Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
СПб ГКУ "Центр комплексного благоустройства" (далее - Заказчик):;
ООО "Вектор" (далее - Заявитель):;
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 13554-ЭП/22 от 23.05.2022) на действия Заказчика при определении (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса в электронной форме на выполнение проектно-изыскательских работ по переустройству объекта зеленых насаждений, расположенного на территории зеленых насаждений общего пользования городского значения "Буферный парк между Детскосельским бульв., Петербургским шоссе и р. Кузьминкой" (извещение N 0372200202322000013) (далее - конкурс), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении конкурса размещено 05.05.2022 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372200202322000013.
Начальная (максимальная) цена контракта - 26 606 699,65 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на нарушения Заказчиком требований законодательства о контрактной системе, которые выразились в установлении ненадлежащего порядка оценки конкурсных заявок.
Заказчик считает жалобу необоснованной по основаниям, изложенным в письменных возражениях на жалобу.
В силу п. 3.32 Административного регламента по ходатайству лиц, участвующих в рассмотрении жалобы и проведении внеплановой проверки, либо по собственной инициативе, в том числе для выяснения обстоятельств, имеющих значение для принятия решения, в заседании комиссии может быть объявлен перерыв. При объявлении перерыва лицам, присутствующим на заседании Комиссии, объявляется о дате, времени и месте продолжения заседания Комиссии. Письменное уведомление о месте, дате и времени рассмотрения жалобы после перерыва не направляется. При объявлении перерыва срок рассмотрения жалобы не приостанавливается и не продлевается.
После окончания перерыва заседание Комиссии продолжается с момента, на котором заседание было прервано. В случае если после окончания перерыва изменился состав Комиссии, то рассмотрение жалобы и проведение внеплановой проверки начинается заново.
27.05.2022 Комиссией УФАС принято решение об объявлении перерыва в заседании, после которого рассмотрение жалобы продолжалось 30.05.2022 продолжалось в том же составе Комиссии УФАС.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения представителей сторон, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства.
Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
По смыслу ч.ч. 1, 2 и 4 ст. 24 Закона о контрактной системе открытый конкурс в электронной форме является конкурентным способом определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), победителем которого признается участник закупки, который предложил лучшие условия исполнения контракта и заявка на участие в закупке которого соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
Электронный конкурс начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки (ч. 1 ст. 48 Закона о контрактной системе).
Согласно п. 11 ч. 1. ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2021 г. "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Положение).
В соответствии с п. 24 Положения для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;
б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;
в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;
г) наличие у участников закупки деловой репутации;
д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно п.п. 26- 27 Положения ценка заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" осуществляется с учетом требований настоящего раздела в порядке, установленном пунктами 20 - 23 раздела IV настоящего Положения для оценки заявок по критерию оценки "характеристики объекта закупки".
В случае применения показателя оценки, указанного в подпункте "б" пункта 24 настоящего Положения, документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению, устанавливаются:
а) перечень оборудования и других материальных ресурсов, оцениваемых по показателю, предусмотренному подпунктом "б" пункта 24 настоящего Положения, и необходимых для поставки товара, выполнения работ, оказания услуг, являющихся объектом закупки;
б) перечень следующих документов, подтверждающих наличие оборудования и других материальных ресурсов, предусмотренных перечнем, установленным в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта:
инвентарные карточки учета объектов основных средств унифицированной формы ОС-6 (при наличии оборудования и других материальных ресурсов в собственности участника закупки);
договоры аренды (лизинга), безвозмездного пользования, субаренды на срок исполнения контракта с приложением актов, подтверждающих наличие у участника закупки оборудования и других материальных ресурсов (при отсутствии оборудования и других материальных ресурсов в собственности участника закупки);
выписка из Единого государственного реестра недвижимости, подтверждающая право собственности на объект недвижимого имущества, выданная не ранее чем за 90 дней до дня окончания срока подачи заявок (при наличии объекта недвижимого имущества в собственности участника закупки);
договор аренды объекта недвижимого имущества на срок исполнения контракта, зарегистрированного в установленном порядке (если предусмотрено законодательством), с приложением акта передачи арендованного объекта недвижимого имущества от арендодателя участнику закупки (арендатору) или выписка из Единого государственного реестра недвижимости, подтверждающая право аренды на объект недвижимого имущества и выданная не ранее чем за 90 дней до дня окончания срока подачи заявок (при наличии объекта недвижимого имущества у участника закупки на праве аренды);
иные документы, подтверждающие нахождение у участника закупки в течение срока исполнения контракта объекта недвижимого имущества на ином законном основании (при наличии объекта недвижимого имущества у участника закупки на ином законном основании);
в) к оценке принимаются документы, предусмотренные подпунктом "б" настоящего пункта, в случае их представления в заявке в полном объеме и со всеми приложениями. При проведении открытого конкурса в электронной форме или закрытого конкурса в электронной форме такие документы направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов. При проведении закрытого конкурса направляются документы или заверенные участником закупки их копии.
