Комиссия Томского УФАС России по контролю законодательства о контрактной системе в сфере закупок, рассмотрению информации о включении в реестр недобросовестных поставщиков, в составе:
председателя Комиссии:
Абдурахманова А.Ф. - заместителя руководителя;
членов комиссии:
Жохова С.В. - врио заместителя начальника отела контроля закупок;
Пирютко Т.В. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок;
рассмотрев информацию (вх.N3263/1 от 04.05.2022), направленную в Томское УФАС России Администрацией ЗАТО Северск (далее - Заказчик) для рассмотрения вопроса о включении сведений об ИП Москальчук Денисе Геннадьевиче (ИНН 701407964433) (далее - ИП Москальчук Д.Г.) в связи с уклонением от заключения контракта, в реестр недобросовестных поставщиков (далее - Реестр), при участии посредством ВКС представителя Заказчика Соловцовой Марины Викторовны (доверенность N88 от 13.05.2022), при участии ИП Москальчук Дениса Геннадьевича,
УСТАНОВИЛА:
04.05.2022 Администрация ЗАТО Северск направила в Томское УФАС России в соответствии со статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон 44-ФЗ, Закон о контрактной системе) информацию об ИП Москальчук Денисе Геннадьевиче для рассмотрения вопроса о включении в Реестр.
Комиссия Томского УФАС России в результате осуществления проверки факта уклонения от заключения контракта, проведенного в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в ходе внеплановой проверки установила следующее.
06.04.2022 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок - (www.zakupki.gov.ru) (далее - ЕИС, Официальный сайт) размещено извещение о проведении электронного аукциона "Оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей Администрации ЗАТО Северск" (извещение N 0165300009022000124) с начальной (максимальной) ценой контракта 550 000,00 руб.
Идентификационный код закупки: 223702400927770240100101430014520244.
В соответствии с частью 1 статьи 51 Закона о контрактной системе по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, с иным участником закупки (далее в настоящей статье - участник закупки, с которым заключается контракт) не ранее чем через десять дней (если настоящим Федеральным законом не установлено иное) с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), протокола, предусмотренного подпунктом "а" пункта 2 части 6 настоящей статьи, после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона (если требование обеспечения исполнения контракта установлено в извещении об осуществлении закупки). Участники закупки, заявки которых не отозваны в соответствии с настоящим Федеральным законом, обязаны подписать контракт в порядке, установленном настоящей статьей.
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона в электронной форме от 19.04.2022 NИЭА1 для закупки N0165300009022000124 ИП Москальчук Д.Г. признан победителем электронного аукциона.
На основании пункта 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения в единой информационной системе протоколов, указанных в части 1 настоящей статьи: заказчик формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта, указанный в пункте 5 части 2 статьи 42 настоящего Федерального закона.
21.04.2022 - Заказчик разместил в ЕИС проект Контракта.
28.04.2022 - ИП Москальчук Д.Г. подписал проект Контракта без нарушение сроков подписания.
Частью 3 статьи 51 Закона о контрактной системе предусмотрено, что не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем размещения заказчиком в соответствии с частью 2 настоящей статьи проекта контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет одно из следующих действий:
1) подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом). При этом такой участник закупки:
а) в случаях, предусмотренных статьей 37 настоящего Федерального закона, одновременно представляет заказчику информацию и документы, предусмотренные указанной статьей;
б) вносит на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, денежные средства в размере платы, подлежащей внесению за заключение контракта, предложенной таким участником закупки (если по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с настоящим Федеральным законом определен размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта);
2) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке и в единой информационной системе (с использованием электронной площадки, без размещения на официальном сайте) протокол разногласий в одном или нескольких из следующих случаев:
а) наличие разногласий в отношении информации, включенной в проект контракта в соответствии с пунктом 1 части 2 настоящей статьи, с указанием информации, не соответствующей требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, и положениям заявки такого участника закупки;
б) несогласие заключить контракт, содержащий условия, предусмотренные пунктом 2 части 2 настоящей статьи;
3) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке отказ от заключения контракта в случае, предусмотренном пунктом 1 части 17.2 статьи 95 Закона о контрактной системе.
28.04.2022 ИП Москальчук Д.Г. направил подписанный со своей стороны проект муниципального контракта. К проекту муниципального контракта приложена информация о добросовестности участника закупки в виде реестровых номеров 3 исполненных контрактов, однако, документ, подтверждающий внесение обеспечения исполнения контракта в виде денежных средств либо независимой гарантии, отсутствует.
При этом, ИП Москальчук Д.Г. на сайте оператора электронной площадки АО "ЕЭТИ" в разделе "Способ подтверждения обеспечения" указал "Поставщиком установлено, что обеспечение не требуется", что не соответствует извещению об осуществлении закупки и проекту муниципального контракта, в которых установлено требование о внесении победителем аукциона обеспечения исполнения контракта в размере 1% от максимального значения цены контракта (5 500 руб.).
