Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее - Ростовское УФАС России) по контролю соблюдения законодательства о контрактной системе в сфере закупок в составе:
Председатель Комиссии: |
М.А. Благодарев, |
||
Члены Комиссии: |
С.А. Иванкова, |
||
|
А.С. Вишнякова, |
||
|
|
рассмотрев обращение Заказчика о внесении сведений в отношении ИП Диброва Р.В. в реестр недобросовестных поставщиков (далее - Реестр) в режиме видеоконференц-связи (далее - ВКС) при участии представителя Заказчика - Самодурова Б.С. (доверенность от 29.04.2022), представителей ИП Диброва Р.В. лично - Лунякина И.Е. (доверенность от 28.10.2021), Катрыч М.Ю. (доверенность от 24.06.2021),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области, в соответствии со ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон), поступило обращение Заказчика о включении сведений в отношении ИП Диброва Р.В. в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения контракта N23-22-206 от 14.02.2022 (далее - Контракт), заключенного по результатам проведения электронного аукциона N0358300280421000206 "Поставка дезинфицирующих средств для обеспечения нужд МБУЗ "Городская больница N20 города Ростова-на-Дону" ".
В результате осуществления проверки факта ненадлежащего исполнения ИП Дибровым Р.В. Контракта, Комиссия Ростовского УФАС России установила следующее.
В соответствии с ч.2 ст.104 Закона в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в том числе требования к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения ведения реестра, установлены в Правилах ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Правила ведения Реестра).
Контракт N23-22-206 заключен между Заказчиком и Поставщиком 14.02.2022 по результатам проведения электронного аукциона N0358300280421000206. Цена контракта составила 885 560,50 руб.
В соответствии с п. 1.1 Контракта Поставщик обязуется передать, а Заказчик принять и оплатить товары в количестве и ассортименте, указанные в спецификации поставляемых товаров, являющейся неотъемлемой частью Контракта, одновременно с товаром относящиеся к нему документы, предусмотренные законом, иными правовыми актами.
В силу п. 3.1 Контракта поставка товара осуществляется Поставщиком в течение 2022 года в рабочие дни Заказчика с даты заключения Контракта по 31.12.2022 периодически по предварительной заявке Заказчика. Исполнение заявки Заказчика - в течение 5 (пяти) календарных дней с даты ее получения Поставщиком. Способ отправки заявки Поставщику - телефон, факс, электронная почта.
Пунктом 4.1 Контракта установлено, что Поставщик обязуется поставлять товары соответствующего качества, количества, срокам его поставки и иным требованиям, предусмотренным Контрактом.
В силу п. 5.1 Контракта Поставщик осуществляет поставку товара в учреждение Заказчика в количестве, определенном заявкой Заказчика.
В соответствии с п. 5.2 Контракта приемка по количеству и качеству при передаче товара Заказчику с учетом следующих требований: приемка товара по количеству и качеству в части отсутствия повреждений упаковки (тары), которые можно обнаружить путем осмотра товара без вскрытия упаковки, производится Заказчиком в присутствии представителя Поставщика непосредственно при передаче товара; если в процессе передачи товара будет обнаружена недостача или излишки товара по количеству, Заказчик не принимает данный товар; повторная поставка товара осуществляется Поставщиком в срок не позднее 3 (трех) дней со дня оформления акта об отказе в приемке товара.
Заказчик 22.02.2022 направил в адрес ИП Диброва Р.В. заявку на поставку следующих дезинфицирующих средств:
- Юнит-универсал в количестве 117 л.;
- Юнит-кварт в количестве 20 л;
- Янилис в количестве 8 л;
- Димакс хлор в количестве 2 кг;
- Умилон в количестве 14 л;
- Озализ в количестве 96 л;
- Мистраль в количестве 20 л;
- Юнил-ол в количестве 2 л;
- Eco-septic в количестве 3 л;
- Профдрай в количестве 3 упаковок.