В соответствии с извещением о проведении закупки Заказчиком для оценки заявок участников закупки использован, в том числе, критерий "квалификация участников закупки.".
Согласно электронному документу "4._Порядок_оценки_заявок0405.docx" к извещению о проведении закупки показателем названного критерия является "Наличие у участников закупки оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании".
В вышеуказанном документе Заказчиком установлен следующий порядок оценки заявок на участие в рассматриваемой части:
"Оценке подлежит количество рабочих мест участника конкурса с лицензионным программным обеспечением для подготовки информационной модели - BIM-модели, которые участник закупки предполагает использовать для оказания услуг, являющихся предметом закупки.
Оцениваются сведения о количестве авторизованных пользователей, работающих в программном обеспечении одновременно, которые подтверждены документально.
1.Перечень документов, подтверждающих наличие лицензионного программного обеспечения:
- Инвентарные карточки учета объектов основных средств унифицированной формы ОС-6 (при наличии оборудования и других материальных ресурсов в собственности участника закупки);
- Договоры аренды (лизинга), безвозмездного пользования, субаренды на срок исполнения контракта с приложением актов, подтверждающих наличие у участника закупки оборудования и других материальных ресурсов (при отсутствии оборудования и других материальных ресурсов в собственности участника закупки).
2. Оборудование (техника), в отношении которого не будут представлены вышеперечисленные документы, или документы будут представлены не в полном объеме, или из содержания представленных на технику документов невозможно будет однозначно определить вид, назначение и технические характеристики техники, такая техника не будет учитываться комиссией при расчете баллов по соответствующему детализирующему показателю.
Оборудование (техника), технические характеристики которого не будут соответствовать требованиям, указанным в детализирующем показателе, не будет учитываться комиссией при расчете баллов по такому детализирующему показателю.
3. К оценке принимаются документы, предусмотренные пунктом 1 настоящего раздела, в случае их представления в заявке в полном объеме и со всеми приложениями. Такие документы направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов. Представленные документы должны быть в виде неповторяющихся, полно читаемых копий, на которых видны необходимые подписи и печати".
В рассматриваемом случае, в составе показателя оценке подлежит количество рабочих мест участника конкурса с лицензионным программным обеспечением для подготовки информационной модели - BIM-модели.
Описание объекта закупки установлено Заказчиком в Приложении N 1 к Извещению и содержится в электронном документе "1._Описание_объекта.docx".
Из пояснений представителя Заказчика следует, что в соответствии с Техническим заданием (Приложение N 1 к Извещению) в состав проектноизыскательских работ по переустройству объекта зеленых насаждений, расположенного на территории зеленых насаждений общего пользования городского значения "Буферный парк между Детскосельским бульв., Петербургским шоссе и р. Кузьминкой", являющегося предметом закупки, входит проектирование благоустройства крупной рекреационной территории, включающую подготовку разнообразных презентационных материалов, установленных п.п. 13, 15, 21 Технического задания, в том числе общих видов, решение, решение объемно-пространственной композиции парка с раскрытием видовых точек, оформление планировочных узлов парка, цветное оформление и пр.
Также по мнению представителя Заказчика, данные материалы, исходя из современной практики проектирования объектов благоустройства, выполняются в виде полнофункциональных 3-D моделей.
Вместе с тем, анализ вышеуказанных подпунктов технического задания показала, что подобное описание объекта закупки однозначно не коррелируется с порядком оценки в рассматриваемой части и не подтверждает необходимость использования лицензионного программного обеспечения для подготовки информационной модели - BIM-модели.