По состоянию на 04.05.2022 денежные средства в обеспечение исполнения контракта на счет заказчика не поступили, в реестре независимых гарантий информация о независимой гарантии также отсутствует.
Таким образом, ИП Москальчук не выполнил требования части 3 статьи 51 и статьи 96 Закона о контрактной системе: не предоставил обеспечение исполнения муниципального контракта.
В случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены требования, предусмотренные частью 3 статьи 51 Закона 44-ФЗ (за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 части 3 настоящей статьи, а также случая, если таким участником закупки в срок, установленный частью 3 настоящей статьи, не выполнены требования пункта 3 части 3 настоящей статьи) и частью 5 настоящей статьи:
1) такой участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта;
2) заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем истечения срока выполнения участником закупки требований, предусмотренных частями 3 и 5 настоящей статьи:
а) формирует с использованием единой информационной системы и подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) протокол об уклонении участника закупки от заключения контракта, содержащий дату подписания такого протокола, идентификационный номер заявки участника закупки, уклонившегося от заключения контракта, указание на требования, не выполненные участником закупки;
б) формирует и направляет в соответствии с порядком, предусмотренным частью 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, в день размещения в единой информационной системе протокола, предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта, обращение о включении информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
3) оператор электронной площадки не позднее одного часа с момента размещения в соответствии с подпунктом "а" пункта 2 настоящей части протокола об уклонении участника закупки от заключения контракта направляет такому участнику закупки уведомление о таком размещении.
04.05.2022 - Заказчиком размещен "Протокол признания участника уклонившимся от заключения контракта от 04.05.2022 NППУ20_1" для закупки N0165300009022000124.
На заседании Комиссии Томского УФАС России ИП Москальчук Д.Г. пояснил, что намерений не заключать контракт не имел. Одновременно с данной закупкой ИП Москальчук Д.Г. участвовал еще в ряде закупок участниками которых могут являться только субъекты малого и среднего предпринимательства допускающие подтверждение своей добросовестности тремя номерами реестровых записей исполненных контрактов вместо внесения обеспечения исполнения контракта, в следствии ошибки после подписания проекта контракта для закупки N0165300009022000124 были приложены 3 номера реестровой записи исполненных контрактов вместо перечисления денежных средств в качестве обеспечения исполнения контракта.
Комиссия Томского УФАС России изучив доводы ИП Москальчук Дениса Геннадьевича и предоставленные документы приходит к выводу о том, что ИП Москальчук Д.Г. совершал действия, направленные на заключение Контракта, а именно проект Контракт подписан в срок.
Таким образом в действиях ИП Москальчук Дениса Геннадьевича не усматриваются признаки недобросовестного поведения при заключения контракта, поскольку не предоставление обеспечения исполнения контракта произошло не умышленно.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 99 Закона 44-ФЗ Федеральная антимонопольная служба является органом, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок. Контроль в сфере закупок осуществляется в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок.
В соответствии с ч.2 ст.104 Закона 44-ФЗ в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой публичной ответственности установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения закупок. При этом, включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков, являющееся правовым последствием установления факта уклонения от исполнения контракта, по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица, выразившееся в уклонении от исполнения контракта.
Включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений.
Как мера публичной ответственности такое включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков должно отвечать принципам справедливости, соразмерности, пропорциональности государственного принуждения характеру совершенного правонарушения.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в ч. 1 ст. 1 Закона 44-ФЗ, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Антимонопольный орган не должен ограничиваться формальным установлением факта расторжения государственного контракта, а в рамках выполнения возложенной на него функции обязан выяснить все обстоятельства, определить вину лица, характер его действий и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения информации о заявителе в реестр недобросовестных поставщиков.
Вместе с тем, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контакта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе.
Ни Закон 44-ФЗ, ни Постановление Правительства РФ от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" не содержат безусловной обязанности антимонопольного органа включать представленные ему сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в том числе требования к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения ведения реестра, установлены Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Правила).
Комиссия Томского УФАС России изучив доводы ИП Москальчук Дениса Геннадьевича и предоставленные документы, пришла к выводу о возможности не включения сведений об ИП Москальчук Д.Г. (ИНН 701407964433).
Руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 104 Закона 44-ФЗ, Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения об ИП Москальчук Д.Г. (ИНН 701407964433) не включать в реестр недобросовестных поставщиков.
Решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в арбитражный суд в течение трех месяцев в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Председатель Комиссии |
А.Ф. Абдурахманов |
члены Комиссии: |
С.В. Жохов |
|
Т.В. Пирютко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области от 13 мая 2022 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.05.2022