх. 48 от 18.05.2022 г.).
Ответ Заказчика на письмо Общества в материалы дела не представлен.
Материалами дела установлено, что согласно сведениям отслеживания почтового отправления, представленным сайтом "Почта России" www.pochta.ru, 11.05.2022 г. "Получено адресатом".
Статьей 191 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.
Таким образом, первым днем начала исчисления срока, установленного частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе, будет день, следующий за днем надлежащего уведомления поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта. Следовательно, на одиннадцатый день с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта контракт считается расторгнутым.
Поскольку одиннадцатый день выпадал на выходной день (то есть, 22.05.2022, воскресенье, не рабочий день), следовательно, указанный день переносится на ближайший рабочий день, которым является 23.05.2022 (понедельник, рабочий день).
Таким образом, учитывая положения ч. 12, ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе, односторонний отказ Заказчика от исполнения Контракта вступил в силу 23.05.2022 г.
Согласно ч. 16 ст. 95 Закона о контрактной системе (в редакции действующей на момент размещения закупки), информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут, в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном настоящим Федеральным законом порядке в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Из ст. 104 Закона о контрактной системе следует, что реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств. Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение участника закупки, выражающееся в неправомерном нарушении положений действующего законодательства. Последствием включения в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение) является ограничение прав такого лица на участие в течение определенного срока в закупках товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд.
В соответствии с ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Порядок рассмотрения обращения о включении информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков и ведения реестра такого реестра определен Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Постановление N 1078).
Согласно ч. 7 ст. 104 Закона о контрактной системе, а также п.13 Постановления N 1078, уполномоченный орган осуществляет проверку информации и документов, указанных в пунктах 6 - 8 настоящих Правил, на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность поставщика (подрядчика, исполнителя), не позднее 5 рабочих дней с даты их поступления.
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое действие лица, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе.
В соответствии с ч. 9 ст. 104 Закона о контрактной системе информация о поставщиках (подрядчиках, исполнителях) исключается из указанного реестра по истечении двух лет с даты ее включения в реестр недобросовестных поставщиков.
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое действие лица, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе. О недобросовестности поведения лица может свидетельствовать лишь умышленное и намеренное нарушение положений Закона о контрактной системе. Между тем, из материалов дела не усматриваются признаки намеренного уклонения от заключения указанного контракта, доказательств обратного на момент рассмотрения дела не представлено.
Проанализировав представленные в материалы дела документы, Инспекция Оренбургского УФАС России обстоятельств, объективно свидетельствующих о наличии недобросовестных действий ООО "НАДЕЖДА" не выявила.
Таким образом, Инспекция Оренбургского УФАС России при вышеуказанных обстоятельствах не имеет достаточных оснований для включения информации об ООО "НАДЕЖДА" в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании вышеизложенного, Инспекция Оренбургского УФАС России, руководствуясь Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)", ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
В удовлетворении требований финансового отдела администрации муниципального образования Ташлинский район Оренбургской области о включении в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений в отношении общества с ограниченной ответственностью "НАДЕЖДА" (ИНН: 5642005273), в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения муниципального контракта на услуги по ремонту легкового автомобиля (номер извещения N 0153300059822000001), отказать.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение 3-х месяцев со дня его вынесения.
Председатель Инспекции
Члены Инспекции
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области от 31 мая 2022 г. N РНП-56-08-06-107/2022 (ключевые темы: односторонний порядок - исполнение контракта - реестр недобросовестных поставщиков - надлежащее извещение - исполнитель)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.06.2022