Комиссия Томского УФАС России по контролю законодательства о контрактной системе в сфере закупок, рассмотрению информации о включении в реестр недобросовестных поставщиков, в составе:
председателя Комиссии:
членов комиссии:
рассмотрев информацию (вх.N3109 от 26.04.2022), направленную в Томское УФАС России Управлением федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области (далее - Заказчик) для рассмотрения вопроса о включении сведений в отношении Общества с ограниченной ответственностью "Интеграл" (ИНН 5405052662) (далее - Общество, ООО "Интеграл",Поставщик) на основании одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением Обществом условий контракта, с целью включения сведений о нём в реестр недобросовестных поставщиков (далее - Реестр), при участие посредством ВКС представителей ЗаказчикаГергет О.Н. (доверенность N6от 24.01.2022), при участие директора Общества Адамук Д.В. (лица, действующего без доверенности),
УСТАНОВИЛА:
Заказчик представил в Томское УФАС России в соответствии со ст.104 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон 44-ФЗ, Закон о контрактной системе) сведения об Обществе для включения в Реестр.
Комиссия в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта установила следующее:
17.02.2022на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок - (www.zakupki.gov.ru) (далее - ЕИС, Официальный сайт) размещены извещение об электронном аукционе "Поставка средств печати и копирования данных взамен списанных, вышедших из строя" (извещение N 0165100006322000013)с начальной (максимальной) ценой 100 000,00 руб.
14.02.2022 Заказчик и Общество заключили государственный контракт N 25/2022 (далее - Контракт).
Цена контракта: 90 000,00 руб.
Согласно пункту 1.1. Поставщик обязуется поставить Заказчику средств печати и копирования данных взамен списанных, вышедших из строя (далее - Товар) в соответствии со Спецификацией (приложение N 1 к Контракту), а Заказчик обязуется принять Товар и оплатить его в порядке и на условиях Контракта.
В соответствие с пунктом 3.2. Контракта Поставка Товара производится силами и средствами Поставщика в соответствии с условиями Контракта.
Согласно пунктам 3.3. и 3.4. Место поставки Товара: г. Томск, ул. Пушкина, д. 34/1. Срок поставки Товара: в течении 10 (десяти) рабочих дней с момента подписания Контракта.
Пунктом 1 статьи 525 ГК РФ предусмотрено, что поставка товаров для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основе государственного или муниципального контракта на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, а также заключаемых в соответствии с ним договоров поставки товаров для государственных или муниципальных нужд.
Согласно статьи 526 ГК РФ по государственному или муниципальному контракту на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд (далее - государственный или муниципальный контракт) поставщик (исполнитель) обязуется передать товары государственному или муниципальному заказчику либо по его указанию иному лицу, а государственный или муниципальный заказчик обязуется обеспечить оплату поставленных товаров.
В соответствии со статьей 518 ГК РФ покупатель (получатель), которому поставлены товары ненадлежащего качества, вправе предъявить поставщику требования, предусмотренные статьей 475 настоящего Кодекса, за исключением случая, когда поставщик, получивший уведомление покупателя о недостатках поставленных товаров, без промедления заменит поставленные товары товарами надлежащего качества.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 523 ГК РФ односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускается в случае существенного нарушения договора одной из сторон (абзац четвертый пункта 2 статьи 450 ГК РФ). Нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случаях: поставки товара ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок; неоднократного нарушения сроков поставки товара.
В силу пункта 2 статьи 523 Гражданского кодекса РФ нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случаях:
-поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок;
-неоднократного нарушения сроков поставки товаров.
Контракта был заключен 14.03.2022 последним днем поставки является 28.03.2022 включительно.
По состоянию на 29.03.2022 Поставщик не исполнил обязательства, предусмотренные Контракта.
В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В силу пункта 9.1. Контракта - Расторжение контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа Стороны от исполнения контракта в соответствии положениями частей 8 - 11, 13 - 19, 21 - 23 и 25 статьи 95 Закона N 44-ФЗ 04.04.2022 - Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение) в связи с существенным нарушением условий контракта неоднократным неисполнением Обществом обязанностей, предусмотренных контрактом.
В соответствии с частью 12.2 статьи 95 Закона N 44-ФЗ в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения закрытого конкурса, закрытого аукциона, при осуществлении закупок, предусмотренных статьей 93 (за исключением закупки товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 настоящего Федерального закона), статьей 111 (в случае определения в соответствии с частью 1 статьи 111 настоящего Федерального закона особенностей, предусматривающих не размещение информации и документов в единой информационной системе, на официальном сайте при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и статьей 111.1 настоящего Федерального закона, такое решение передается лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку или направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте. Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления считается:
1) дата, указанная лицом, имеющим право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), в расписке о получении решения об одностороннем отказе от исполнения контракта (в случае передачи такого решения лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку);
2) дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, предусмотренного настоящей частью, либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, информации о возврате такого письма по истечении срока хранения (в случае направления решения об одностороннем отказе от исполнения контракта заказным письмом).
14.04.2022 - Заказчик направил Решение Подрядчику по электронной почте, заказным письмом с уведомлением и разместил решение в ЕИС.
