Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области (далее - Амурское УФАС России) по контролю в сфере закупок в составе: Горячевой Н.В. - заместителя руководителя управления, председателя Комиссии; Парнищевой М.М. - начальника отдела контроля закупок, Стрелковой Е.В. - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок,
в отсутствие представителя заявителя жалобы, уведомленного о дате и времени рассмотрения настоящего дела надлежащим образом,
в присутствии представителя муниципального заказчика,
рассмотрела поступившую в Амурское УФАС России жалобу от индивидуального предпринимателя Меньшикова Романа Анатольевича на действия муниципального заказчика - Администрации рабочего поселка (пгт) Прогресс (далее - Заказчик) при осуществлении закупки способом открытого аукциона в электронной форме "Капитальный ремонт инженерных сетей водоснабжения и водоотведения в пгт. Прогресс", объявленного извещением от 13.05.2022 N 0123300002922000030 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, выразившиеся, по мнению заявителя, в нарушении требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), а именно: в необоснованном ограничении числа участников закупки путем установления требования о членстве в саморегулируемой организации (СРО).
Комиссия Амурского УФАС России, рассмотрев жалобу, исследовав материалы дела, проведя в соответствии с частями 3, 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку,
УСТАНОВИЛА:
13.05.2022 Заказчиком на электронной площадке ООО "РТС-тендер" www.rts-tender.ru опубликовано извещение N 0123300002922000030 о проведении электронного аукциона "Капитальный ремонт инженерных сетей водоснабжения и водоотведения в пгт. Прогресс".
Соответствующая информация размещена на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru.
Начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере 8 467 006,80 рублей.
Дата и время начала срока подачи заявок: 13.05.2022 16:28 (МСК+6).
Дата и время окончания срока подачи заявок: 23.05.2022 09:00 (МСК+6).
Дата проведения процедуры подачи предложений о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги: 23.05.2022.
Дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя): 25.05.2022.
Согласно протоколу подачи ценовых предложений от 23.05.2022 поступило 2 предложения, лучшее ценовое предложение участника: 111921341.
В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) N 0123300002922000030 от 25.05.2022 оба участника закупки признаны соответствующими требованиям закупочной документации.
По результатам подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) победителем аукциона признан участник закупки N 111921341, заявка на участие в закупке которого соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, и который предложил по результатам проведения процедуры подачи предложений о цене контракта наиболее низкую цену контракта 8128326,48 руб. (восемь миллионов сто двадцать восемь тысяч триста двадцать шесть рублей 48 копеек).
Комиссия Амурского УФАС России, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Аукционной документацией, размещенной в Единой информационной системе в сфере закупок, в частности приложением N 8 к извещению о проведении электронного аукциона заказчиком определён перечень документов и сведений, предоставляемых в составе заявки на участие в аукционе: если в извещении о проведении электронного аукциона к участникам закупки предъявлено требование по п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ, в заявку включаются документы, подтверждающие соответствие участника этому требованию. Исчерпывающий перечень таких документов установлен в извещении об осуществлении электронного аукциона.
Извещением о проведении закупки к участникам аукциона установлены единые требования, предусмотренные пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Согласно части 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей. Выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства по таким договорам обеспечивается специалистами по организации строительства (главными инженерами проектов). Работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.
В части 1 статьи 55.8 ГрК РФ установлено, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, по договору подряда на осуществление сноса, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Объектом капитального строительства, согласно части 10 статьи 1 ГрК РФ, является здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка.
Пунктом 1 Приказа Минрегиона РФ от 30.12.2009 N 624 "Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства" (далее - Приказ N 624) утвержден перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (далее - Перечень).
Работы, предусмотренные Перечнем Приказа N 624, в техническом задании закупочной документации имеются.
В силу положений ст. 55.17 ГрК РФ документом, подтверждающим членство юридического лица в саморегулируемой организации, в том числе в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, с 1 июля 2017 г. является выписка из реестра членов саморегулируемой организации.
Форма выписки из реестра членов СРО в области строительства утверждена приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 04.03.2019 N 86 "Об утверждении формы выписки из реестра членов саморегулируемой организации".
Заказчиком установлено соответствующее требование о том, что участник закупки должен быть членом саморегулируемой организации (СРО) в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.
Согласно подпункту "н" пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать в том числе документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Частью 2 статьи 48 Закона о контрактной системе определено, что заявка на участие в закупке состоит из трех частей. Первая часть должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "а", "б" и "г" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Первая часть также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Вторая часть должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "р" пункта 1, подпунктом "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Третья часть должна содержать информацию, предусмотренную пунктом 3 или пунктом 4 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение о проведении закупочной процедуры должно содержать требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
Названные требования к составу заявки в рамках проверяемой закупочной процедуры заказчиком также установлены.
Вместе с тем, Федеральным законом N 124-ФЗ от 01.05.2022 г. "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" внесены изменения в действующее законодательство. В частности, внесенными поправками в ч. 2.1 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации увеличена цена договора строительного подряда, работы по которому можно выполняться без наличия членства в строительной СРО с 3 до 10 млн. рублей. Указанные поправки вступили в силу 1 мая 2022 года.
С учетом изложенных поправок, установление соответствующих требований о членстве СРО к участникам закупки, начальная (максимальная) цена контракт по которой составляет менее 10 млн. руб. является неправомерным.
В соответствии с частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
Выявленные нарушения законодательства о контрактной системе образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Поскольку допущенные нарушения не повлекли иные результаты торгов, а также с учетом социальной значимости рассматриваемой закупочной процедуры для муниципального образования - пгт. Прогресс Амурской области, Комиссия Амурского УФАС России приходит к выводу об отсутствии необходимости выдачи соответствующего предписания об устранении данных нарушений.
Рассмотрев жалобу ИП Меньшикова Р.А., руководствуясь пунктом 1 части 3, части 15 статьи 99, части 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Амурского УФАС России приняла
Р Е Ш Е Н И Е:
1. Признать жалобу Индивидуального предпринимателя Меньшикова Романа Анатольевича обоснованной.
2. Признать в действиях муниципального заказчика - Администрации рабочего поселка (пгт) Прогресс нарушение части 6 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Предписание об устранении допущенного нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе не выдавать.
4. Передать материалы дела должностному лицу Амурского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждения административного производства.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Амурской области в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии: Н.В. Горячева
Члены Комиссии: М.М. Парнищева
Е.В. Стрелкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области от 30 мая 2022 г. N 028/06/106-260/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.06.2022