Впоследствии данная заявка откорректирована Заказчиком в части количества поставляемых дезинфицирующих средств Юнит-универсала и Янилиса, к поставке Заказчик запросил 120 л и 10 л соответственно.
Поставщик осуществил поставку товара в установленный Контрактом срок 25.02.2022 (товарная накладная N58). Однако, Поставщик не осуществил поставку двух дезинфицирующих средств - Eco-septic и Профдрай, в связи с чем Заказчиком составлен акт об отказе в приемке товара N1 от 25.02.2022.
Поставщик направил в адрес Заказчика письмо (исх. N115 от 25.02.2022) с просьбой принять поставленный им товар. В ответном письме (исх. N658 от 01.03.2022) Заказчик указал не невозможность приемки товара, несоответствующего количеству в направленной заявке на поставку.
Заказчик 04.03.2022 направил Поставщику заявку на поставку:
- Юнит-универсал в количестве 120 л.;
- Юнит-кварт в количестве 20 л;
- Янилис в количестве 10 л;
- Димакс хлор в количестве 2 кг;
- Умилон в количестве 14 л;
- Озализ в количестве 96 л;
- Мистраль в количестве 20 л;
- Юнил-ол в количестве 2 л;
- Eco-septic в количестве 3 л;
- Профдрай в количестве 3 упаковок.
Однако, ИП Дибров Р.В. вновь осуществил поставку товара не в полном объеме, а именно, отсутствуют дезинфицирующие средства с наименованием Eco-septic и Профдрай. Заказчик вновь не принял поставленный товар, составив акт об отказе в приемке товара N2 от 10.03.2022.
Поставщик в адрес Заказчика направил письмо (исх. N118 от 09.03.2022) с предложением осуществить замену дезинфицирующих средств и заключить дополнительное соглашение к Контракту: Eco-septic заменить на Юнит-Септодез, Профдрай - на Юнит-драй.
Заказчик направил Поставщику письмо (исх. N865 от 16.03.2022) с просьбой предоставить инструкции по применению предложенных дезинфицирующих средств.
ИП Дибров Р.В. направил запрошенные Заказчиком инструкции 23.03.2022 (письмо исх. N137). Заказчик направил в адрес Поставщика письмо (исх. N972 от 29.03.2022) с уведомлением о несогласии утвердить замену позиций, установленных Контрактом, на предложенные Поставщиком, поскольку по мнению Заказчика предложенный товар имеет ухудшенные характеристики.
Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта 18.04.2022, поскольку товар в соответствии с заявками Заказчика ИП Дибровым Р.В. не поставлен.
В соответствии с п. 3 ч. 6 ст. 8 Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - ФЗ-360) в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 статьи 95 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения открытого конкурса в электронной форме, открытого аукциона в электронной форме, запроса котировок в электронной форме, закупки товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в редакции настоящего Федерального закона) (далее также - электронные процедуры), закрытого конкурса в электронной форме, закрытого аукциона в электронной форме (далее также - закрытые электронные процедуры), заказчик:
а) направляет такое решение поставщику (подрядчику, исполнителю) в порядке, установленном частью 12.2 статьи 95 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в редакции настоящего Федерального закона);
б) не позднее дня направления решения (в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта) размещает такое решение в единой информационной системе в сфере закупок по правилам, действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона;
в) в случае неполучения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, направленного в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта, либо информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, датой надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта считается день по истечении пятнадцати дней, считая с даты размещения в единой информационной системе в сфере закупок решения в соответствии с подпунктом "б" настоящего пункта.
В силу ч. 13 ст. 95 Закона решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта Заказчик направил в адрес Поставщика посредством электронной почты, заказным письмом 18.04.2022, а также разместил в единой информационной системе.
Заказчик получил подтверждение о вручении указанного решения ИП Диброву Р.В. 06.05.2022, что является датой надлежащего уведомления.
Указанное решение вступило в законную силу 17.05.2022, поскольку нарушения, послужившие основанием для принятия Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта, Поставщиком не устранены в десятидневный срок.