Исходя из изложенного, Комиссия УФАС пришла к выводу, что установленный Заказчиком порядок оценки в рассматриваемой части не соответствует Положению и нарушает п.11 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе.
Указанные действия Заказчика содержат признаки состава правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 7.30 КоАП РФ.
2. Согласно электронному документу "4._Порядок_оценки_заявок0405.docx" к извещению о проведении закупки показателем критерия "квалификация участников закупки" является, в том числе, "Наличие у участников закупки финансовых ресурсов".
В вышеуказанном документе Заказчиком установлен следующий порядок оценки заявок на участие в рассматриваемой части:
"Оценка заявок осуществляется по формуле, предусмотренным подпунктом "ж" пункта 20 Положения:
где:
- предельное минимальное значение характеристики объекта закупки, установленное заказчиком (частях заявок), подлежащих в соответствии с Федеральным законом N44-ФЗ оценке по критерию оценки "квалификация участников закупки ";
Предельно минимальное значение = 10% от начальной максимальной цены контакта/договора
Хi - значение, содержащееся в предложении участника закупки, заявка (часть заявки) которого подлежит в соответствии с Федеральным законом N44-ФЗ оценке по критерию оценки "квалификация участников закупки ";
Хmax - максимальное значение, содержащееся в заявках (частях заявок), подлежащих в соответствии с Федеральным законом N44-ФЗ оценке по критерию оценки "квалификация участников закупки ".
Оценка заявки (части заявки) по показателю оценки определяется путем суммирования среднего количества баллов, присвоенных всеми принимавшими участие в ее рассмотрении и оценке членами комиссии по осуществлению закупок по каждому детализирующему показателю, умноженного на значимость соответствующего детализирующего показателя. При этом среднее количество баллов определяется путем суммирования количества баллов, присвоенных каждым членом комиссии по осуществлению закупок, и последующего деления на количество таких членов".
Согласно ч.1 ст.14 Федерального закона от 08.02.1998 N14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" уставный капитал общества составляется из номинальной стоимости долей его участников. Размер уставного капитала общества должен быть не менее чем десять тысяч рублей.
Согласно ч.1 ст. 90 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) уставный капитал общества с ограниченной ответственностью (статья 66.2) составляется из номинальной стоимости долей участников.
Уставной капитал - это конкретная сумма, зафиксированная в учредительных документах при регистрации юридического лица, это имущественная масса, формируемая учредителями, - обществ с ограниченной ответственностью, акционерных обществ.
В соответствии с ч. 1 ст. 66.2 ГК РФ минимальный размер уставных капиталов хозяйственных обществ определяется законами о хозяйственных обществах.
Минимальные размеры уставных капиталов хозяйственных обществ, осуществляющих банковскую, страховую или иную подлежащую лицензированию деятельность, а также акционерных обществ, использующих открытую (публичную) подписку на свои акции, устанавливаются законами, определяющими особенности правового положения указанных хозяйственных обществ.
Комиссия УФАС отмечает, что такой параметр, как размер уставного капитала предприятия, не может сам по себе являться показателем наличия у участника закупки финансовых ресурсов.
Кроме того, данный показатель оценки необоснованно дает преимущество тем участникам закупки, которые имеют больший размер уставного капитала вне зависимости от их профессиональных способностей и успехов.
Следовательно, показатель "Наличие у участников закупки финансовых ресурсов" не является объективным, поскольку не влияет на квалификацию участника закупки, по которому возможно оценить лучшие условия исполнения обязательств по контракту.
Исходя из изложенного, Комиссия УФАС пришла к выводу, что установленный Заказчиком порядок оценки в рассматриваемой части не соответствует Положению и нарушает п. 11 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе.
Указанные действия Заказчика содержат признаки состава правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 7.30 КоАП РФ.
3.Выявленные в действиях Заказчика нарушения являются существенными, что дает основание для выдачи обязательного для исполнения предписания об их устранении.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 8, 31, 42, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Вектор" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п.11 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, конкурсной комиссии, оператору электронной торговой площадки предписание об устранении выявленного нарушения.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении виновных лиц Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 30 мая 2022 г. N 44-1576/22
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.06.2022