Дата надлежащего уведомления по истечению пятнадцатидневного срока со дня размещения Решения об одностороннем отказе в ЕИС, т.е04.05.2022.
14.04.2022 - Общество получило решение об одностороннем отказе о исполнения Контракта.
В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона 44-ФЗ решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Дата вступления решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в законную силу является 25.04.2022.
Согласно части 4 статьи 104 Закона 44-ФЗ Заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков не позднее чем через три рабочих дня с даты признания в соответствии с настоящим Федеральным законом участника закупки уклонившимся от заключения контракта, расторжения контракта по основаниям, указанным в части 2 настоящей статьи.
26.04.2022- Заказчиком в Томское УФАС России направлена информация (вх.N 3109 от 26.04.2022) для рассмотрения вопроса о включении сведений об ООО "Интеграл" в реестр недобросовестных поставщиков, в связи с одностороннем отказе от исполнения Контракта.
Сроки направления информации об Обществе в Томское УФАС России, установленные частью 4 статьи 104 Закона 44-ФЗ Заказчиком не нарушены.
В ходе заседания Комиссия изучила документы, предоставленные Заказчиком и Обществом, из ходя предоставленных документов следует, что:
29.03.2022 - Общество в адрес Заказчика направило предложение заключить дополнительное соглашение о расторжении Контракта, в связи с обстоятельствами непреодолимой силы, а именно с отсутствие поставок электронно-вычислительной техники иностранных производителей на территории РФ.
01.04.2022 - Заказчиком было рассмотрено обращение и дан ответ (письмо N03-03097/22 исх. От 01.04.2022) с разъяснением о том, что к обстоятельствам непреодолимой силы (форс-мажору) не могут быть отнесены предпринимательские риски, такие как нарушение обязанностей со стороны контрагентов. Также в письме был указан крайний срок поставки средств печати и копирования данных взамен списанных, вышедших из строя 08.04.2022 включительно.
11.04.2022 - Общество направило письмо (вх. N08486/22 от 11.04.2022) в адрес Заказчика о том, что Поставщик обратился в Торгово-промышленную палату РФ представить разъяснения с подтверждениями документами, можно ли отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров отнести к обстоятельствам непреодолимой силы (форс-мажору).
После расторжения Контракта Поставщику было направлено требование об уплате пени и штрафов (исх. N03-04067/22 от 25.04.2022)
Представитель Общество на заседание комиссии пояснил, что в связи с внешнеэкономической ситуацией РФ, поставки электронно-вычислительной техники производства Fujitsu-японский производитель электронных устройств на территорию РФ прекращены из-за наложения санкций со стороны Японии, а именно запрет на импорт электронно-вычислительной техники. Также в подтверждение отсутствие требуемых сканеров Общество делало официальные запросы Поставщикам электронно-вычислительной техники и также получало ответы на данные запросы, об отсутствие данного товара на складах.
В подтверждение своих доводов Общество и Заказчик предоставили письма, которые приобщены к материалам дела.
Таким образом в действиях ООО "Интеграл" не усматриваются признаки недобросовестного поведения при исполнения Контракта. Общество совершало действия, направленные на исполнения Контракта, а именно запрашивало информацию о наличие поставляемого товара у Поставщиков, в связи со сложившийся экономической и политической ситуацией в стране не смогло поставить данный товар. Доказательства, неоспоримо свидетельствующие об умышленном неисполнение Контракта ООО "Интеграл", в материалах дела отсутствуют.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 99 Закона 44-ФЗ Федеральная антимонопольная служба является органом, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок. Контроль в сфере закупок осуществляется в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок.
В соответствии с ч.2 ст.104 Закона 44-ФЗ в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой публичной ответственности установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения закупок. При этом, включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков, являющееся правовым последствием установления факта уклонения от исполнения контракта, по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица, выразившееся в уклонении от исполнения контракта.
Включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений.
Как мера публичной ответственности такое включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков должно отвечать принципам справедливости, соразмерности, пропорциональности государственного принуждения характеру совершенного правонарушения.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в ч. 1 ст. 1 Закона 44-ФЗ, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Антимонопольный орган не должен ограничиваться формальным установлением факта расторжения государственного контракта, а в рамках выполнения возложенной на него функции обязан выяснить все обстоятельства, определить вину лица, характер его действий и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения информации о заявителе в реестр недобросовестных поставщиков.
Вместе с тем, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контакта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе.
Ни Закон 44-ФЗ, ни Постановление Правительства РФ от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" не содержат безусловной обязанности антимонопольного органа включать представленные ему сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в том числе требования к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения ведения реестра, установлены Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Правила).
Комиссия, изучив и проверив предоставленную информацию и документы, пришла к выводу о возможности не включения сведений об Обществе с ограниченной ответственность ООО "Интеграл" (ИНН5405052662)
Руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 104 Закона 44-ФЗ, Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения об Обществе с ограниченной ответственностью "Интеграл" (адрес: 630133, г. Новосибирск, ул. В. Высоцкого, дом 54/1, квартира 97, ИНН 5405052662) не включать в реестр недобросовестных поставщиков.
Решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в арбитражный суд в течение трех месяцев в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Председатель комиссии
Члены комиссии:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области от 4 мая 2022 г. N РНП-70-53-22
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.05.2022