ИП Дибров Р.В. представил Комиссии Ростовского УФАС России письменные пояснения, согласно которым необходимое Заказчику дезинфицирующее средство - Eco-septic и Профдрай - невозможно приобрести, поскольку официальные поставщики и производители сейчас не осуществляют их продажу. В подтверждение своей позиции ИП Дибров Р.В. представил свои обращения производителям и поставщикам, от которых Поставщик ответ так и не получил (исх. N110 от 22.02.2022, исх. N111 от 22.02.2022, исх. N112 от 22.02.2022, исх. N113 от 22.02.2022, исх. N114 от 22.02.2022). Кроме того, Поставщик обосновал факт того, что предложенные им средства имеют улучшенные характеристики, что следует из их инструкций по применению. Согласно письменной позиции Заказчика, товар имеет ухудшенные характеристики, поскольку средство Юнит-Септодез не обладает вируцилидной активностью, а средство Юнит-драй не обладает активностью в отношении аденовирусов, короновирусов. Однако, Поставщик представил письмо официального призводителя средств Юнит-Септодез и Юнит-драй (исх. N235 от 21.12.2021), согласно которому все средства, производимые ООО "Юнитор" с заявленной активностью вируцилид - являются полностью вируцилидными, о чем свидетельствуют фраза в инструкциях по применению "_ всех известныхх вирусов-патогенов". Следовательно, средства Юнит-Септодез и Юнит-драй обладают вируцилидной активностью и подходят под условия Контракта.
Аналогичная правовая позиция указана в постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа по делу NА53-23337/2021 от 11.05.2022.
Согласно п. 1 ст. 2 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) "_предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг". Это означает возложение на предпринимателя всех возможных негативных последствий предпринимательской деятельности, в том числе ошибочных коммерческих расчетов, и за это ответственность несет сам предприниматель.
Подпунктом А ч. 13 Правил ведения Реестра предусмотрено, что в процессе рассмотрения вопроса о включении в реестр недобросовестных поставщиков контрольный орган рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком условий контракта.
В силу п. 3 ст. 401 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Частью 2 ст. 104 Закона предусмотрено, что в реестр недобросовестных поставщиков вносятся сведения о поставщиках, с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
По смыслу Правил ведения Реестра включение участника закупки в реестр недобросовестных поставщиков возможно только при наличии в действиях такого поставщика (подрядчика, исполнителя) недобросовестного поведения.
Из данных норм следует, что при поступлении сведений о случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта антимонопольный орган должен провести проверку и установить факт недобросовестного поведения подрядчика, повлекший односторонний отказ заказчика от исполнения государственного контракта, и только в случае подтверждения указанного факта он осуществляет размещение сведений об участнике размещения заказа в реестре недобросовестных поставщиков.
Комиссия Ростовского УФАС России пришла к выводу о том, что данной ситуации Поставщик надлежащим образом исполнял свои обязательства по Контракту, поскольку осуществил поставку в установленный Контрактом срок и осуществил попытки закупить необходимый товар либо заменить его на товар с улучшенными характеристиками.
Антимонопольный орган не должен ограничиваться формальным установлением факта расторжения государственного контракта, а в рамках выполнения возложенной на него функции обязан выяснить все обстоятельства, определить вину лица, характер его действий и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения информации об ИП Диброве Р.В. в реестр недобросовестных поставщиков.
Руководствуясь ч. 1 ст. 2, ч. 15 ст. 99, ст. 104 Закона и Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Не вносить сведения об индивидуальном предпринимателе Диброве Романе Викторовиче (ИНН 614105475026) в реестр недобросовестных поставщиков.
Решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в арбитражный суд в течение трех месяцев в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Председатель комиссии: |
М.А. Благодарев |
|
Члены комиссии: |
С.А. Иванкова
А.С. Вишнякова |
|
|
|
Исп. Вишнякова А.С.
тел.: (863) 240-86-88
to61-vishnyakova@fas.gov.ru
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 25 мая 2022 г. N РНП-61-224
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 31.05.2022